На Алтае обнаружили комаров-разведчиков?

29 июля 2008, 14:58, ИА Амител

Журналист газеты "Комсомольская правда" (Алтай) Маргарита Красавина узнала о том, профессору Бийского педагогического университета, доктору наук Людмиле Комаровой, удалось обнаружить на Алтае комаров-сциарид: считается, что именно эти особи могут указать на места залежей каменного угля, нефти и золота.

Предлагаем читателям сайта amic.ru ознакомиться с этой интересной статьей.Людмила Комарова

Профессор Бийского педагогического университета, доктор наук Людмила Комарова является одним из четырех во всем мире ученых, занимающихся исследованием комаров-сциарид. Вот и пусть потом говорят, что фамилия не влияет на судьбу человека…

- Комаров я отправила в Финляндию на генетическую экспертизу. Если мои предположения подтвердятся, то это станет мировым открытием, - говорит Людмила Алексеевна.

Вот так-то. Мы отмахиваемся от этих кровососущих гадов обеими руками, а они могут в буквальном смысле показать, где золото зарыто.

Так, обо всем по порядку.

Сначала было море

Недавно в ловушку к Людмиле Комаровой попались очень интересные экземплярчики комариков. Как оказалось, точно такие же водятся в Японии.

- Версия о том, что эти комары прилетели к нам из Японии, отпадает сразу, - уверяет исследовательница Комарова. - Дело в том, что это один из видов почвенных комаров, которые очень плохо летают. Лично я нахожу этому совсем другое объяснение. Дело в том, что комары – одни из самых древних насекомых. Они появились намного раньше динозавров. Если у нас и в Японии водятся одни и те же особи, неспособные на длительные перелеты, то можно сделать вывод, что когда-то Россия (в частности, Алтай) и Япония были одной территорией, одним континентом. Возможно, это касается и Северной Америки. Теорию о едином континенте подтверждают и исследования моих коллег-ученых в других областях. Например, анализ пыльцы показал, что на Алтае и в Северной Америке были одинаковые растения.

По версии Людмилы Комаровой, дробление на континенты произошло после сильного взрыва, землетрясения иди другого стихийного природного явления.

- Около 1,6 миллиона лет назад на месте Алтайского края было море, по берегам которого росли лианы. Скорее всего именно Алтай стал центром земного биоразнообразия. Здесь у нас зарождались основные виды насекомых, животных, птиц и т.д. Подтверждение тому – уникальная часть фауны, которая осталась с прошлых веков.

Находка древних видов сциарид привела Людмилу Комарову к выводу о том, что на Алтае - в частности, в Горном Алтае и Тогульском районе - находятся реликтовые сосновые леса, сохранившиеся с незапамятных времен. Эти леса не были затронуты глобальным оледенением. Там и нашли себе пристанище мелкие комарики-сциариды.

Комары - вестники глобального потепления

Находка в лесах Алтая комаров, распространенных в Бразилии, Новой Зеландии и Новой Гвинее стала настоящим открытием для бийской исследовательницы. Что уж говорить о ее иностранных коллегах – их удивлению не было предела.

- Что интересно, бразильские комары попадаются в мою ловушку уже третий год подряд. Это очень теплолюбивые сциариды. Их появление - первый признак того, что климат Алтая становится более мягким, теплым. И комары, являющиеся одними из самых древних насекомых, чувствуют это первыми. Я связываю это с глобальным потеплением, таянием ледников.

По предположению Людмилы Комаровой через 100-150 лет таяние ледников приведет к тому, что Япония и часть территории России будет затоплена.

- В частности, Санкт-Петербург и другие города вплоть до Урала скорее всего окажутся под водой, - предполагает Комарова. - На месте Горного Алтая тоже может появиться море. Барнаулу и Бийску это не грозит. Заметьте, что в последнее время на Алтае начинают скупать земли иностранцы. Тот, кто следит за наукой и смотрит в будущее, знает, что Алтай не затронут катаклизмами природы.

Комары покажут, где золото зарыто

- Благодаря сциаридам можно определить наличие залежей минералов - драгоценных металлов, нефти и каменного угля, - уверяет ученый. - Есть предположение, что мне в ловушку попался именно этот вид почвенных очень древних комаров. Теперь это осталось подтвердить на уровне молекул ДНК.

Людмила Комарова отправила экземпляры почвенных комариков на генетическую экспертизу в Финляндию, где должны опровергнуть или подтвердить ее теорию. Эспертиза будет длиться около года.

- Думаю, получу положительные результаты. Ведь исследования моих алтайских коллег-геологов сходятся с моим предположением о том, что в крае есть залежи золота, нефти и каменного угля.

Комары для мужа и сыновей

За 18 лет работы Людмила Комарова открыла 75 видов комаров-сциаридов. Естественно, что всем им приходится придумывать названия. Так получилось, что нескольких комаров она назвала в честь близких людей. Например, в честь мужа Сергея - Corynoptera sergei Komarova, в честь мамы - Ctenosciara maria Komarova, сына Константина - Pnyxia konastantini Komarov, сына Станислава - Epidapus stasini Komarova. Один из комаров даже носит имя родного ей города Бийска - Bradysia bijca, Komarova. Есть комары, названные в честь Алтая, Сибири и т.д. Узнав об этом, иностранные коллеги упрекнули Людмилу в излишнем патриотизме и даже стали возмущаться – мол, не дело это за счет науки увековечивать имена близких. Пришлось согласиться с этим.

Из четырех сциаридологов мира женщиной-ученым является лишь наша землячка Людмила Комарова.

- У европейцев неоднозначное отношение к женщинам-ученым, - говорит она. - Когда я выдвигаю какую-нибудь новую теорию, мои коллеги-мужчины могут даже иронично улыбнуться. Но когда эта теория находит подтверждение, они искренне удивляются. Мол, как же это так - женщина, а сообразила вперед них.

В прошлом году был создан Союз сциаридологов мира. Вошли в него четверо – исследовательница из Бийска и трое мужчин-сциаридологов из Финляндии, Германии и Швеции. Больше таких специалистов в мире нет.

Наивные вопросы о комарах

Как и где ловят комаров исследователи?

Для того чтобы поймать насекомых, Людмила Комарова ставит специальные ловушки – в городах, лесах, горах Алтайского края. Под мощным микроскопом, увеличивающим в 150 раз, Людмила Алексеевна разрезает "добычу" миниатюрным "скальпелем", больше напоминающим иголочку. По строению тела, крылышкам и половым признакам она определяет роды и виды комаров.

- Например, у самок нет никаких половых признаков, - говорит доктор наук Комарова. - У самцов же напротив. У меня дома есть целая коллекция комариных мужских половых органов.

Как-то раз для эксперимента Людмила Алексеевна поймала комаров возле пивного ларька. Посмотрела их под микроскопом и удивилась - почти все они были с признаками уродства.

- Пока что я не могу точно сказать, по какой причине произошли эти метаморфозы, - делится ученый. - Возможно, это действие пивных паров. Я брала комаров с зоны слива отходов Бийска, но там подобных аномалий не выявилось…

Куда делись комары?

На удивление в этом году кровососущих очень мало. Людмила Комарова объясняет это резким перепадом ночных и дневных температур. Днем жарко, ночью достаточно холодно. Комары просто не успевают дать потомство.

Из досье "КП"

Людмила Алексеевна Комарова, профессор Бийского педагогического университета, доктор биологических наук. Открыла более 350 видов неизвестных на Алтае комаров-сциарид, из которых 75 - новые для науки.