Кому нужен новый «налог» на права

26 июня 2015, 12:35, ИА Амител

ГИБДД предложила ввести прогрессивную шкалу оплаты экзаменов на права. Если ведомство продавит законопроект, уже в 2015 году стоимость получения водительского удостоверения вырастет до 6500 рублей. Но главная проблема в том, что это далеко не предел, - пишет Автовзгляд.

Российская Госавтоинспекция хочет поднять стоимость получения водительских прав до 6500 рублей. И это на первый раз: каждая следующая попытка также обойдется в несколько тысяч. Оправдываются дорожные полицейские профессионально: мол, это поможет финансово стимулировать кандидатов более качественно готовиться к экзаменам.

Видите ли, за год у нас в стране фиксируется порядка 10 миллионов попыток сдачи экзаменов, хотя соискателей на самом деле – чуть больше 2,2 миллиона. То есть, среднестатистический водитель получает "корочки" с четвертого раза. А теперь представьте, что каждый такой дополнительный "раз" будет стоить от 1 до 4,5 тысяч рублей.

Бюджетный гешефт вырисовывается очень даже приличный. Первый заход – 6500 рублей, независимо от степени подготовки. Просто за то, что пришел. Предполагается, что сами экзамены обойдутся в 4,5 тысячи: тысяча – за теоретическую часть, полторы – за "площадку", еще две – за "город". Подорожает и изготовление "корочек". Сейчас это стоит 800 рублей, но если законопроект примут, ценник увеличится до двух тысяч.

Однако, это не все: мы же помним про три дополнительных раза? За пластик деньги брать снова не будут, но только за него. Все остальные цены зафиксированы. Отсеялся на "теории"? Твой второй раз будет стоить 4,5 тысячи рублей. Не сдал площадку – 3,5 тысячи. Завалил с первой попытки "город"? Две… Тут счет, в итоге, на миллиарды пойдет. Вынутые опять же из карманов водителей. Пусть даже и будущих.

Многие сейчас, конечно вспомнят про "права купила, ездить не купила", про безопасность движения и прочую ересь, которой нас регулярно пичкают большие гаишные чины. Однако все давно и прекрасно знают: экзамен на права к качеству подготовки будущего водителя не имеет никакого отношения. Руководствоваться его результатами, все равно, что набирать людей в отряд космонавтов на основании одной лишь их проверки у дантиста.

Впрочем, кого волнуют такие мелочи? В России же провели реформу системы подготовки водителей, снабдили автошколы новыми программами, избавили крупных игроков от "теневых брокеров", банально натаскивавших студентов на сдачу и тупо "торговавших" правами. При этом, правда, их забыли наделить ответственностью…

PHOTOXPRESS

Ну не отвечает сейчас автошкола за своего студента. Вообще. Как он готовился, готовился ли вообще, ее не волнует, как не волнует то, с какого раза он сдаст гаишный экзамен. И действительно, с какой стати ее это должно волновать, если каждую попытку он оплачивает из собственного кармана? Автошкола с него к этому моменту все что могла, поимела. Проще говоря, грядущие нововведения их не коснутся. Поэтому все крупные ассоциации легко согласились выступить с гаишниками единым фронтом, поддержав инициативу.

Обучение в автошколе сейчас не пять копеек стоит, мало того, расценки продолжают расти, хотя обучение и так стоит весьма приличных денег. Но после отмены экстерната, альтернатив у будущих водителей не осталось. И в первую очередь за его уничтожение ратовали именно автошколы.

Откуда берутся такие суммы – понятно: бензин, инструктор с машиной, лектор, аренда помещений, площадок… Но с какой тогда стати в самый важный момент водитель, по сути, остается один на один с гаишником, которому, к слову, после принятия законопроекта будет выгодно его завалить и отправить его на пересдачу?

Теперь представим себе обратную ситуацию, при которой автошкола выступает не как промежуточное звено, а как фактический гарант качества подготовки. Идеальный вариант. Для этого, кстати, много не надо: первый экзамен может быть по умолчанию включен в стоимость обучения, каждый дополнительный при этом также будет оплачиваться, но не водителем, а школой.

Вот тут-то и начинается разделение ответственности: недоработала она в процессе обучения, сама себя и наказала. В конце концов, вопрос готовности соискателя к гаишному экзамену должен решаться на финальной стадии подготовки. Инспектор же – последняя инстанция, де-факто подтверждающая или не подтверждающая правильность принятого автошколой решения.

В такой ситуации, предложенная инициатива из очередного гаишного побора, направленного на пополнение местного бюджета, и, как следствие, карманов ответственных за сдачу инспекторов, превратится в нормальный инструмент, направленный на повышение качества подготовки будущих водителей. Но этого не случится, ибо такая его трансформация не выгодна ни одной из материально заинтересованных сторон, поскольку тут их волнуют только собственные прибыли, но никак не повышение уровня дорожной безопасности.

И это крайне печально: автомобиль для многих из средства передвижения вновь трансформировался в роскошь. Вскоре, такой же роскошью станут водительские права... Представители автошкол говорят, что в их практике бывают случаи, когда люди экзаменуются по 20-30 раз. Пока они единичны. Однако уже в 2015 году, когда законодательная инициатива превратится в закон (в чем, кстати, можно не сомневаться), их количество будет напрямую зависеть от состояния местного бюджета. А они в последнее время стали дефицитными даже во вполне благополучных регионах.

Владимир Жидков

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров