Ужас на всю жизнь: что делать, если ребенок попал в нелюбимчики учителя?

Как вовремя понять, что в жизни школьника что-то не так, и предпринять действия?

26 сентября 2016, 09:00, ИА Амител

''
''

Новая среда, отсутствие друзей, сложности в обучении — все эти испытания ложатся на плечи юных школьников. Принять и адаптироваться к таким переменам в жизни в принципе сложно, а если у ребенка возникает конфликт с участниками системы, то все становится еще труднее. Вместе с психологом клиники "Детское здоровье" Алиной Александровной Беляевой выясним, что делать, если у малыша возникают трудности с ключевой фигурой в школе — учителем.

Признаки проблемы

Школа многое меняет в ребенке — ему приходится становиться более самостоятельным и взрослым. Но есть ряд изменений в поведении, которые являются симптомами проблемы. Обязательно обратите внимание, если ребенок начинает теребить пальчики, подергивать ухо, покусывать ногти или грызть пишущую ручку. Подобные действия являются попыткой самоуспокоения из-за неудовлетворения какой-либо потребности ребенка, напряжения.

У ребенка также проблема, если вы заметите, что он начинает ерзать на стуле, когда ему задают даже простой вопрос, покусывает губы, делает большие паузы перед ответом, а также постоянно спрашивает, правильно ли он поступает и делает что-либо, даже если речь идет о простом игровом задании. В этом случае у вашего малыша появился страх совершить ошибку, сделать что-то неправильно и он предъявляет завышенные требования к себе.

Понаблюдайте, не изменился ли аппетит — он может снизиться или ребенок, наоборот, начнет "заедать" проблемы. Как спит малыш, не плачет ли во сне, не снятся ли ему кошмары? Особенно важно, если это не единичный случай, а повторяющийся сюжет.

Резкие перепады настроения, несвойственная ребенку плаксивость, несоответствие эмоциональной реакции ситуации, если ребенок начинает растягивать одежду, расцарапывать себя.

Что делать?

Первый совет — не нужно сразу давать советы и читать нотации. Сообщите ребенку, что видите, что он расстроен, и просто внимательно послушайте его, поймите его чувства. Несмотря на характер малыша и проблемы, он обязательно расскажет вам все, только если у вас выстроены доверительные отношения и он понимает, что вы не осудите его. После того, как вы определите источник проблемы, можно начинать ее исправлять.

Ребенок плохо справляется с учебой

Проблемы с учителем могут возникнуть на фоне низкой успеваемости школьника. И иногда существенно изменить ситуацию бывает практически невозможно — ну не идет у малыша математика и все. В этом случае важно, чтобы помимо школьной существовала и другая жизнь. Хорошо, если у ребенка будет какое-то дополнительное занятие, которое у него получается. Художественная школа, спортивная секция — главное, чтобы там ребенок чувствовал себя успешным. Это поможет не терять самооценки и в школе. Можно спрашивать у него, как в этой секции он справляется с трудностями, как разговаривает с тренером, какие из этих сильных качеств можно проявить и в школе.

Если ребенок непоседлив

Нужно приучать школьника к самостоятельности, чтобы он делал что-либо не только по внешнему импульсу (по требованию родителей, например), а сам учился выполнять какие-то действия, чтобы формировался внутренний контроль.

Перед школой такому ребенку нужно давать короткие инструкции — до трех-пяти. Например, о том, что сегодня ждет ребенка, что ему нужно сделать, где ждать маму после уроков. Зарисуйте их — чем ярче стимул, тем проще такие дети переключаются.

Когда гиперактивный ребенок суетится, в это время он набирается сил для какой-то задачи, которая требует большой концентрации. В этой ситуации важно, чтобы учитель помогал находить правильный выход энергии — просил помочь раздать тетради, вытереть доску и т.п. Ребенок будет чувствовать себя признанным и с благодарностью будет приступать к учебе. Лучше, если такой школьник будет сидеть за первой партой, потому что у учителя будет возможность просто положить руку на его плечо, чтобы помочь собраться.

Если ребенок проявляет агрессию

Это нормальная эмоция у некоторых детей может быть несколько усилена. Проявляться агрессия может вербально (грубые слова) и невербально (ребенок кусается, пинает, дерется). В таком случае родителям нужно обязательно и точно объяснить, что это конкретное действие совершать нельзя и что такое агрессия. Затем обязательно нужно рассказать, а как же нужно поступать — нужно сдерживать себя в коллективе, в школе, а дома можно побегать, поиграть в активные игры, подудеть в игрушечную дудку, попинать мяч на улице — найти мирный выход импульсу. Нужно объяснить ребенку, что именно с ним происходит, чтобы он учился замечать свою агрессию и выбирать альтернативное поведение. Поможет совместное обсуждение фильма или мультфильма — кто злой герой, почему он такой, как бы по-другому можно было справиться с ситуацией, а также каково другим рядом с таким персонажем?

А что с самим учителем?

Успешная адаптация к школе зависит и от родителей, и от педагога. Поэтому, если педагог как главная фигура в этом процессе негативно настроен, ребенок может чувствовать подавленность, сниженное самооценивание. Вы можете долго настраивать ребенка на успех, но если главная оценивающая фигура говорит, что все, что ты делаешь, — ерунда, ставит низкие оценки и критикует, ребенок больше будет прислушиваться к учителю, так как он в этой сфере главный.

Поэтому нужно налаживать связь с учителем, убедить его, что родители не против него, а хотят помочь выстроить отношения. Можно предложить решить вместе, как справиться с проблемой, попросить совета. Тогда учитель почувствует свой авторитет, поймет, что его признают, и начнет иначе относиться к ребенку.

В зависимости от характера и самостоятельности ребенка проявленность проблем может быть едва заметной. Но даже в этом случае нужно обязательно разобраться в ситуации и помочь ребенку, потому что даже самая, казалось бы, незначительная психологическая травма может существенно повлиять на всю последующую жизнь.

До 30 октября клиника "Детское здоровье" предоставляет скидку 10% на консультацию психолога. Скидка предоставляется только при записи по телефону: 722-434.

Удобное для занятых людей время приема, отсутствие очередей и искренняя забота высококвалифицированных специалистов ждут вас в "Детском здоровье".

Консультативно-диагностический центр "Детское здоровье":
г. Барнаул, ул. Партизанская, 92
Регистратура: 722-434
Сайт: kdc22.ru
Время работы центра:
Понедельник – пятница с 8.00 до 20.00
Суббота – воскресенье с 9.00 до 18.00

Читайте также в сюжете: Детское здоровье

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров