Стеклянная столица

ИЛИ
I LOVE ASTANA
Что нужно фотографу для того, чтобы отпуск запомнился? Немного: отпускные, благословение редактора, пара сменных футболок в рюкзаке и широкоугольный объектив для фотоаппарата. Фотографы легки на подъем. Где хороший кадр, там и широта, где есть Wi-Fi, там меридиан.

Время в отпуске летит стремительно. Как гласит народная мудрость: "Если отпуск есть, то он сразу закончился". И вот, не тратя времени зря, я уже сижу в поезде и сжимаю билеты в руке. Провожающих просят покинуть вагоны. Едем в плацкарте, боковые места, зато экономим рублей мы полста! Астана, встречай своих гостей-провинциалов!
Мне очень хочется составить для себя объективное мнение об Астане. Дело в том, что сам я родом из Казахстана. Трудно не испытывать гордость, видя, какими стали родные пенаты. В последний раз я тут гостил, когда Астана была маленьким серым Целиноградом. В махровом 1961 году с легкой подачи Хрущева началось активное поднятие казахских целинных земель. Никто не думал, что здесь может вырасти огромный город. Но его построили назло всем степным ветрам. Я решил увидеть его своими глазами.
Ни в чем в жизни нельзя быть уверенным. Кроме одного: если ты приедешь в Астану, тебя обязательно первым делом отвезут на левый берег Ишима, чтобы показать деловой центр столицы. Каждая машина тут - "Мерседес", а каждый человек – приезжий. Ты понимаешь это, когда видишь, что почти все люди вокруг делают селфи напротив новеньких хрустящих зданий.
В самом сердце Астаны возвышается Байтерек. Эта стела является символом переноса столицы из Алма-Аты в Астану. Каждый приезжий считает своим долгом побывать внутри этого золотого шара. К сожалению, я туда не попал. Очередь желающих оказаться наверху Байтерека была, как у мавзолея Ленина в 80-м.
Байтерек буквально напичкан символами, как 100-долларовая купюра. В целом же Байтерек символизирует государство, сохранившее свои исторические корни, имеющее прочную опору и устремленность к будущему процветанию. Монумент все чаще узнают в мире. Во многом из-за таких фотографий, которые вошли в моду у девушек. Байтерек делает их принцессами.
На территории комплекса Байтерек всегда людно. Как памятник Маяковского в Москве – место встречи всех влюбленных, так и Байтерек – место встречи всех туристов.
Что сразу осознаешь, гуляя по новенькой Астане, так это то, что тут любой архитектурный ансамбль продуман до мелочей. Если казахи и заперли степь в улицы, то сделали это с размахом. Каждый бульвар ведет тебя к какому-нибудь монументу, каждый проспект заканчивается просторной площадью.
К примеру, когда проходишь бульвар Нуржола до конца, то упираешься в административное здание "КазМунайГаза" – это что-то типа нашего "Газпрома". Их офис дает фору любому БМВ или какому-нибудь "Гуглу".

А дальше выходишь к Хан Шатыру (главный торговый центр). Это здание проектировал сам Норман Фостер – архитектор, создавший "Корнишон" в Лондоне. Как "Корнишон" стал эмблемой Лондона, так и Хан Шатыр стал одним из главных зданий Астаны.


Вообще у казахстанцев особое чувство юмора, если это касается зданий. Каждому зданию здесь давно прилепили какое-нибудь прозвище. И преметко, нужно сказать...

Яркая жемчужина в мутных водах

Визитной карточкой Астаны является набережная. Она тянется вдоль реки Ишим. Вода в реке довольно мутная, но почище нашей Оби. Так что если набережная – жемчужина, то выловили ее в мутных водах.

Но это, пожалуй, единственный минус данного места. Набережная является местом встречи жителей левого и правого берегов столицы, которые вечером выходят на променад. Когда солнце садится, здесь становится невероятно красиво. По выходным тут устраивают световое шоу, на которое пускают зрителей совершенно бесплатно.
Видимо, лазурный цвет этих высоток должен был подчеркнуть красоту реки. Но задумка не вышла – вода в Ишиме слишком мутная.
Арка из цветов. Вечером цветы светятся малиновыми огнями. Нужно сказать, что власти города не жалеют денег на иллюминацию.
На снимке световое шоу на набережной. В центре кольца видно здание Хан Шатыр.
Город щедро усыпан уютными ресторанчиками. На снимке один из них. На ковриках скорее узбекские орнаменты. В Барнауле такое место смотрелось бы очень колоритно. Интересно, коврики снимают на ночь?
Вдоль набережной преимущественно жилые дома. Милые, уютные, нарядные. Мне показалось интересным соседство современных высоток и таких симпатичных архитектурных созданий.
К примеру, такой урбанистический пейзаж. Лично я бы стал чуточку добрее, если бы каждое утро пил свой кофе у окна с таким видом.
А это, собственно, сама прогулочная часть набережной. Днем здесь не так много людей. Люди приходят сюда вечером, когда набережная сияет разноцветными огнями.
Такая вот картина огней большого города. Отличное место, чтобы прийти сюда после работы и сбросить тяжелый день со своих плеч или устроить вечернюю пробежку.
Во время моего столичного моциона мне встретились три моста через Ишим. В городе их семь. На снимке автомобильный мост, ведущий в центр города. Он становится загруженным ближе к шести вечера, когда люди едут домой с работы. Многие здесь живут на правом берегу, а работают на левом.
Если я представляю себе астанчанина, передо мной предстает образ молодого красавца. Он высокий, стройный, деловитый, хваткий, породистый. Гордится своей страной и столицей. Его мир основывается на трех китах: семья, друзья, карьера. Такого человека я встретил в столице.

Но таких штрихов в Астане мало. Может, они все сидели в своих офисах и им было не до прогулок. На самом деле Астану наполняют люди разных национальностей, социальных слоев. Астана – это винегрет из приезжих людей со всего СНГ. До кризиса, когда Астана росла, как гриб после слепого дождя, сюда съехалось на заработки огромное количество гастарбайтеров. Но после того, как экономический мир тряхануло, стройка приостановилась, работы не стало. Однако многие остались тут, продолжают жить и создавать семьи.


Разговорившись с таксистом, я выяснил, что в Астане коренного населения не больше 30%, то есть около 300 тысяч. По последней официальной версии, общая численность населения Астаны составляет 850 тысяч человек.

Интересно еще то, что, если приглядеться, хорошо видно, как мало на улицах Астаны стариков. В основном это молодежь или люди до 40 лет. Оно и понятно – на переезд решаются в основном молодые люди.
Знаете, что казахстанцы могут себе позволить? Строить по-настоящему просторные города. Дело в том, что в этой стране огромные площади степей. Кода ты едешь из города в город, все, что ты видишь из окна – это бескрайняя степь. Наверное, именно из-за любви к просторам в новой столице Казахстана так много площадей и свободного места между архитектурными ансамблями. Гуляя по городу, ты то и дело натыкаешься на какой-нибудь сквер или огромную клумбу.

Я давно не видел красного заходящего солнца в городах. Как правило, оно прячется за плотно прижатыми друг к другу домами. В Астане же я увидел настоящий багровый закат. Это меня порадовало. Тут все сделано на широкую ногу: широкие улицы, широкие бульвары, широкие проспекты.

Астана – город велосипедистов. Бывший премьер-министр Казахстана – большой поклонник велосипедного транспорта. Может быть, именно поэтому этот спорт здесь так развит. Очень часто мимо тебя проезжают спортсмены в голубых обтягивающих костюмах. А на каждом углу стоят вот такие парковки. Каждый может отстегнуть велосипед и покататься по городу. Когда надоест, ты можешь его поставить в любой точке города на такую же парковку.
Нельзя не заметить огромного количества рабочих на улице. То и дело они что-то красят, стригут, подметают. Каждый из них черен, худ и наверняка не гражданин Казахстана.

Разговорившись с одним гастарбайтером, который отдыхал от копки ям для молодых деревьев, я спросил, как ему тут живется. Он ответил: "Нам-то что? Бери лопатой меньше, кидай дальше. Пока летит — отдыхай". Что еще можно добавить к его ответу?

Еще меня удивила окраина города. Совершенно неожиданно за домами открывается степь. Просто ты проходишь очередной архитектурный шедевр, и все… дали. Очень странное и скорее приятное впечатление. Получается, если ты устал от бетонных джунглей и их суетного движения, ты всегда можешь отойти пару метров от города, и твой взгляд отдохнет на бескрайнем раздолье вечной степи.
Астана была построена в короткие сроки, фактически за десять лет. Рекордное время для такого объема работ. Здесь трудились и трудятся сотни тысяч строителей. Трудно представить, сколько было потрачено сил на всю эту огромную жизнь, которой сегодня живут астанчане, и сколько еще предстоит сделать, чтобы закрепить успех.

Когда я ехал назад в Барнаул, пытался понять, какие чувства испытываю от знакомства с этим городом. Наконец до меня дошло: Астана — стеклянная столица. Каждый дом там облицован материалом наподобие стекла. Да и вообще стекла очень много. Поначалу это нравится. Особенно когда садится солнце. Оно отражается во всех окнах, во всем многопудье стекол Астаны. Но наравне с этим стекло вселяет в тебя чувство незащищенности, зыбкости, миража. Астана не оставила у меня чувства монументальности, важного свойства главного города страны.

Еще здесь мало зелени. Просто огромная нехватка "легких города". Везде дома, дома, дома и ни одного мало-мальски высокого деревца. Клумбы не способны заменить ветвистые аллеи. Но это понятно, деревья – не кирпичное здание, в них нельзя "влить финансы" и уже через год получить полноценный тополиный парк. Кстати, в самом центре города меня очень умилил сквер, в котором посажено около 30 дубков. Очень хочется надеяться, что они приживутся в резко континентальном климате казахского мелкосопочника.

Так или иначе, Казахстан давно разбил стереотип о том, что здесь живет отсталый кочевой народ. Он доказал всему миру, что умеет отвечать веянию времени и способен бросить вызов любой современности. А с такой столицей, как Астана, страна завоевала уважение во всем мире.

Как известно, Москва не сразу строилась, в отличие от Астаны. Этот город будет строиться и дальше, создавая историю своей страны. Мне очень хочется вернуться сюда лет через 20 и посмотреть, какой она станет: повзрослевшей, тесанной, монументальной. Такие города живут помногу и с гордостью, в их фонтаны туристы бросают мелочь, чтобы вернуться. Бросил и я...


I LOVE ASTANA

Made on
Tilda