"120 тысяч за картину": художница Екатерина Демкина о времени и о себе

Барнаульская художница рассказала о любви к Индии, как научиться рисовать и почему люди все меньше посещают картинные галереи

17 декабря 2017, 08:04, ИА Амител

Фото: altai-photo.ru, .artlib.ru, facebook.com, ok.ru

7 декабря в музее "Город" открылась персональная выставка барнаульской художницы Екатерины Демкиной. Многие из представленных работ оказались посвящены Индии – стране, где художница провела месяц в конце осени. Корреспондент портала amic.ru пообщался с Екатериной Демкиной в рамках программы "Тема дня" на радио "Эхо Москвы" в Барнауле. Самые интересные фрагменты этой беседы читайте в интервью. Из него вы узнаете, какую максимальную цену заплатили за работу художницы, почему маленькие дети за границей плачут при ее виде, и отчего она критически относится к маринистам и Николаю Рериху.

Екатерина Демкина родилась в 1971 году в Темиртау (Казахстан). Окончила художественно-графический факультет Бийского педагогического института. Переехала в Барнаул в 1998 году.  В 2001 году была принята в Союз художников России. Участница городских, краевых, региональных, всероссийских и международных выставок. Работы художницы находятся в музеях и частных коллекциях России, Германии, США, Монголии, Китая. Работает в жанрах живописного пейзажа, натюрморта, портрета. Отличительными чертами художницы искусствоведы считают выбор ярких натурных мотивов, эмоциональность. В настоящее время - заместитель председателя по выездной выставочной деятельности Союза художников Алтайского края, арт-директор в музее "Город".

- Екатерина, кто вам привил интерес к живописи? Рассматривали ли вы другие варианты вашей карьеры, кроме как стать художником?

- Изначально этот вопрос даже не стоял. Поскольку в моей семье все родственники в трех поколениях являются педагогами, то и я после окончания школы пошла в педагогический институт. В Казахстане поступить не удалось, зато поступила в Бийский педагогический институт на художественно-графическое отделение. Однако линия, связанная с творчеством, сопровождала меня всю жизнь. Все само складывалось так, чтобы я стала художником, хотя никогда об этом даже не мечтала, художники мне казались людьми с другой планеты. Сейчас живопись – это то, без чего я не хочу и не смогу жить.

- Вы работаете в жанрах пейзажа, натюрморта, портрета. Какой из них для вас предпочтительнее и почему?

- Естественно, это пейзаж. Я много путешествую: это может быть рафтинг или восхождение, и всегда со мной этюдник. Даже в последнее путешествие в Индию при восхождении на гору, несмотря на тяжелый рюкзак, я взяла с собой бумагу и акварель, чтобы делать наброски. При этом начинала работать я с натюрмортами, больше всего мне нравилось изображать физические свойства стекла: прозрачность, преломление света. Сейчас это трансформировалось в изображение свойств воды, ее энергии, прозрачности, подвижности.

Путешествия очень ценны тем, что дают новые впечатления, новые идеи для создания картин. В своем увлечении я не одинока, например, художник Василий Кукса тоже постоянно в движении. В любом путешествии я создаю этюды, это кладовые памяти, они бесценны, это своеобразная личная коллекция. Этюд создается один раз и передает эмоции и ощущения, а на основе этюда можно уже написать хоть десяток картин.

- Вашей отличительной манерой критики считают выбор ярких натурных мотивов, эмоциональность. Согласны с таким определением? Как бы вы сами охарактеризовали собственный стиль?

- Да, определенно, эмоциональность мне присуща. Я очень люблю насыщенные цвета, контрасты, тени, солнце и все, что связано с ним. Есть такая способность человеческого глаза – восприятие света, у художников она сильно развивается со временем. И, если я вижу цвет, то я его и передаю. Люди иногда думают, что я делаю гамму ярче, чем она есть. А я понимаю, что не добираю в цвете, просто потому, что таких красок нет. Нельзя, например, изобразить закат - там и красный и жёлтый, и оранжевый цвета, переходящие в алый, розовый, фиолетовый.

- Есть ли еще у вас хобби или на них просто не хватает времени?

- Да, конечно. Я хожу в спортклуб, занимаюсь водным поло, горными лыжами. Сейчас увлеклась боксом, не для самозащиты, а для развития собственных возможностей, мне интересно само движение. Время находится на всё, было бы желание этим заниматься. День длинный, и  если его правильно распределить, то хватит и на увлечения, и на работу, и на встречи с друзьями.

- Какую максимальную цену заплатили за вашу картину? Какие из работ вам особенно дороги?

- У меня есть ряд значимых работ, которые стали моей визитной карточкой.  Это большая работа "Величие Ак-Калахи" (Ак-Калаха – это река на плато Укок), "Голос океана", написанный в Марокко. По большому счету, все картины с водой для меня знаковые, пережитые. На краевую выставку, посвященную Алтаю, я представляла  картину с новой церковью на Балтийской среди цветочного поля, которое практически видно из окна моей мастерской.  

Самая большая цена была предложена за картину "Величие Ак-Калахи" - порядка 120 тысяч рублей. Это очень масштабная работа. У меня есть картина, на создание которой ушло семь лет от момента рождения замысла до его исполнения. Однажды во время сплава по Катуни я стала тонуть. Была очень мощная эмоциональная встряска, и родилась идея изобразить реку в виде девушки. Я создала карандашные эскизы, потом оставила и через несколько лет снова к ним вернулась. И картина родилась очень быстро, тема вызрела и воплотилась в холст... По возвращении из Индии я работала над картиной "Кайлас", она была создана буквально за три дня.

- Ваше любимое место для путешествий? Вы часто посещаете Непал, Тибет. Это некое подражание Николаю Рериху или попытка что-то осмыслить для себя?

- Горный Алтай для меня сакральное место, я бываю там несколько раз в год. С него начался и 2017 год. Обычно я занимаюсь рафтингом, но на этот раз первыми были горы Алтая. Сначала альпинистский лагерь у горы Актру, затем Белуха и потом Индия, где был трекинг на высоту 4000 метров. Туда я поехала не для создания этюдов, как обычно, а для посещения особых энергетических точек северной Индии,  так называемых мест силы.

У Николая Рериха интересные работы, но я никогда не любила его как художника. Он больше декоративный живописец реалистического склада. Но линия моей жизни складывается так, что я путешествую по тем самым местам, где был и писал свои картины Рерих: Тибет, Белуха и теперь Индия.

- Знаю, что ранее вы публиковали свои литературные заметки по мотивам заграничных поездок. Можно ли ждать чего-то подобного на этот раз после возвращения из Индии?

- Я свои заметки обычно выставляю на сайтах путешественников, описываю впечатления и добавляю визуальный ряд. Если люди задают какие-то вопросы, то я  им отвечаю. Это исключительно интернетные тексты, до печатного я еще не доросла. Хотя историй у меня уже столько, что можно писать книгу и не одну.

- Близки ли вам верования жителей, населяющих полуостров Индостан? Тот же буддизм или индуизм?

- Буддизм для меня скорее не религия, а философия.  Она мне близка, и я занимаюсь ее изучением. При посещении любой страны нельзя отвергать ее религию – это основа. Ты не должен ее разделять, т.е. я не стала буддисткой, но обязан принимать. Экзотики в восприятии этой культуры и религии у меня нет, так как я уже давно путешествую.

Дети до 3 лет при виде меня просто плачут, так как я светлокожая и блондинка, им это непривычно. Взрослые, наоборот, постоянно просят разрешения сделать селфи. Для них фотография с любым европейцем - как талисман на удачу. В Индии произошел забавный случай. Я писала этюд на горе Кайлас – священная гора в Тибете - и мой проводник, несший рюкзак с этюдником, это увидел. Он долго смотрел, а потом захотел купить этот набросок и спросил, сколько он стоит. Я не могла сказать, что у него просто не хватит денег, и, чтобы не обидеть своего спутника, назвала в шутку цену в 10 яков. Тогда шерп отошел, но спустя несколько минут вернулся, сказал, что 10 яков у него нет, но за 3 он готов купить. На 3 уже я не согласилась, и мы не договорились (смеется).

- Знаю, что вы раньше преподавали в училище. Насколько легко научить "ремеслу" художника? Или это в большей степени дар свыше?

- Научиться рисовать может каждый, так же как читать и считать.  Рисование - это тоже наука, которой можно обучаться. Другое дело,  чтобы достичь заметных высот, все-таки нужны способности, то, что заложено при рождении. Когда я преподавала в профессиональном училище и студенты жаловались на отсутствие вдохновения, то говорила им: "Так, давайте, друзья, работать, а вдохновляться будете, когда станете великими художниками".

Начинать заниматься творчеством, конечно, лучше в детском возрасте. Склонности и способности к изобразительному искусству, к лепке или даже графике заложены изначально во всех нас. Мы все рождаемся со способностью создавать. Ребёнок уже порой бывает изображает профессионально, если это развивать, можно достичь больших высот.

С возрастом эти способности заглушаются, но сейчас часто бывает, что люди в возрасте, уже вышедшие на пенсию, начинают заниматься творчеством.  Да, они упустили очень много времени, они не добьются выдающихся результатов, но делают очень интересные вещи. У нас есть клуб любителей живописи, и там люди пенсионного возраста показывают весьма интересные работы.

- Насколько Барнаул - подходящий город для художника и для творчества вообще? Не было желания переехать в тот же Санкт-Петербург?

- Где бы я ни была, я всегда возвращаюсь в Барнаул с радостью. Я никогда не хотела переехать и жить в Санкт-Петербурге, в Москве или в Париже, в котором, кстати, очень много работала. Барнаул для меня родной, уютный и спокойный город, сюда хорошо возвращаться и осмысливать свои путешествия. Мне нравится, где он стоит, как расположен, нравятся люди, которые в нём живут. В городе я, например, люблю гулять по набережной, и вообще люблю спокойные места, где можно просто посидеть отдохнуть и расслабиться.

- Ваши самые любимые художники и полотна?

- Ближе всего мне, конечно, импрессионисты, поскольку у меня живопись также связана с эмоциями, буйством красок. Это Клод Моне и Эдуард Мане, Константин Коровин, Владимир Стожаров, Николай Фешин, Михаил Врубель. В 2015-2016 годах я была в Париже и посетила все музеи, которые были посвящены Мане, и посмотрела все его работы. Я очень люблю водную стихию, но спокойно отношусь к творчеству маринистов. Для меня важнее не четкость линии волны или прозрачность, а сама эмоция. "Скалы в Этрета" Клода Моне, например. Там цвета, начиная от фиолетового, синего, зеленого, переходящие в изумрудный, бирюзовый, - целая симфония красок выплескивается на холст. Видно, что это пишется с натуры за час, но  оно всё живое и просто дышит этим морским воздухом.

- Что входит в ваши обязанности как арт-директора выставочного зала музея "Город"?

- У нас работает целый коллектив. Мы составляем планы выставок, приглашаем интересных авторов из других регионов, я вношу свои предложения. В 2017 году  у нас был ряд интересных выставок: гобелены, привезенные со всей Сибири, выставка картин Петра Рещикова – очень хорошего художника из Новокузнецка, недавно закрылась выставка Александра Новика – заслуженного художника из Тюмени. Также проходила выставка, связанная с Парижем, на ней были представлены произведения 13 участников, причем были работы и авторов из-за рубежа.

- Как считаете, падает ли в России интерес к культурному наследию у населения, и в частности к живописи? Поток зрителей в картинные галереи, на музейные выставки год от года не увеличивается, людей привлекают либо какие-то скандальные экспозиции, либо ежегодная "Музейная ночь".

- К сожалению, это так. И проблема эта свойственна не только Алтайскому краю, а в целом России. У каждого музея есть план посещаемости, и мы пытаемся привлекать в картинные галереи больше посетителей, но это сделать очень трудно. Отчасти это связано с небольшим количеством информации, рекламы и сюжетов о выставках. Может быть, стоит это делать больше и чаще,  чтобы привлекать зрителей, чтобы они знали, что сейчас экспонируется.

- С какими проблемами в настоящее время сталкивается Союз художников Алтая, что бы вы подкорректировали в деятельности организации?

- Да, вопрос серьезный, у Союза художников есть финансовые проблемы. Стоял так же вопрос с мастерскими, но в настоящее время краевая и  городская администрация идёт навстречу художникам – продлевается аренда мастерских. Причем плата за студии идет не по коммерческой цене, и за это мы очень благодарны, так как мастерская – это душа и сердце художника.

- Как долго продлится ваша новая персональная выставка?

- Выставка проходит с 7 декабря по 7 января в малом зале на Ленина, 111. Туда включены картины всего летнего периода, о котором я говорила (Актру, Белуха, Индия), ранее они не выставлялись. Буду рада увидеть барнаульцев в выставочном зале музея "Город".

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров