Это право человека. Власти Алтая поспорили о полном запрете продажи алкоголя в выходные

Глава Республики Алтай отметил, что меры должны быть соразмерными, а не избыточными

22 октября 2025, 09:30, ИА Амител

Бокал / Изображение сгенерировано ИИ Kandinsky / amic.ru
Бокал / Изображение сгенерировано ИИ Kandinsky / amic.ru

Идея полного запрета продажи алкоголя в выходные и праздничные дни вызвала дискуссию на заседании правительства Республики Алтай. Часть участников совещания считают, что такие решения ограничивают права человека, другие сочли их неэффективными. После обсуждения полный запрет продажи алкоголя в субботу решили заменить частичными ограничениями.

Что привело к этому решению? Разбирался amic.ru.

За алкоголем – в край

Обсуждение планируемых ограничений длилось несколько часов. Кабмин единодушно поддержал идею о закрытии алкомаркетов в жилых домах и "наливаек" в частном секторе. А вот запрет продажи в выходные такого единства решений не продемонстрировал.

Прокурор региона Анатолий Богданчиков напомнил, что до Алтайского края желающим "догнаться" ехать (из Горно-Алтайска. – Прим. ред.) всего около 12 километров.

«Человек выпил, сел в машину и поехал за спиртным… Ограничение должно быть разумным, взять и праздничные дни совсем убрать, наверное, не совсем это верно. "Наливайки" и алкомаркеты убирать, бесспорно, надо, а вот совсем в выходные дни убирать – это неправильно. Есть такое понимание, что у каждого добросовестного гражданина есть право. Он скажет, извините, если он алкоголик. Почему я за него должен страдать? Я не про себя лично говорю», – заявил прокурор на заседании, транслируемом в прямом эфире.  

Он добавил, что 21 человек, отравившийся, согласно статистике, алкоголем в прошлом году, наверняка пили паленый алкоголь – боярышник, самогон.

Глава Республики Алтай согласился, что меры должны быть соразмерными, а не избыточными:

«Соразмерность можно определить только после эксперимента, хотя я не хотел бы называть это экспериментом», – отметил Турчак.

Глава региональной Общественной палаты, директор ГТРК "Горный Алтай" Татьяна Кончева заметила, что "алкоголики все равно найдут и отравятся, а у добропорядочных граждан бывают обстоятельства":

«Пришли, например, гости, но не все закупают алкоголь впрок. А возьмешь впрок, придется выпить. Или похороны случаются. Давайте хотя бы один день выходной оставим».

Прокурора поддержал и зампред Адар Сумин, заявивший, что у людей ситуации бывают разные, и запрещать продажу качественного алкоголя по выходным в "нормальных" точках – не выход. При этом он напомнил, что дешевле лечить людей от алкоголизма, чем от цирроза, и целесообразнее, чем лишать их родительских прав.

Нелегальные точки и "наливайки"

Питейные заведения в частном секторе требуют особого внимания, подчеркнул спикер Госсобрания Эжер Ялбаков. Сейчас действующее законодательство субъекта не позволяет принимать к ним меры. Требуются изменения в федеральном законодательстве. При этом, судя по сводкам МВД, все нарушения общественного порядка происходят преимущественно в ночное время.

«Молодые люди у нас деградируют с 22 часов до 8 утра, и в 8 утра абсолютно пьяные устраивают кулачные бои, а школьники в это время идут в школу, люди – на работу, боятся», – сказал Сумин о работе ночных "наливаек".

Проблему признала мэр Горно-Алтайска Ольга Сафронова, которую жители ближайших к таким точкам домов заваливают жалобами многие годы, но у мэрии буквально связаны руки. Это же касается алкомаркетов, открывающихся в жилых домах едва ли не через каждые 200 метров.

При этом к инициативе запрета розничной продажи алкоголя в будни и праздники она отнеслась настороженно и предложила попробовать вернуться к обсуждению именно этих ограничений позже.

