Отец Александр о "Матильде", Гибсоне и почему смотреть русское кино – грех

Алтайский священник Александр Микушин рассказал Amic.ru о любви к американскому кино и вере

30 ноября 2017, 07:34, ИА Амител

Фото: Екатерина Смолихина/Amic.ru

Священник часовни Святой Татьяны в Барнауле, отец Александр Микушин – один из самых ярких людей в Православной церкви в Алтайском крае. Он активно участвует в различных круглых столах, форумах, а также ведет блог в интернете. Однако отец Александр еще очень любит смотреть кино. Причем американское. Он его активно рекомендует своим прихожанам. После нескольких моих восторженных публикаций о некоторых российских фильмах Александр Микушин сам связался со мной и предложил "побаттлиться". Вот самые интересные моменты нашей двухчасовой беседы с отцом Александром о русском кино, Андрее Звягинцеве, "Матильде" и Мэле Гибсоне.

- Объясните, почему вы считаете, что смотреть русское кино вредно.

- Хочется уточнить: именно российское, а не советское кино. Я имею в виду заимствованные сценарии у зарубежных кинематографистов. Яркий пример — фильм "Отставник", где заимствования составляют 90%. Так бы и писали в аннотации, что это ремейк фильма "Заложница" по сценарию Люка Бессона. Мне не нравится игра актеров в русском кино и отсутствие хорошей музыки. У нас, к сожалению, нет своего Ханса Циммера (известный композитор, автор музыки к фильмам: "Гладиатор", "Пираты Карибского моря", "Темный рыцарь" и другим — прим.ред). Наше кино нельзя смотреть не только из-за плохого сценария, но и из-за отсутствия логики.

- А как вы относитесь к образам священников в русском кино?

- Мне не нравится, как показаны верующие люди в русском кино. Если в западных картинах верующие люди – это всегда успешные люди, веру режиссер преподносит красиво, без пропаганды, давления или елейности. Так, в картине "Спеши любить", которую, я считаю, нужно показывать в старших классах в нашей стране, есть тема веры в Бога. Но она настолько деликатно подана, что не создается ощущение фальши. Когда смотрю русское кино, хочется спросить у режиссеров и сценаристов, где они видели таких священников в обычной жизни. Есть только один фильм-исключение. Это "Живой" с Алексеем Чадовым. Вот там, на мой взгляд, тема веры представлена честно, без пропаганды. Священник не выглядит инопланетянином, его глаза все время не устремлены в небо, как в других картинах.

- А разве фильм "Левиафан" Андрея Звягинцева не о вере и Боге? После его просмотра создается ощущение тотальной несправедливости. И если не верить в высший суд и справедливость, то невозможно жить в этом мире. Для меня лично это самый мощный религиозный фильм, снятый за последние годы.

- Я впервые слышу такое отношение к этому фильму. Многим людям "Левиафан" не понравился. Я тоже во многом не согласен с этим фильмом: главный персонаж все время пьет, ведет аморальный образ жизни — это неправильно. Удручающе выглядят серые и унылые пейзажи. На Каннском кинофестивале этот фильм приняли хорошо. Можно сказать, что режиссер показывает пороки общества. Покажите тогда, как вы бичуете гомосексуализм. Но они этого не делают. Тогда этот фильм попадет сразу в "стоп-лист" всех западных премий.

- Вы сказали, что смотреть российское кино — грех. При этом, как я понимаю, довольно часто его смотрите.

- Русские смотреть — грех, а зарубежные – нет, но нужно уметь выбирать. Недавно уговорили посмотреть фильм "Притяжение" Федора Бондарчука, который скопирован с западных фильмов о вторжении пришельцев на Землю. Также посмотрел фильм "Викинг". Последний, сразу скажу, плохой антиисторический фильм. Уверен, что славяне и до прихода христианства были сильным и великим народом, а не грязными оборванцами, как показано в ленте. Мне не нравится образ князя Владимира в исполнении Данилы Козловского. Русские люди в "Викинге" показаны очень глупыми, грязными. Как можно было снять такой антиисторический фильм? Или комедия "Горько". Это же ужас. Мало ли, что происходит на свадьбах, но снимать про это кино и утверждать, что так и должно быть, — это уже перебор.

- Назовите тогда хорошие фильмы, которые вы посоветуете посмотреть каждому человеку.

- Мой самый любимый режиссер и актер – Мэл Гибсон.

- Был уверен, что вы его назовете. Мэл Гибсон является самым любимым режиссером у всех верующих католиков во всем мире. Так, недавно господин Виталий Милонов признавался в любви к нему, надеясь, что именно Гибсон снимет хорошее историческое кино про Россию. Теперь вы назвали его в качестве своего любимого режиссера. Объясните мне, почему все верующие так любят этого, безусловно, очень талантливого режиссера.

- А вера у него подана очень красиво. Нет излишней слащавости. Нет ни одного фильма, где бы он снялся в роли подлеца или негодяя. Даже в "Чего хотят женщины" показано его преображение — очень важный сюжет для христианства. Человек к концу картины стал лучше, добрее и честнее. На Западе предостаточно кинокартин о вере, чести, доблести, самопожертвовании и любви.

- Почему все-таки вы любите американское кино? В Голливуде, как известно, работают люди со всего мира. Почему именно американским картинам удается говорить со зрителем на универсальном языке?

- У нас есть стереотип, что Голливуд — это плохо. Просто самые худшие американские картины показывают по Первому каналу. В России, к сожалению, почти нет фильмов, которые призывали бы к доблести, чести, самопожертвованию и любви. Однажды меня пригласили на обсуждение темы детской жестокости. Там были психологи, представители культуры, СМИ, педагоги. И мы начали обсуждать, почему дети стали жестокими по отношению к животным. Я тогда сказал, что у нас нет кинокультуры и книжной культуры, на которой бы дети могли воспитываться, поэтому своим прихожанам рекомендую смотреть хорошие зарубежные киноленты. Все тогда удивились. Но никто мне не мог назвать хоть один фильм, снятый с 1990 года для молодежи и подростков. Таких просто нет. И для взрослых кино не снимают на важные христианские темы.

Давайте вспомним "Крепкий орешек 3", где герой Брюса Уиллиса отправился голым с надписью на теле "Я ненавижу негров" в район, в котором проживают афроамериканцы. Его замечают местные жители, которые идут к нему с битами и с огромным с желанием порвать на части. В этот же момент показывают магазин, где чернокожий мужчина, отправляя детей в школу, говорит: "Помните, чему я вас учил: белые – наши враги, не разговаривайте и не подходите к ним". Но, заметив в окне персонажа Брюса Уиллиса, понимает, что его нужно спасать от смерти, оказать милость чужаку. Протестантская Америка знает Евангелие. Наша публика не понимает эти аллюзии.

Одним из самых моих любимых фильмов является "Скала" Майкла Бэя, которого я тоже советую смотреть всем своим прихожанам. В конце ленты главный герой в исполнении Николаса Кейджа, спасая остров с заложниками, встает на колени, зажигает два файера. Это аллюзия на распятие Иисуса Христа. И там таких аллюзий на Евангелие достаточно много. В эпизоде, где герой Шона Коннери встречается со своей дочерью, на заднем плане проходит монахиня. Этот же эпизод еще использовали в комедии "Подарок на Рождество". Это намек на доброе и светлое. Майкла Бэя необходимо пригласить в Россию. Не теряю веры и надежды, что он приедет отдыхать на Алтай. Я готов принять его, но, конечно, за его счет (смеется). Пусть снимет шестую часть "Трансформеров" в Горном Алтае. Когда у этого режиссера спросили, почему он в своих фильмах не разрушает Москву, то он сказал – потому что у него русские корни. Я всегда замечал в картинах Бэя отсылки к Солженицыну. Даже в "Армагеддоне" русский космонавт говорит коронную фразу: "Я спасу ваши американские задницы". В конце концов именно наш космонавт берет в руки монтажку, бьет по компьютерам, и мотор корабля заводится. Такое мог снять только человек с русскими корнями.

- Вам не кажется, что кино должно показывать и осмыслять нашу действительность? Если в лентах Андрея Звягинцева люди перестали любить и уважать друг друга, возможно, так и есть на самом деле. Но люди не хотят видеть проблемы, они хотят хорошее и доброе кино.

- Не согласен. Возьмите "Зеленую милю" или "Форреста Гампа". Это проблемное кино, но его при этом хочется смотреть. Все повороты сюжета там взаимодействуют друг с другом, а у нас… Это все равно, что сравнивать японский автомобиль и "Москвич" 1985 года.

- То, что вы не любите российское кино, понятно, а как вы относитесь к советскому кинематографу?

- В советском кино были прекрасные актеры, музыка, живые диалоги, замечательная операторская работа. В нем не было пошлости. Фильмы снимали о героизме, доблести и честных людях. Вспомните первый фильм Никиты Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих". Но в 90-е годы о таких людях перестали снимать картины.

- Почему, на ваш взгляд, Никита Михалков стал снимать плохое кино?

- Христианство в его фильмах показано нелепо. Я лучше посоветую прихожанам посмотреть "Спасти рядового Райана" Стивена Спилберга, где снайпер без всяких размышлений стреляет в немецких солдат, при этом читая псалом. Вот где показана настоящая вера, а не как в "Утомленные солнцем 2" , где безногий священник держится за мину, молится, и она взрывается. Я не могу смотреть кино, где вера показана так глупо.

- По сути, получается, что вам нравится, как в искусстве показана именно католическая вера, а не православие.

- У нас у всех есть стереотип, что верующие люди в России серьезные и очень набожные. На Западе верующие люди выглядят как самые обычные граждане. И когда директор ФБР в картине говорит: "Господи, спаси их души", то это выглядит вполне естественно. Там креститься — это в порядке вещей, никто не удивляется этому.

- В советское время при запрете института церкви отечественные кинематографисты умудрялись снимать и говорить в лентах на тему Бога при тотальной цензуре. С чем это связано?

- Просто это удел умного человека. Любой профессионал в жестких условиях может снять достойный фильм о человечности, вставив туда эпизоды веры. Чтобы снимать хорошее кино, нужно привезти в Россию Квентина Тарантино или Мэла Гибсона. Пусть они научат российских режиссеров снимать. А ВГИК я предлагаю закрыть. Петр Первый же привез из Голландии мастеров. И спустя некоторое время Россия стала империей с самым мощным флотом в мире. Так же и в кино. Потерян профессионализм.

- Ваше отношение к двум, на мой взгляд, самым лучшим режиссерам российского кино последних 25 лет Андрею Звягинцеву и Алексею Балабанову.

- К Балабанову у меня противоречивое отношение. Его "Жмурки" и "Груз 200" — настоящий подвал человеческой души. Эти фильмы я принять не могу. При этом люблю его работы "Брат" и "Война". Что касается Андрея Звягинцева, если была бы возможность встретиться с ним, я бы сказал: "Если хотите снимать про Россию такие фильмы, то поезжайте на Запад. Зачем вы это делаете? Чтобы получить мешок "Оскаров"?" При этом мне понравилась игра актера в "Левиафане", который изображал священника. Звягинцев снимал свою картину на основе реального случая, который произошел в США. Ну и снял бы тогда кино, сюжет которого происходил бы в Америке. Очень хорошо об этом сказали BadComedian и Дмитрий Пучков, которые разобрали фильм "по косточкам".

- С чем связаны нападки на фильм "Матильда"? Как можно судить о картине, если еще не увидел ее? Почему у православных верующих работа Алексея Учителя вызвала такую реакцию?

- Если в Россию привезут антиисторический фильм, будет заранее известен его сценарий, то каждый имеет право возмутиться этому. Никакие акции протеста не дали эффекта. Никто не снял фильм с проката. Хотя в "Матильде" есть прекрасный момент, когда царь Николай Второй встречает людей, возвращавшихся с Ходынского поля. Хотя на самом деле все было не так. В "Матильде" мы видим человечного императора. Это такой миссионерский ход без всякого давления со стороны духовенства.

Однажды мне удалось поговорить со священником, который пришел к вере через фильм "Последнее искушение Христа" Мартина Скорсезе. Его в свое время показали по НТВ, но многие верующие были против этой картины. Мой знакомый студент, посмотрев этот фильм, проникся религией и после просмотра этого фильма окончил семинарию и принял священный сан.

- Как вы относитесь к закону об оскорблении чувств верующих?

- Мои чувства никак нельзя оскорбить. Я верю во всемогущего Бога, который всегда со мной. Но есть люди, которых это оскорбляет. Наверное, у них некрепкая вера.

- Как вы относитесь к запретам и уголовному преследованию за убеждения?

- Негативно. Я против того, чтобы у нас были парады, но при этом против, чтобы этих людей преследовали и осуждали. Если ко мне в город приезжает западный гуру и заявляет, что научит нас жизни, что мы улетим в космос или астрал, то у меня есть два варианта действий: позвонить в полицию или выйти к нему и подискутировать. Я выберу второй вариант. У меня хороший опыт подобных баттлов на форумах в интернете. Я считаю, что нужно всегда бороться словом, попробовать убедить собеседника. В моем приходе есть разные люди. Одним нравится рок-музыка, другим джаз, также у людей разные политические взгляды. Мне не важно, к какой они партии относятся, какую музыку слушают, главное, чтобы они веровали в Иисуса Христа. На самом деле нетрадиционные религиозные культы процветают там, где слабое православие. Если в Казачью Станицу приедут представители других религий, то не найдут там себе новых сторонников. Если приедет сторонник абортов, то также не найдет одобрения. Потому что там крепкий институт традиционных семей.

- Как вы относитесь к интернету?

- Обычное орудие инквизиции. Это давным-давно была такая организация, которая исследовала: является ли та или иная женщина ведьмой на самом деле. С помощью интернета можно узнать любую информацию, забив запрос в поисковую систему. Раньше информацию добывали клещами, пытками, а сейчас жми на кнопки клавиатуры. Это, безусловно, хорошо. В основном сам в сети читаю рецензии.

Слушаю группу "25/17". В их текстах прекрасная мотивация к здоровому образу жизни, а тема "веры" вставлена очень корректно. Однажды был на их концерте в клубе "Фараон". Прочитал текст их композиции "Моя крепость". Там были такие строчки: "Живи по совести - звучит красиво,
Кому-то совесть позволяет детей насиловать". Тогда подумал, что это очень правильные слова. Действительно, часто люди говорят, что нужно жить по совести. А для кого-то нормально через человека переступать, зарплату вовремя не выдать, оформить кредит на кого-то, оскорбить или послать. Я, прочитав этот текст, решил пойти на концерт этой группы. Вечером звоню в такси, заказываю автомобиль. Сажусь в своей рясе на заднее сиденье с крестом на шее и говорю водителю: "В клуб "Фараон", пожалуйста". Он очень удивился. Когда приехал на концерт, переживал. Думал, зачем меня сюда понесло. Народ смотрел на меня с изумлением, что священник пришел на концерт в ночной клуб. Охранник дико передо мной извинялся за то, что пришлось все равно обыскивать. В итоге я попал в вип-зону на выступление "25/17". Мне очень понравилось.

- Вам не кажется, что в современной религии много лицемерия? Объясню. Многие люди не ходят в церковь, не молятся, но зато они ежегодно отмечают Рождество. На Пасху красят яйца, говоря друг другу "Христос Воскрес", но уже на следующий день их вера куда-то уходит. В нашем обществе, действительно, большинство таких людей, которые не ходят на причастие. Истинных верующих единицы. Зато остальные несколько раз в году пытаются ими быть.

- Я бы сказал, что они пытаются приобщиться к общей радости. Возможно, в эти дни они для себя что-то новое узнают. Церковь готова принять к себе любого желающего.

Отец Александр Микушин. Родился в 1976 году в селе Майма, мама преподаватель французского языка. После окончания Майминской средней школы служил в 1995-1997 годах в армии – Дальний Восток, сухопутные войска, мотострелковая дивизия. После службы работал продавцом в книжном магазине в Майме, ходил в местный храм. После крестного хода Горно-Алтайск – Бийск в честь 2000-летия Рождества Христова поступил в Барнаульское православное духовное училище. Был послушником в барнаульском храме Иоанна Богослова. После окончания училища в 2003 году епископом Максимом направлен на церковно-приходское послушание в приход преподобного Макария в Горно-Алтайск – помощником старосты. В 2005 году вернулся в Барнаул, был рукоположен епископом Максимом в сан дьякона и направлен на церковное служение в Белокуриху. В 2003-2009 годах учился заочно на факультете политических наук АлтГУ, кафедра религиоведения и теологии. В настоящее время по благословению митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия – штатный священник Иверского храма и совершает служение в часовне святой Татьяны при АлтГТУ.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров