Украина теряет автопром

26 июня 2015, 12:35, ИА Амител

Украина может полностью лишиться своего автопрома. Из-за сложной политической ситуации под угрозой работа крупнейших местных автопредприятий ЗАЗ и "Богдан". Их основной рынок сбыта — российский — для Украины потерян, - пишет Газета.Ру.

Сборка легковых автомобилей на Запорожском автомобилестроительном заводе
Сборка легковых автомобилей на Запорожском автомобилестроительном заводе
Фотография: ИТАР-ТАСС

Нестабильная политическая обстановка на юго-востоке Украины в Донецкой и Луганской областях срывает производственные процессы на предприятиях украинского автопрома — об этом сообщает Ассоциация украинских автомобильных производителей "Укравтопром". Комплектующие, предназначенные для заводов, не могут достичь пунктов назначения. В частности,

только у Запорожского автомобилестроительного завода (ЗАЗ) среди поставщиков комплектующих в Донецкой области находится 25, а в Луганской — 11 предприятий.

Производители этих областей обеспечивали конвейеры автопрома резинотехническими изделиями, пружинами, радиаторами, инструментами, изделиями из цветных металлов. По информации от ее участников, многие поставки комплектующих временно приостановлены: блокпосты и военные действия мешают их безопасной и своевременной транспортировке.

"В связи с боевыми действиями на востоке страны ограничено, а местами прекращено транспортное сообщение с Донецкой и Луганской областями, — сообщил "Газете.Ru" Георгий Овсянников, директор департамента маркетинга и экономического анализа ассоциации "Укравтопром". — Планировать и контролировать исполнение партнерских обязательств с предприятиями этих регионов очень проблематично. Сегодня речь идет не об увеличении риска возникновения форс-мажорных обстоятельств, а об увеличении количества таких обстоятельств".

По этой причине возникла угроза остановки производства — за короткое время найти новых поставщиков практически невозможно.

В итоге в апреле этого года по сравнению с мартом производство на ЗАЗе упало на 10,3%, в корпорации "Богдан" — на 64,7%, на заводе "Еврокар" — на 27,6%.

В целом по отрасли производство автомобилей и автобусов на Украине снизилось на 14,7% и составило всего около 4,7 тыс. автотранспортных средств.

С резким обвалом производства в стране падают и показатели продаж, которые особенно ощутимы в восточных регионах страны.

Если в апреле 2013-го на Украине было продано около 26 тыс. новых автомобилей, то в апреле текущего года показатели упали до 7,7 тыс. единиц.

Для сравнения: объемы продаж в России за 2013 год превысили 2,95 млн автомобилей.

По мнению экспертов "Укравтопрома", дополнительное давление на автопроизводителей оказало снижение спецпошлин, произошедшее параллельно с увеличением ставок акцизного налога на новые автомобили и кузовы для промышленной сборки. В результате производители лишились последней государственной защиты.

Целесообразность сохранения промышленного производства автомобилей на Украине оказалась под вопросом.

Примечательно, что по сообщению ИТАР-ТАСС, победившему на президентских выборах на Украине Петру Порошенко подконтрольны два автомобильных предприятия — Луцкий автомобильный завод и корпорация "Богдан". Как неоднократно заявлял сам Порошенко, сразу после избрания на пост президента он немедленно продаст все принадлежащие ему активы. Впрочем, в "Укравтопроме" заверили, что Порошенко уже с 2009 года не владеет акциями "Богдана" и не контролирует его деятельность.

Российские эксперты ставят под сомнение возможность успешного развития авторынка на Украине в ближайшие годы. Так, заместитель главного редактора журнала "За рулем" Игорь Моржаретто считает, что авторынок на Украине целенаправленно рушился последние четыре года. И причиной этому стала не только сложившаяся здесь напряженная политическая ситуация.

"Постепенно авторынок на Украине скатился до смешных 100 тыс. продаж новых автомобилей в год, — рассказал Моржаретто "Газете.Ru". — И дело не только в политике. Так, они на два года раньше России вошли в ВТО. Но не обговорили никаких условий для защиты своего автопрома.

В результате были снижены ввозные таможенные пошлины, после чего производить автомобили на Украине стало просто невыгодно".

Второй удар, по словам эксперта, последовал год назад со стороны России. Именно тогда был введен утилизационный сбор.

"Основным рынком сбыта для Украины была именно Россия, — пояснил Моржаретто.

— К нам поставлялось порядка 40% от всех объемов продаж. Преимущественно это были автомобили стоимостью 200–300 тыс. руб. К примеру, ZAZ Chance. Но когда на машины этой ценовой категории накидываются дополнительные 30 тыс. руб. в виде утилизационного сбора, интерес к ним со стороны покупателей резко падает. Конечно, из-за революции в стране на автомобили резко упал спрос — в такое время люди мало задумываются о покупке новой машины. Как я понимаю, на Украине сейчас более-менее работает только ЗАЗ, остальные производители простаивают.

В стране очень маленький внутренний рынок, а российский потерян для Украины надолго, если не навсегда".

По мнению эксперта, в случае продажи "Богдана" цена корпорации окажется невысока.

"Скорее всего, цена предприятия окажется смешной и на него найдутся покупатели среди местных бизнесменов, — рассуждает Моржаретто. — На сегодняшний день эти активы неликвидны, они представляют интерес, только если есть рынок сбыта.

Сейчас это просто набор станков и людей, которые сидят без заказов. "Богдан" можно купить только в расчете на то, что рынок поднимется.

Ведь раньше здесь производили много хороших моделей, например грузовики Isuzu, которые в том числе хорошо продавались и в России. Одно время здесь в большом количестве производили автомобили "АвтоВАЗа".

С тем, что в ближайшее время перспектив развития у украинского авторынка нет, согласен генеральный директор "Автостата" Сергей Целиков.

"Когда на территории страны идут военные действия, это никак не способствует росту потребительского рынка, — говорит Целиков "Газете.Ru". — Поэтому перспектива у украинского рынка плохая — даже если будут найдены решения сложившейся ситуации, то люди в ближайшее время не начнут зарабатывать больше и не захотят покупать новые машины".

По словам эксперта, после присоединения Крыма к России украинский рынок дополнительно сократился на 5–6%.

"До кризиса 2008 года в Крыму продавалось 20–25 тыс. машин. За последний год там было продано 10–12 тыс. автомобилей.

После присоединения Крыма наш рынок прирастет на это число, а украинский, наоборот, просядет", — прогнозирует Целиков.

Говоря о будущем "Богдана", Целиков заметил, что производство на заводе налажено и предприятие будет работать и в других руках.

"Если "Богдан" останется подконтрольным Петру Порошенко через подставных людей, то он будет способствовать развитию этого предприятия.

Если же Порошенко полностью дистанцируется от предприятия, то его дальнейшая судьба будет полностью зависеть от экономической ситуации", — считает Целиков.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров