Сегодня день рождения у знаменитого российского кинорежиссера Георгия Данелия (фото)

25 августа 2007, 09:55, ИА Амител

Сегодня, 25 августа, свой день рождения отмечает выдающийся российский кинорежиссер и сценарист Георгий Данелия.

Георгий Николаевич Данелия родился в 1930 году в Тбилиси. Получил два высших образования в Москве: окончил архитектурный институт и Высшие режиссерские курсы при "Мосфильме". Его дебютная картина "Сережа" по повести Веры Пановой, снятая вместе с Игорем Таланкиным, получила гран-при на кинофестивале в Карловых Варах.

Впоследствии Данелия снял немало фильмов, абсолютное большинство из которых входит в золотой фонд советского кино: например, "Я шагаю по Москве", "Осенний марафон", "Афоня", "Мимино". Для одной из лучших комедий 70-х – "Джентльмены удачи" – он написал сценарий совместно с Викторией Токаревой.

Фильмы Данелия удостаивались многих наград. В частности, "Мимино" стал лучшим фильмом ММКФ в 1977 году, а "Осенний марафон" в 1979 получил приз ФИПРЕССИ международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне, - вспоминает "actors.ru".

"КП. Хронограф", вспоминая о любимом многими кинорежиссере, делает следующие аналогии: "В своеобразной троице Гайдай-Данелия-Рязанов, если сопоставлять ее с суперпопулярными в 60-е годы гайдаевскими масками Балбес-Трус-Бывалый, Данелия был как бы Трусом, самым грустным и одиноким из них, но и преисполненным еще не утраченного человеческого достоинства, внутренне интеллигентным (знаменательно, что позже в кассовой комедии "Джентльмены удачи", 1972, созданной при участии Данелии как сценариста, из трио Леонида Гайдая был привлечен только Георгий Вицин, сыгравший словно более очеловеченного Труса). Уже в ранних фильмах Данелии присутствовали характерные черты стиля режиссера, присущие большинству последующих лент, в которых эксцентрика, сатира и сарказм могут вполне мирно уживаться в пределах одной картины с лиризмом, грустью, а порой даже и с мрачным, трагическим восприятием действительности. Все без исключения герои для Данелии - "тоже люди", более того - понятия "отрицательное" и "положительное" в них настолько же относительны, как и деление жанров на трагедию и комедию, как и представление о жизни в пессимистическом или оптимистическом ключе. Кстати, в творчестве самого режиссера уже в названиях фильмов ("Не горюй!", 1969 - "Слезы капали", 1982) содержится вроде бы противоречивое отношение к миру. Но на самом деле, и внутри повествований, и даже в одних и тех же персонажах подчас скрыты, казалось бы, взаимоисключающие настроения: от восторженности и жажды жизни - до отчаяния и тяги к смерти. Таким образом, главным мотивом всех произведений становится следующий - "прежде всего люди", их неповторимое человеческое своеобразие. И тогда уже видится условным определение раннего и позднего кинематографа Данелии, как и настойчивое стремление вписать его в какие-то жанровые рамки. Самый кассовый фильм "Афоня" (1975), в общем, благожелательно воспринятый также и властями, не очень-то разнится по подспудной интонации "печали о маленьком человеке", например, с якобы фантастической притчей "Тридцать три" (1966), плохо встреченной публикой и вызвавшей раздражение у начальства. Одна из самых горьких и беспощадных картин об эпохе застоя – "Осенний марафон" (1979, главный приз на МКФ в Сан-Себастьяне) - тоже, на удивление, была поддержана на государственном уровне (залогом чего явились главный приз ВКФ в 1980 году и Государственная премия РСФСР, 1981), как и более лирическая лента "Мимино" (1977, главный приз МКФ в Москве, Государственная премия СССР, 1978). Она перекликалась в какой-то степени с первым обласканным любовью фильмом Данелии "Я шагаю по Москве" (1964, особое упоминание жюри на МКФ в Канне), который дружно признали легким и беспечным, как летний дождь. Но и в этой лирике находилось место для сатирических и трагикомических обертонов, а в мрачной эксцентрике картин "Совсем пропащий" (1973, по роману "Приключения Гекльберри Финна" М.Твена) и "Кин-дза-дза" (1986) вдруг звучали проникновенные нотки ностальгии по теплоте человеческих отношений. Три последних работы ("Паспорт", 1990, СССР-Франция; "Настя", 1993; "Орел и решка", 1995) тоже были удостоены внимания властей - Государственная премия России (1997), хотя в них сильнее заметны самоповторы режиссера, чувствуется усталость и некоторая исчерпанность прежних средств выразительности. Однако несомненная цельность его творчества и упорство в отстаивании ценности любой человеческой индивидуальности проявляются и в этих фильмах 90-х.

Сейчас Георгий Данелия работает над полнометражным анимационным фильмом "Кин-дза-дза". Он намерен сделать мультипликационные римейки и других своих игровых картин, в том числе "Сережи" и "Пути к причалу", сообщает РИА "Новости".

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров