Найдены доисторические комары с кровью динозавров

25 июля 2008, 13:12, ИА Амител

В провинции Кантабрии на севере Испании найдено крупнейшее в стране месторождение янтаря. Ученые из Института геологии открыли его в пещере Соплао близ поселка Рабаго.

Как уточняет сегодня, 25 июля, akado.com, в янтаре застряли древние насекомые — пчелы, мушки, кузнечики, москиты, клопы, комары. Ученых потрясла находка паука с сетью, дизайн которой принципиально отличается от известных ранее. Обнаружен также редчайший голубой янтарь, самый древний из ранее найденных по всей планете.

Авторы исследования Мария Нахарро, Энрике Пеньалвер и Идоя Росалес смогли установить точную датировку месторождения. Янтарь образовался 110 млн лет назад в меловой период, то есть за 45 млн. лет до исчезновения динозавров.

Геологи рассказали, что хотя находка в Соплао и младше месторождения в Ливане, которому 120 млн. лет, ее ценность заключается в хронологии.

Ученые в состоянии определить точный возраст всех камней и, следовательно, их обитателей.

Исследователи классифицировали сохранность янтаря как "превосходную". Они напомнили, что в мире очень мало найдено данных полудрагоценных камней именно мелового периода.

110 млн. лет назад Кантабрия была покрыта морем, в котором существовали небольшие островки, поросшие голосеменными деревьями. Они выделяли смолу, которая, скатываясь, увлекала за собой насекомых и, достигая моря, затвердевала.

Тогда в этом регионе планеты царил субтропический климат, и было очень жарко. Воздух был насыщен углекислым газом, что, по мнению многих палеонтологов, привело к парниковому эффекту. Температура нижних слоев атмосферы планеты повысилась, и наступило глобальное потепление. По мнению многих ученых, именно этот фактор в совокупности с прилетевшим метеоритом и привел к массовому вымиранию динозавров.

Исследователи намереваются изучить янтарь и его содержимое, проанализировав информацию о флоре и фауне этого периода и их приспособленческих механизмах.

Испанские ученые уже установили, что несколько из найденных комаров и москитов несут в себе кровь динозавров. Любители древностей выразили предложение выделить из нее ДНК и клонировать древних ящеров, как в фильме "Парк юрского периода". Однако с научной точки зрения этот опыт несостоятелен, так как дезоксирибонуклеиновая кислота так долго не сохраняется.

Насекомое или растение, попавшее в янтарь, называется инклюзом. Особенно ценятся экземпляры с блохами и скорпионами. Цена подобного янтаря достигает от $20 тыс. до $30 тыс.

Крайне редок янтарь с фрагментами тела млекопитающих. Недалеко от Гдыни был обнаружен образец с ящерицей. Животное попало в янтарь будучи неживым, погибнув от гнилостных газов. Таинственным образом в янтаре не усохла мягкая нога улитки, что привело в изумление палеонтологов. Из растительного мира можно встретить обломки магнолий, туи, цветков дуба. Довольно редко встречаются инклюзы цветковых растений. Одна из наиболее крупных и ценных коллекций инклюзов хранится в Гамбургском университете.