СМИ рассказали, насколько подорожают товары из-за роста цен на бензин

В первую очередь от повышения цен пострадает малый бизнес, не говоря уже о потребителях

09 ноября 2018, 14:02, ИА Амител

Фото:  liter.kz
Фото: liter.kz

LIFE решил разобраться, как повлияет на себестоимость продуктов тот факт, что стоимость грузоперевозок в России продолжает расти в то время, как еще и АЗС начали повышать сервисный сбор за топливные карты корпоративных клиентов.

В начале ноября власти сообщили, что ситуация на топливном рынке начинает стабилизироваться. Нефтяники пообещали заморозить отпускные цены на бензин. Впрочем, прошла неделя и топливо снова оказалось в центре скандала. На этот раз выяснилось, что крупные нефтекомпании тайком повышают цены на АЗС. После заморозки цен топливо подорожало уже на 1-5%.

Происходит это за счет сервисных сборов за топливные карты корпоративных клиентов. А ведь по этим картам заправляют свои машины грузоперевозчики. Таким образом, возникает риск повышения цен на доставку всех товаров, в том числе и продуктов первой необходимости.

Как рассказывает генеральный директор ООО "Академия финансов и биржи" Игорь Файнман, рост цен на бензин автоматически приведет к повышению цен на продукты питания, одежду, бытовую технику.

"Я уже не говорю про рост тарифов на авиабилеты и стоимость поездок за рубеж. В любой стоимости товара заложены расходы на его транспортировку. Причём подорожание бензина и рост цен на продукцию никогда не происходят пропорционально. В некоторых случаях, когда выстраивается длинная цепочка посредников от производителя до конечного потребителя, подорожание бензина на 1% может вызвать рост стоимости продукта для конечного покупателя и на 5%, и на 7%", — отметил Файнман.

Больше всего подорожают скоропортящиеся продукты: из-за ограниченного срока хранения они завозятся в магазины ежедневно или намного чаще остальных, соответственно, и затраты на топливо в их себестоимости выше.

Если брать продукты, то здесь влияние бензина на цену сильно различается. Доля бензина в себестоимости растительных продуктов — 13%. Доля бензина в себестоимости продуктов животноводства — 3,5%. Такие оценки дает советник президента компании "Европейская юридическая служба" (ведет проекты по сельскому хозяйству и фермерству) Александр Брусенский. Таким образом, повышение цен на бензин больше скажется на ценах на хлеб, овощи и фрукты, чем на мясо и молоко. Доля бензина зависит во многом и от регулярности и дальности перевозок.

Как поясняет директор дивизиона "Химки" ГК "Автоспеццентр" Алексей Гопкало, топливные карты для корпоративных клиентов, как известно, сегодня являются основным легальным способом закупки нефтепродуктов с целью последующего учета.

"Корпоранты будут вынуждены либо разработать новые схемы закупки ГСМ, либо повысить стоимость товаров и услуг пропорционально росту своих затрат на транспортировку. В целом стоит отметить, что скрытое повышение цен на топливо было вполне предсказуемо, так как является естественной реакцией АЗС на текущую рыночную ситуацию. При этом доля ГСМ в структуре себестоимости продовольственных товаров зависит ещё и от региона и может доходить до 35%", — подчеркнул Гопкало.

Есть еще и психологический фактор инерции. Продавцы видят, что дорожает один товар (в данном случае бензин), и уже подсознательно настраиваются на повышение цен на другие продукты.

Как отмечает шеф-аналитик ГК TeleTrade Петр Пушкарев, в других категориях ритейла доля бензина в себестоимости продукции ниже 3,5%. К тому же бензин влияет на цену продуктов не только прямо, но и косвенно.

По словам Пушкарева, производители и оптовые поставщики, ритейлеры закладывают свои ожидания еще более дорогого бензина в будущем в сегодняшние цены на свои продукты.

Как рассказал ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский, рост цен на ГСМ запустил инфляционные процессы по всей цепочке производства: перевозка, хранение, реализация продукции.

"Поэтому повышение цен может происходить не сразу. Скажется накопительный эффект, который может быть довольно значительным. По разным оценкам, доля расходов на топливо составляет от 20% до 70% себестоимости перевозки. Тогда рост цены на топливо на 5% при минимальной доле топлива в составе себестоимости удорожает в целом перевозку на 1,2%. В процессе производства любого товара таких перемещений может быть несколько, поэтому общая стоимость логистики до полки в магазине вырастет не на 1,2%, а гораздо больше. В среднем на 3-5%", — отметил Капустянский.

Причем, как подчеркивается, в первую очередь от повышения цен пострадает малый бизнес. Как отмечает директор Высшей школы финансовых технологий Финансового университета Дмитрий Трофимов, отпускные цены в крупных торговых точках повысятся меньше, чем в мелких.

Таким образом, повышение транспортных расходов ударит в первую очередь и в очередной раз по мелким и средним предприятиям торговли. Это значительно ухудшит их конкурентное положение по отношению к крупным розничным сетям.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров