Лесопромышленному комплексу Сибири должно оказывать поддержку государство

31 июля 2006, 07:18, ИА Амител

Лесопромышленный комплекс Сибири нуждается в государственной поддержке, причем ее формы должны быть существенно расширены. Такие выводы прозвучали в выступлении губернатора Томской области Виктора Кресса на окружном совещании "Комплексное развитие лесной отрасли Сибири на среднесрочную и долгосрочную перспективу" в г. Томске 28 июля текущего года. В совещании принимали участие представители федеральных ведомств, органов исполнительной власти в регионах, руководители агентств лесного хозяйства и представители научных и общественных организаций и бизнеса.

К числу серьезных проблем лесопромышленного комплекса всей страны и сибирских регионов в частности Виктор Кресс отнес то, что надолго затянулась реализация административной реформы и в системе управления лесным хозяйством

"А любая неопределенность в этом процессе чревата достаточно тяжелыми последствиями и мы это ощущаем, на местах. Очевидно, что для обеспечения поступательного развития ЛПК Сибири необходимы широкомасштабные инвестиции, ориентированные на создание новых производственных мощностей, кардинальное обновление основных фондов, создание новых рабочих мест, обучение и привлечение квалифицированных кадров. Ясно также, что все эти вопросы должны решаться на системной основе в полной увязке интересов государства и регионов, бизнеса и населения, с учетом тенденций развития лесной промышленности в России, странах СНГ и дальнем зарубежье", - пояснил Виктор Кресс.

Он отметил, что по выпуску продукции лесопромышленный комплекс Сибири среди других отраслей промышленности округа занимает в настоящее время 7 место, уступая электроэнергетике, нефтедобывающей промышленности, черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, машиностроению и пищевой промышленности. При этом доля ЛПК в отраслевой структуре промышленного производства СФО снижается: 2000 г. – 5,7%, 2005 г. - 4,8%.

Одной из причин этого является, в частности, и то, что развитие комплекса происходит преимущественно на базе ранее созданных мощностей, без достаточных инвестиций для их реконструкции и обновления. Остро ощущается нехватка мощностей, позволяющих перерабатывать тонкомерную, низкокачественную и лиственную древесину, а также древесные отходы в конкурентную продукцию с высокой добавленной стоимостью.

"При этом бесспорно, что в Сибири лес является одной из основных составляющих развития экономики на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Лесные ресурсы характеризуются высококачественным породным составом. 77% общего запаса - хвойные породы. В округе сосредоточено более 37% запаса древесины Российской Федерации, а его доля в товарной продукции российского лесопромышленного комплекса составляет лишь 16%", - отметил Виктор Кресс.

Богатейший потенциал используется далеко не в полной мере. В большинстве лесных регионов СФО, где не были в свое время созданы мощности по глубокой механической и химической переработке древесины, уровень использования расчетной лесосеки в настоящее время не превышает 6-10%. В целом по СФО расчетная лесосека используется на уровне 16%.

Ключевым направлением деятельности сибирского ЛПК является экспорт. При этом около 40% экспортируемой продукции ЛПК составляет лес-кругляк. В последние три года экспорт круглого леса из Сибири прирастает более чем на 1 млн. кбм. в год.

"Все страны с развитой лесной промышленностью прошли через этот этап экспорта древесного сырья. Важно, чтобы средства от продажи круглого леса направлялись на развитие мощностей по глубокой переработке древесины. По нашему мнению, определяющими факторами, сдерживающими развитие лесопромышленного комплекса Сибири, являются:

1. Низкая инвестиционная привлекательность ЛПК ввиду недостаточной емкости внутреннего рынка Сибири и Дальнего Востока и его отсталости по некоторым перспективным видам продукции.

В 2005 году объем инвестиций в лесопромышленный комплекс Сибири составил около 2 млрд. руб., или только 6% от общероссийского уровня ЛПК. Средства в основном направлялись на поддержание изношенных мощностей и увеличение их загрузки. За последние 5 лет в Сибири введено только несколько средних лесопильных производств.

2. Раздробленность ЛПК. В настоящее время заготовкой и переработкой древесины в округе занимается более 3,5 тыс. малых предприятий, на долю которых приходится около 30% объемов лесопромышленного производства. Причем если бы основная масса этих предприятий работала на условиях аутсорсинга, закрывая определенные звенья технологической цепи, как это существует в мировой практике, это было бы как раз то, что нам нужно. А сегодня это полулегальные натуральные хозяйства с отсутствием инвестиционных возможностей для реализации сколь либо значимых лесных проектов, незаконными рубками, теневой зарплатой, ориентацией на экспорт древесины преимущественно в круглом виде. На большинстве таких предприятий строительство, реконструкция, техническое перевооружение ведется без разработки проектной документации, что повышает риск производственного травматизма, ухудшает условия труда, приводит к техногенным авариям", - подчеркнул губернатор Томской области.

Препятствуют развитию лесопромышленного комплекса, по его словам, и низкие темпы развития инфраструктуры, а также недостаточная энергообеспеченность отрасли.

"В рамках подготовки федеральной целевой программы, на мой взгляд, должна быть четко выражена позиция Сибири. Координационный совет Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" лесопромышленному комплексу уже принимал решение о целесообразности разработки Стратегии размещения лесопромышленных производств на территории Сибири, но, к сожалению дальше слов, дело не пошло. При подготовке ФЦП необходимо четко определиться с местами размещения новых целлюлозно-бумажных производств и крупных деревообрабатывающих комплексов на территории СФО и добиться включения их в программу. Это позволит сконцентрировать ресурсы государства и бизнеса для разработки проектов строительства и создания крупных эффективных лесопромышленных структур и, прежде всего на территории Сибири. Надо делать так, чтобы органы власти на местах и крупный бизнес, решивший вкладывать капитал в реализацию лесных проектов на территории Сибири, четко представляли себе позицию государства на этот счет. Я хочу еще раз подчеркнуть что, государство должно на нынешнем этапе совместно с бизнесом активно участвовать в создании крупных лесопромышленных комплексов на территории Сибири и Дальнего Востока. И мы в рамках СФО должны определиться со стратегией размещения этих производств и мерами по их поддержке. Считаю правильным создать в Сибирском округе рабочую группу по выработке предложений по развитию ЛПК Сибири и мер по его государственной поддержке. Это позволит ликвидировать дисбаланс в размещении основных сырьевых запасов и мощностей по их переработке", - резюмировал Виктор Кресс.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров