Прямой эфир

Слушать радиостанции Барнаула
Новости

Александр Суриков - о сотрудничестве России и Белоруссии: «Мы долго раскачиваемся»

, ИА "Амител"
Впервые на Алтай приезжает премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский

Впервые на Алтай приезжает премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский. Накануне этого визита газета “Алтайская правда” опубликовала интервью с чрезвычайным и Полномочным послом РФ в Республике Беларусь Александром Суриковым. Вопросы, в основном, касались уже налаженных связей Алтайского края и Белоруссии:У Алтайского края с Белоруссией давние связи. Официальная делегация края отправилась в эту республику в 1998 году, и тогда же было подписано первое двустороннее соглашение. После этого еще трижды руководство края наносило туда визиты: в 2000 году, в 2004-м, в июне этого года — во главе с Александром Карлиным. И каждый раз подписывались дополнительные соглашения, направленные на расширение сотрудничества. Как говорят специалисты, взаимоотношения с республикой развиваются достаточно динамично. Недавно мне довелось побывать в Минске, в некоторых его государственных учреждениях, поговорить с людьми на улицах. Приняли меня и в посольстве России в Белоруссии, где на наши вопросы ответил Чрезвычайный и Полномочный посол РФ в Республике Беларусь Александр Суриков:

- После июньского визита в Минск делегации края глава администрации края пригласил премьер-министра Белоруссии Сергея Сидорского посетить край с официальным визитом. Приглашение было принято, визит состоится в начале октября, — сказал Александр Александрович. — А во второй декаде ноября делегация Сибирского федерального округа во главе с Анатолием Квашниным отправится в Белоруссию. В делегацию войдут губернаторы и представители бизнеса, связанные с белорусскими деловыми кругами, — всего человек 150-180.

- Александр Александрович, как развиваются взаимоотношения между Россией и Белоруссией в последнее время?

- Достаточно сказать, что товарооборот между ними в этом году достигнет 20 миллиардов долларов, что на 30 процентов больше, чем в прошлом. Это самый большой внешнеторговый оборот на пространствах бывшего Советского Союза. Мы рассматриваем новые аспекты взаимоотношений двух стран, связанные не только с углеводородным сырьем, то есть нефтью и газом, что и так достаточно актуально, но и расширяем сотрудничество в других областях экономики: машиностроение, легкая промышленность, переработка, сельское хозяйство. Здесь тоже есть динамика. Мы рассчитываем, что экономические отношения России, в том числе Сибири и Алтайского края, с Белоруссией станут более мощными, эффективными, вырастут объемы товарооборота, занятость людей и их заработная плата. А это уже социальные аспекты сотрудничества, направленные на улучшение жизни граждан обеих стран.

- Говорят, из 89 регионов России свое представительство в Минске имеют лишь 16, в том числе Алтайский край — единственный из сибирских регионов.

- Это так. Но скоро в Белоруссии будет открыто представительство всего Сибирского федерального округа, естественно, с наполнением территорий бизнесом, но с таким расчетом, чтобы интересы не пересекались в одной точке. Например, все изъявят желание собирать какое-нибудь изделие. Коллективно обговорим целесообразность и степень готовности каждого и решим, кому заниматься этим будет сподручнее.

- Чтобы друг друга не тормозили?

- Сегодня у Белоруссии договора с 80 субъектами Российской Федерации, поэтому достаточно тяжело отслеживать их взаимоотношения. Что касается Алтайского края, то это одна из самых развитых территорий Сибири в области машиностроения: энергетического, сельскохозяйственного, дизельного. Край должен получать серьезный эффект от сотрудничества с Белоруссией и свою квоту.

- На днях начинается визит на Алтай премьер-министра Белоруссии Сергея Сидорского. В чем стороны видят взаимный интерес?

- Интересов будет много. Во-первых, Сидорский заинтересован в алтайском вагоностроении. Белоруссии нужны грузовые вагоны различной модификации, а собственного производства нет. Возможно, будет идти разговор о создании в республике предприятия по производству запчастей к ним, чтобы была возможность ремонтировать вагоны на месте. Во-вторых, есть интерес к нашему энергетическому машиностроению. Бийский котельный завод уже сформировал совместное с белорусами предприятие, наладив производство запчастей к своим котлам, которых в республике более трех тысяч.

Белоруссия не имеет мощного дизеля в 400 лошадиных сил, необходимого прежде всего для сельхозтехники. Его выпускает в Барнауле моторный завод. Я не исключаю, что может опять возникнуть интерес к "Трансмашу", который делал мощнейшие дизеля, а также к сельскому хозяйству, так как в силу климатических условий сильные сорта пшеницы, необходимые для хлебопекарной, макаронной, кондитерской промышленности, выращиваются у нас, в Оренбурге, немножко на Кубани и в Ростове-на-Дону. А Алтайский станкостроительный завод занялся сборкой минских пресс-подборщиков. Видимо, это сотрудничество будет расширяться.

- Вы перечислили то, что интересно белорусам в Алтайском крае. А что нам интересно у них?

- Кормоуборочных комбайнов в крае и в России не делают, колесных тракторов типа "Беларусь" — тоже, а в животноводстве и коммунальной сфере используются только они. Алтай очень заинтересован в поставках в республику своей продукции машиностроения, так как в Белоруссии все заводы работают, наращивая объемы производства. Автомобилестроения на Алтае тоже нет, а здесь МАЗ, выпускающий отличные грузовики, и так далее. Пересекающихся точек, которые интересуют обе стороны, много.

- Александр Александрович, наверное, есть и какие-то проблемы в сотрудничестве?

- Проблема только одна: белорусская сторона более охотно и более устойчиво работает, а мы долго раскачиваемся. В связи с этим есть опасение, что Белоруссия станет активно переводить свою экономику на рынки западных стран. Это большие потери для нас. Поэтому посольство России усиленно занимается укреплением наших связей.

- Существуют ранее подписанные соглашения между Алтайским краем и Белоруссией, в которых расписаны конкретные намерения по сотрудничеству, но не все они выполняются. Например, в двух протоколах есть пункт об организации сети машинно-технологических станций (МТС) на Алтае, а дело стоит на месте, хотя край давно нуждается в новой свекло- и кормоуборочной технике. Что мешает?

- На базе Гомельского завода сельхозмашин Белоруссия выпускает многоцелевую технику: зерно-, кормо-, свеклоуборочную. На одном силовом агрегате — три решения. Оценив этот опыт, в свое время мы создали в крае одну МТС, хотели создать больше. Мешает непонимание стратегических действий в сельском хозяйстве. Кого именно, сказать сейчас сложно. В России же такую технику не производят. Та же сахарная свекла -культура трудоемкая, без техники никак. Это одна из самых актуальных проблем для края и Оренбуржья. Но там уже поняли свою выгоду и собираются заиметь 500 единиц белорусских кормоуборочных комбайнов, создав МТС.

А на Алтае пока идут разговоры, хотя первая созданная в Калманке МТС показала большую эффективность. Сеть МТС нужно было развивать дальше. Это частное предприятие, не государственное, никакой нагрузки на бюджет. Нужно лишь создать стимулы. Но к частной фирме тяжело "прилипнуть" чиновнику, возможно, в этом недопонимание? Кстати, одну МТС в Немецком районе пробовали создать государственную, но дело не пошло. А край нуждается в новой технике. Уборка с каждым годом проходит все сложнее потому, что комбайны очень старые, убирать скоро будет нечем.

- Почему не используются возможности для продажи в Белоруссию алтайского зерна, тем более что закуп здесь производится государством, которое гарантирует оплату? В прошлом году была возможность поставлять пшеницу по 4650 рублей за тонну. Тендер объявляли Пинский, Бобруйский, Витебский хлебокомбинаты, но никто в крае в них не принял участие, хотя проблемы с продажей зерна у сельчан были. Конечно, далековато, транспортные расходы, но в 2004 году Алтай поставил в республику на 120 тысяч долларов, значит, выгода есть?

- Конечно, наших сельчан сдерживают транспортные тарифы. Но если договариваться с железнодорожниками, можно снизить издержки и решить проблему. В этом году закупочная цена на зерно в Белоруссии 140 долларов за тонну. Пока республика берет его на Кубани, но там нет такого качества пшеницы, которая служит улучшателем муки в хлебопечении и производстве макарон.

- Алтайским производителям, видимо, трудно конкурировать в поставках своей продукции в Белоруссию, когда рядом Москва, Украина и другие промышленно развитые регионы. Но есть же у нас какие-то завоеванные позиции: топливные насосы, котлы, что-то еще. Можно ли этот список расширить?

- У нас есть уже сложившиеся связи. Хорошо сотрудничает с республикой Алтайский завод прецизионных изделий, наращивая объемы поставок. Сейчас мы работаем над тем, чтобы туда пошли насосы с завода топливной аппаратуры. Алтайские предприятия асбестотехнических и резинотехнических изделий тоже увеличивают экспорт продукции в республику, и посольство в этом им помогает. Надо использовать возможность пересечения границы Россия-Белоруссия без уплаты таможенных пошлин. Поэтому, например, наши форсунки по сравнению с украинскими здесь дешевле. Это неоценимое преимущество. Кстати, на всем пространстве республики мы пользуемся российскими железнодорожными тарифами, а не экспортными. Алтай — шестой в Сибири по товарообороту, надо его наращивать. База есть.


Комментарии

Войти     Зарегистрироваться
Имя
Архив новостей
< октябрь 2006 >
пн вт ср чт пт сб вс
                  1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31               
Loading...