"В России надо говорить по-русски": социологи Карелии обеспокоены ответами русских учеников
25 апреля 2009, 11:28, ИА Амител
По мнению учёных-социологов Карельского научного центра Российской академии наук, в межнациональной сфере в Карелии за последние три года "произошло лишь некоторое смягчение взаимоотношений, но не более. Латентный характер межэтнического неприятия никуда не делся. У Министерства по вопросам национальной политики Карелии есть такие данные, но оно их предпочитает не афишировать. А если что и выдаёт на-гора, то это только позитив".
Карельское отделение "Молодёжной правозащитной группы" опубликовало на своём сайте (http://right.karelia.ru/rus/index.php?razdel=antifa) исследование старшего научного сотрудника Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН Е.И. Клементьева, в котором даётся анализ межнациональных отношений, этнокультурного образования и роли школы в воспитании этнической толерантности. Анкетные данные, по мнению учёного, по-прежнему актуальны.
Вот некоторые сведения.
Русские учителя и учащиеся, а также представители других этнических групп, как и следовало ожидать, качества и достоинства "своего" народа оценивали выше, чем "другого". Ответы русских и не русских учеников весьма заметно отличаются от мнений своих наставников. Эти различия достаточно разнообразны. Так, учащиеся русской национальности реже отмечали привлекательность и достоинства других народов по сравнению и с учителями, и со своими сверстниками не русской национальности (54% ответов), в то время как 75% старшеклассников не русской национальности отметили, что им нравится "не свой" народ.
Значительное число русских старшеклассников (24,6%, каждый четвертый респондент) указали, что им вообще никакие другие народы не нравятся. Повышенной неприязнью к представителям других этнических групп выделяются русские ученики старших классов (48,5% негативных ответов). Ответы юношей и девушек изобилуют жестко-критическими, неприязненными, эмоционально-насыщенными характеристиками.
Судя по высказываниям, им присуща и этнофобия (прямая враждебность и непримиримость к "не своим", "чужим" народам), и этноэгоизм (стремление обеспечить преимущество "своему" народу в противовес другим народам), и этноограниченность (нежелание контактировать с представителями других национальностей).
При актуализации этничности, "накопленной" в сознании, такие идеологемы представляют угрозу этническому миру и согласию, они могут быть базой разрушения межнационального согласия и толерантных отношений между этносами. В их ответах достаточно четко прослеживается этнический фактор размежевания ("неприятный язык", "раздражает их язык", антропологические различия ("черные"), иное, не православное вероисповедание.
Некоторые "другие" народы в глазах русской молодежи предстают как носители агрессии, опасности, угрозы и терроризма, что является дополнительным мотивом субъективной настороженности, боязни, ограничения и даже нежелания контактировать с представителями не своей национальности. Старшеклассники не просто хотят сохранения этнокультурной дистанции в контактах с "чужим" народом, но и высказывались за недопущение таковых. Представителей не "своей" национальности они обвиняют в том, что из-за них происходят драки, ограбления, убийства, и вообще межнациональная рознь.
Поскольку их "стало слишком много", "они заселят всю Россию", "скоро займут весь Петрозаводск", "приезжают нелегально и творят что хотят", то их следует выселять. Один из респондентов убежден, что каждый человек должен жить там, где родился. Другой молодой человек уверен, что "в России надо говорить по-русски".
Наибольшую неприязнь у русских учеников старших классов вызывают азербайджанцы (29,2% негативных ответов), грузины (23,8%), цыгане (13,9%), армяне (13,0%), чеченцы (9,0%), другие национальности (11,1%). Особо выделим негативное их отношение к такому собирательному образу как "лица кавказской национальности", "кавказцы", "люди с Кавказа". В течение примерно двадцати лет такие негативные стереотипы формировались, подпитывались и продолжают тиражироваться средствами массовой информации, разговорами на кухне, в частных беседах, в результате чего многие предвзятые представления о "лицах кавказской национальности" превращаются в массовое клише.
По мнению некоторых педагогов, конфликты в школе, как правило, связаны с антикавказскими настроениями.
"Ощущается настоятельная необходимость в усилении индивидуальной воспитательной и просветительской работы с родителями и подростками по проблемам терпимости и взаимного понимания представителей различных этносов. И в этой работе немаловажное значение приобретает опыт, накопленный этнопсихологами, этнологами, всеми теми специалистами, чья научная деятельность связана с изучением глубинных причин как интолерантности, так и межнационального взаимопонимания", - отмечает Карельское отделение "Молодёжной правозащитной группы".
Комментарии 0