Распространенное мнение, что запреты стимулируют нелегальную торговлю, в том числе суррогатом, поддержал глава Улаганского района Айдар Акчин:

«В нашем районе закрытие, ограничения, я думаю, как последствие, вызовет продажи из нелегальных точек. Из дома продают так и так у нас в селах, в малых селах, и должно увеличиться».

На вопрос Турчака о том, куда смотрят местные власти и передана ли информация правоохранительным органам, районный глава туманно сообщил, что сейчас выясняются обстоятельства, где именно идет нелегальная торговля.

На совещании Турчак сообщил, что для пяти наиболее проблемных "чочко-баров" Горно-Алтайска, мешающих населению, создадут невыносимые условия, которые вынудят их перепрофилироваться или закрыться. Возле одного, например, откроют спортивную точку, и продажа там алкоголя станет противозаконной.

Безалкогольные свадьбы и права трудящихся

Профсоюзные организации, сообщил глава организации профсоюзов Андрей Ищенко, заявил о полной поддержке запрета ночных попоек и алкоточек в МКД. А вот другую часть ограничений он жестко раскритиковал:

«Профсоюзы через все это проходили, была борьба за трезвость. Мы жили в 1985 году, участвовали в безалкогольных свадьбах, только от всего этого эффекта не было – того, который хотели видеть… Почему ограничение в пятницу в 16:00? Давайте тогда в обед ограничим, почему в момент окончания рабочего дня? В воскресенье должен быть запрет, а суббота и пятница – это право работника, человека, гражданина, который отработал и решил где-то посидеть».  

Он отметил, что многие люди не закупают алкоголь впрок, почему они должны разыскивать в случае неожиданного приезда гостей.

«В воскресенье логично – завтра рабочий день, но пятница и суббота – неправильно. Тогда и в пятницу закрывать. Зачем до 16:00, чтобы в 15 возле КБ было не протолкнуться?» – добавил Ищенко.

Отвечая на критику, министр здравоохранения региона Дмитрий Хубезов сообщил, что реформа Горбачева была не столь бесполезна, как сейчас это пытаются представить в СМИ:

«Самая высокая продолжительность жизни была именно в это время. Основной цели реформа достигла, никогда в СССР не было такой высокой продолжительности жизни».

Частично убедили

Турчак сообщил, что он тоже член профсоюза, а потому готов согласиться с рядом замечаний, и добавил:

«Несмотря на юный (в те годы. – Прим. ред.) возраст, я помню эти безалкогольные свадьбы с чайниками фарфоровыми, в которых коньяк был налит».

Однако подчеркнул, что по поводу пятницы с оппонентами не согласится:

«Временной режим ограничений позволит нам хоть как-то эту историю минимизировать. Это просят и МВД, и ГАИ. По поводу субботы, считаю, что в субботу с большим ограничением по времени, но разрешить торговлю все-таки надо», – уверен глава республики.

Он пояснил: "До 12 (часов. – Прим. ред.) похмеляться противопоказано, а потому, чтобы успеть до полудня, в 11:00 в субботу продажу стоит открыть, а вот после 14:00 – закрыть и амбарный замок».

«Таким образом, мы выходим не на промежуточное решение, а на решение, которое позволит провести эксперимент и посмотреть, как это работает, в течение девяти месяцев, чтобы в декабре 2026 года подвели итог и либо дополнили, ужесточили, либо отпустили. Это подвижная конструкция, мы это делаем не ради запрета, а ради того, чтобы постараться эту кривую изменить», – подытожил глава.

Завершая совещание, он особо отметил, что "демографический крест" в Республике Алтай связан не только с алкоголем и табаком, но и с работой органов образования, соцзащиты, созданием рабочих мест в сельском хозяйстве, с работой с семьями…

«Все это идет из семьи, от недостатка загруженности, у кого работы куча, бухать некогда. Это (исправление ситуации. – Прим. ред.) должно быть общей задачей».

А еще Андрей Турчак сообщил, что решил бросить курить:

«Мы с Боровиковым (министр экономического развития Республики Алтай. – Прим. ред.) в новый год перешагиваем без никотина, мы договорились и призываем, если кто-то еще покуривает здесь, присоединиться».

Комментарии 40

Avatar Picture
Гость

09:34:11 22-10-2025

В Республике Алтай местным жителям нужно полностью запретить продажу и потребление алкоголя. Алтаец - значит трезвый. Кого пьяным поймают - строго наказать.
Туристов не ограничивать ни в чём.

  -5 Нравится Ответить

Avatar Picture
гость

09:49:52 22-10-2025

Гость (09:34:11 22-10-2025) В Республике Алтай местным жителям нужно полностью запретить... тогда в РА останутся одни туристы и трезвенники.

  -6 Нравится Ответить

Avatar Picture
Musik

09:56:36 22-10-2025

Гость (09:34:11 22-10-2025) В Республике Алтай местным жителям нужно полностью запретить... Арачка- традиционный народный напиток. Вы против традиций?

  -18 Нравится Ответить

Avatar Picture
Musik

09:46:12 22-10-2025

Законное право - укушаться в дрова.

  -18 Нравится Ответить

Avatar Picture
гость

09:49:00 22-10-2025

В России сейчас растёт движение - "Вывести точки продажи алкоголя и табака за пределы населённых пунктов", будь то город или село. То есть полностью освободить города, поселения от продажи алкоголя и табака. Запретить торговать через маркетплейсы. Хочешь выпить - поезжай за город, отстои в очереди, тут же пункт правоохранителей расположен и медвытрезвитель. Только так можно освободить здоровую часть общества от больных алкоголизмом, так можно сохранить поколение здоровых людей. Это движение набирает силу. Я двумя руками - за!

  -36 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

10:03:42 22-10-2025

гость (09:49:00 22-10-2025) В России сейчас растёт движение - "Вывести точки продажи алк... Не боишься, что кто-нибудь обе ручонки тебе оторвет?

  -10 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

10:49:57 22-10-2025

Гость (10:03:42 22-10-2025) Не боишься, что кто-нибудь обе ручонки тебе оторвет?... А что тебя так испугало, представитель алкогольного лобби?

  -15 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:04:34 22-10-2025

Гость (10:49:57 22-10-2025) А что тебя так испугало, представитель алкогольного лобби?...
Под веник залезь, трезвенник. Я ни у кого на выпивку денег не прошу, так как у меня их даже с избытком. Это вы, праведники, постоянно попрошайничаете.

  -12 Нравится Ответить

Avatar Picture
гость

10:10:06 22-10-2025

Лёгкая доступность алкоголя - вот причина алкоголизации населения. Надо убрать алкоголь подальше, а сейчас он везде в шаговой доступности. Как отравляют жизнь алкаши всем окружающим. Нет такого права у них.

  -12 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

10:22:43 22-10-2025

гость (10:10:06 22-10-2025) Лёгкая доступность алкоголя - вот причина алкоголизации насе... Нужно на государственном уровне отслеживать тех, кто покупает алкоголь. Купил бухло - аннулировать водительские права, разрешение на оружие и бесплатную медицинскую помощь сроком на пять лет с момента покупки.

  -25 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

10:47:09 22-10-2025

Гость (10:22:43 22-10-2025) Нужно на государственном уровне отслеживать тех, кто покупае... Вы зашитый или заштопанный? Или у вас в родне алкаши квартиру пробухали и она вам по наследству не досталась? Я не трезвенник. В поликлинику ходил лет 15 назад. При этом ежемесячно оплачиваю взносы с белой ЗП. И не по одной тысяче. А вас в регистратуре уже узнают или это будет в ноябре 2025?

  -15 Нравится Ответить

Avatar Picture
гость

11:10:51 22-10-2025

Гость (10:22:43 22-10-2025) Нужно на государственном уровне отслеживать тех, кто покупае... контролировать покупку спиртного и табака легко в условиях цифровизации, просто продавать их в специализированных магазинах по биометрии.

  -11 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

10:30:01 22-10-2025

гость (10:10:06 22-10-2025) Лёгкая доступность алкоголя - вот причина алкоголизации насе... давайте не путать теплое с мягким, настоящие алкоголики, которые создают проблемы окружающим, закупаются далеко не алкомаркетах или магазинах, боярышник в аптеках их выбор, на большее просто нет - пропили всё. Аптеки тоже за черту города?

  -3 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

10:44:15 22-10-2025

Гость (10:30:01 22-10-2025) давайте не путать теплое с мягким, настоящие алкоголики, кот... отстали от жизни. Цены на боярышник выросли настолько, что его перестали покупать для сугрева и опохмелки.

  -5 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

10:57:54 22-10-2025

Гость (10:30:01 22-10-2025) давайте не путать теплое с мягким, настоящие алкоголики, кот... Ничего подобного. У них на столах магазинное. Всегда удивлялся, откуда у них деньги на бухло, когда они как правило и не работают толком. Но на бухло находят.

  -7 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

09:49:24 22-10-2025

Ну если кто так ратует за право выпить когда хочется, так пусть в своих в домах их и поит, а потом выхаживает и присматривает. Почему я должен поступиться своим правом на безопасность и спокойствие ради этих алкашей?

  -17 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

09:50:30 22-10-2025

Турист везёт в республику деньги, чем сильнее он нажрётся - тем больше денег в республике потратит. Это плюс для экономики.
А бухой алтаец перевернёт трактор, задавит соседа, утонет в озере, застрелит на охоте односельчанина - это минус для экономики.
Давайте выводить экономику Республики Алтай в плюс.

  -8 Нравится Ответить

Avatar Picture
гость

10:05:17 22-10-2025

Гость (09:50:30 22-10-2025) Турист везёт в республику деньги, чем сильнее он нажрётся - ... нельзя поднимать экономику за счёт здоровья людей! Если сейчас не принять меры, то алтайцы как коренной народ выродятся через 2 поколения. Страшно пьют в РА.

  -6 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

10:57:45 22-10-2025

гость (10:05:17 22-10-2025) Если сейчас не принять меры, то алтайцы как коренной народ выродятся через 2 поколения. Страшно пьют в РА. Выродятся бухлозавры. Настоящие алтайцы не пьют.

  -11 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

11:38:25 22-10-2025

гость (10:05:17 22-10-2025) нельзя поднимать экономику за счёт здоровья людей! Если сейч... ой, да страшно пьют везде

  -10 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

10:16:36 22-10-2025

Если за добавкой можно будет только доехать пешком за ней точно не пойдут

  -9 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

11:39:24 22-10-2025

Гость (10:16:36 22-10-2025) Если за добавкой можно будет только доехать пешком за ней то... не соглашусь. Сядет пьяный , и поедет

  -16 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

18:53:31 22-10-2025

Гость (11:39:24 22-10-2025) не соглашусь. Сядет пьяный , и поедет... Это и имел в виду(((

  -11 Нравится Ответить

Avatar Picture
ППШариков

10:17:59 22-10-2025

Горбачев, со своим новым мЫшлением и резиновой перчаткой "Привет Горбачева" сразу вспомнился,

  -11 Нравится Ответить

Avatar Picture
гость

10:38:44 22-10-2025

ППШариков (10:17:59 22-10-2025) Горбачев, со своим новым мЫшлением и резиновой перчаткой "Пр... Горбачёв был за полный запрет алкоголя, а здесь никто "права" алкоголиков не нарушает, никто алкоголь не запрещает, просто отдаляют пьющих подальше от трезвенников. В руки давать не более 1 бутылки за раз. А за спекуляцию, перепродажу можно штрафы солидные собирать. Одни плюсы.

  -6 Нравится Ответить

Avatar Picture
ППШариков

10:49:19 22-10-2025

гость (10:38:44 22-10-2025) Горбачёв был за полный запрет алкоголя, а здесь никто "права... Какая разница, полный или частичный запрет ? "Ну, если я чего решил — я выпью обязательно " (с)

  -12 Нравится Ответить

Avatar Picture
гоги

10:52:37 22-10-2025

гость (10:38:44 22-10-2025) Горбачёв был за полный запрет алкоголя, а здесь никто "права... Бутылку чего? Пива, вина, виски?

  10 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

10:56:27 23-10-2025

гость (10:38:44 22-10-2025) Горбачёв был за полный запрет алкоголя, а здесь никто "права... Горбачев не был за запрет алкоголя. Вы явно не читали указ. Речь шла о сокращении выпуска крепкого алкоголя и расширении ассортимента сухих вин. Но алкогольная мафия все перевернула - организовала вырубку виноградников, дикие очереди за водкой, чтобы злить народ и отменить указ Горби. Вот теперь и хлебаем по полной...

  -8 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

10:20:49 22-10-2025

Республика Алтай позиционирует себя как идеальным местом для туризма.
Обслуживающий персонал - местные. Значит местным надо запретить бухать.

  -13 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

10:38:29 22-10-2025

В этом и смысл, указа, чтобы принудить меньше пить, а не рассусоливать, кто и как будет доганяться.

  -17 Нравится Ответить

Avatar Picture
Олег

11:43:11 22-10-2025

Стопами горбачева - даёшь перестройку!

  -10 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

12:45:18 22-10-2025

Основной цели реформа достигла --- Союз развалился.

  -6 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

13:01:07 22-10-2025

Гость (12:45:18 22-10-2025) Основной цели реформа достигла --- Союз развалился.... Союз развалили коммунисты. Они отвечали за его крепкость - они же его и слили. Ненавижу коммунистов - этих предателей интересов трудового народа.

  2 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

13:54:43 22-10-2025

Гость (13:01:07 22-10-2025) Союз развалили коммунисты. Они отвечали за его крепкость - о...
Союз развалился, потому что время пришло ему развалиться.

  11 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

15:13:51 22-10-2025

кто так рьяно противится - у того смежный алкобизнес! и сам алкаш и народ спаивает

  -9 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

21:04:46 22-10-2025

Это право того же человека, у которого были права: на труд, на образование, на самозащиту и другие прикольные права?

  -13 Нравится Ответить

Avatar Picture
Игорь

06:25:01 23-10-2025

Площадку вне населенного пункта-там продавайте и бухайте...

  -7 Нравится Ответить

Avatar Picture
гость

10:39:46 23-10-2025

Вывод:
1. Вывести пункты продажи спиртного и табака за город, за поселение (не менее 4-5 км. от него)
2. Продавать в специализированных магазинах и по биометрии.
3. Увеличить цены на спиртное и табак.
4. Давать ограниченное количество в одни руки (1 бутылка в день). А лучше ввести талоны на спиртное и табак.
5. Подвести нужную инфраструктуру к магазинам - медвытрезвитель, пост полиции.
6. Повышенные штрафы за спекуляцию и самогоноварение.
7. Запретить маркетплейсам, доставкам на дом продавать спиртное, пиво и табак.

  -3 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

10:49:20 23-10-2025

гость (10:39:46 23-10-2025) Вывод:1. Вывести пункты продажи спиртного и табака за го... Вы просто прелесть какая глупая... Курящие и пьющие официальный табак/алкоголь приносят в бюджет страны суммы, которые вы даже понять не в состоянии.... А если вы поставщиков бюджета постараетесь выгнать, то будете уголь активированный покупать по подворотням...

  -13 Нравится Ответить

Avatar Picture
гость

10:54:44 23-10-2025

Гость (10:49:20 23-10-2025) Вы просто прелесть какая глупая... Курящие и пьющие официаль...
тут власти нужно будет выбирать: или реально увеличивать демографию за счёт увеличения жизни россиян, или продолжать сокращать население страны, спаивая его.

  -3 Нравится Ответить

Лента новостей

Новости партнеров