"Зачем должник отрубил себе палец?": корреспондент «Вечернего Барнаула» провел рабочий день вместе с коллектором

30 апреля 2009, 09:45, ИА Амител

Алчные "выбиватели долгов" или  мудрые психологи? Корреспондент "Вечернего Барнаула" Влад  Комяков  провел  рабочий день вместе с барнаульским коллектором и посмотрел на его работу изнутри. Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться со стаьей коллеги.

Как известно, в период кризиса взять кредит в банке становится все сложнее. А вернуть его? В последнее время невозвраты по кредитам становятся реальной опасностью для банков, и, чтобы вернуть свои деньги, они обращаются в специализированные компании – коллекторские агентства.

Роман МИКОЛАШЕК -  начальник  отдела розыска Региональной организации по возврату долгов (сокращенно – РОВД) -  предупредил:  "Эпоха паяльников" закончилась. Есл и будешь человека калечить, ничего не выиграешь".

- Как вообще люди на вас реагируют? Можно должников разделить на какие-нибудь категории?

- Можно – адекватные и неадекватные. Это не зависит от пола, возраста, рода занятий… но обычно чем больше сумма долга, тем проще с человеком разговаривать – если он должен миллион, он, как правило, не один миллион должен.

- Давно коллектором работаете?

- Уже почти четыре года. Но вообще я начальник отдела розыска.

- Розыска... чего?

- Должников, людей, имущества. Если не могут человека найти, тогда я уже начинаю работать. Но каждый случай индивидуален. Долго изучаешь человека, общаешься. Не все адекватно реагируют. Бывает, приедешь, а там человек вообще не понимает, что ты ему пытаешься объяснить. Он считает, что ему один раз дали деньги, он не вернул... Ну, не вернул - и ладно: "Нету у меня, потом отдам. Пошли вы вообще". Редко, конечно, посылают, но бывает и такое.

Очаровать бухгалтера


- Есть постоянные клиенты, которые по нескольку раз "залетают"?

- Практически все, у кого долги больше полумиллиона, повторяются по разным банкам. С юридическими лицами очень интересно работать – если вызываешь симпатию у бухгалтера, располагаешь его к себе, то 70% успеха уже есть. Приехал, мило побеседовал, а потом: "Мальчишки, вы самые лучшие, чай-кофе, тортики. Не были бы вы такими замечательными, мы бы и дальше не рассчитывались".
Посидишь, поговоришь, чаю попьешь… Игра слов – это основное. Если ты начинаешь грубить, хамить, то человек отворачивается от тебя. Очень люблю работать с женщинами, которые занимались каким-то бизнесом, а потом просто так сложилось, что они из него вылетели. Бывает, узнаешь про человека все, вплоть до внуков, и звонишь уже как друзьям: "Здравствуйте, как дела, как семья, как дети, внуки?". А она тебе рассказывает, что недавно внука в школу отвела…

В итоге обычно удается договориться с банком об изменении условий договора: должник получает новый, более удобный график погашения задолженности.

- Как вы взаимодействуете с судебными приставами?

- Мы предъявляем им доверенности, согласно которым имеем право знакомиться с материалами судебного производства. А они охотно навстречу идут, кстати. У каждого пристава по 900-1000 исполнительных производств в работе, они просто ничего не успевают. А мы приезжаем и говорим: "Вот этот Иванов работает там-то, есть у него такое-то имущество". Мы же им помогаем. К тому же судебный пристав может работать до десяти вечера. То есть исполнительное действие может проходить до десяти вечера. Про утро ничего не сказано (улыбается). А теперь представьте, что пристав живет, например, на Горе, а должник – на Солнечной Поляне, причем уезжает на работу в восемь утра, а домой возвращается после десяти вечера. Единственный шанс его поймать – у дома в восемь утра. Зарплата пристава просто не позволит ему приехать туда на такси, а ты можешь взять его рано утром, к восьми утра привезти к должнику на своей машине, а потом еще подбросить его на работу.

- А бывали случаи нападения на коллекторов?

- Да, было однажды в Бийске, напали на парня, который пришел в коллекторы из СОБРа. Поехал он проверять какой-то адрес, а там наркоманы собираются. Вдруг из-за угла выбегает какой-то парень с битой, ударяет его в грудь и разбивает телефон. В это время второй сотрудник, его напарник, сидит в машине. Он нам рассказывал, что увидел, как вдруг в доме разбилось окно и оттуда вылетел наркоман (улыбается). Но там, конечно, была чистая самооборона! Вот, собственно, это был единственный такой случай, больше ничего подобного не припомню.

159 миллионов

Приезжаем в офис коллекторов, который представляет собой кабинет в большом здании, где снимает помещения множество разнообразных фирм. В кабинете несколько столов с компьютерами и телефонами, на месте несколько сотрудников фирмы – разбирают какие-то бумаги или звонят по телефону.

- Наш профиль работы – это беседы с человеком. Ну вот посмотри на Александра Викторовича: какой паяльник и он? – смеется мой собеседник Роман. – Есть какие-то ассоциации? Да ему хоть кувалду дай, что он с ней делать будет?

И действительно – специалист РОВД Александр Иващенко ну никак не подходит под описания страшных "выбивателей долгов": невысокий и очень спокойный пожилой мужчина с тихим и располагающим голосом, светлыми глазами и скромной улыбкой. На небольшом столе рядом с монитором - две толстые папки с разномастными бумагами. Одна – долги одного банка, вторая – другого. " Я их отдельно раскладываю, чтобы не путать", - улыбается Александр Викторович.

- Много у вас должников в работе?

- Два банка плюс частные лица, которые приходят за помощью. В основном эти кредиты были взяты в 2005-2006 годах, когда плохо проверялась информация о заемщиках и поручителях. Сейчас получается, что в тех организациях, которые были указаны, они никогда не работали и их там вообще не знают.

- Люди помногу должны? По мелким долгам тоже работаете?

- Самый большой долг, над которым мы сейчас работаем, – 159 миллионов рублей. Но есть и мелкие – вот, например, 24 тысячи рублей. Должник уехал из города к родителям, устроился там на работу. Мы связались с местными судебными приставами, сейчас готовим исполнительный лист – часть его зарплаты будут удерживать в счет долга. Много таких долгов, которые я просто отложил в сторону. Нужно выждать время: арестовывать у должников нечего, сами они нигде не работают…

Сага о 120 рублях

Чтобы увидеть вживую работу коллекторов, мы с Романом поехали на одну из барнаульских автостоянок – один мужчина вдруг решил перестать выплачивать автокредит банку, и теперь его "тойоту", по решению суда, нужно арестовать и продать. Невыплаченную сумму кредита (а это 30 тысяч рублей) заберет банк, а остаток вернут теперь уже бывшему автовладельцу.

На месте нас ждали судебные приставы и представитель торгующей организации. Должник приехал чуть позже – на старенькой "Волге". Как выяснилось, там же у него стоит и "уазик". Должник, надо сказать, выглядел весьма странно. Довольно дорогой телефон и манера вести себя подобно олигарху мирно соседствовали с проржавевшей насквозь "Волгой", не первой свежести "тойотой", какой-то замызганной курткой и дырявыми кроссовками.
Опытный Роман сразу же сказал: "Вот тебе и представитель категории неадекватных должников".

Мужчина долго пререкался с приставами и коллекторами, не хотел подписывать бумаги, грязно ругался, загибал и разгибал пальцы, показывал какие-то пачки денег… в итоге дошло до того, что объявился владелец стоянки и заявил: банковский должник должен деньги и ему тоже. 120 рублей. За то, что "тойота" двое суток стояла на его территории. И пока ему не отдадут эту сумму, никого он за территорию не выпустит. На это мужчина поспешил заявить, что машина теперь не его и ничего платить он не будет. Сел в "Волгу", загородил выезд со стоянки, а сам перелез через забор и был таков.
Когда приставы объяснили, в чем, собственно, дело, владелец стоянки открыл ворота, но "Волгу" все равно объехать никак не получалось. Пришлось искать второй выход. Тем временем снова прибежал должник, сел в машину и уехал, получив вдогонку изрядную долю не самых приятных выражений от владельца стоянки. Впрочем, "уазик"-то остался на месте, что оставляет надежду на взыскание 120 рублей долга. Судебные приставы, отказавшиеся по долгу службы указывать свои имена и фотографироваться, рассказали, что это первый подобный случай в их практике, – настолько неадекватного и странного должника пока еще встречать не приходилось. На этом, собственно, эпизод был исчерпан – "тойота" в итоге была отправлена в торгующую организацию.

Коллекторские истории

"Президент"

- Есть у меня в работе один человек, который должен 351 тысячу рублей, - рассказывает Александр Иващенко. – И его поручитель – очень веселый человек. Звоню я ему, а он заявляет: "Я сейчас в командировке в Москве". Приезжаем домой, а сосед говорит, что вчера еще видел его. Звоним снова – отвечает: "Нет, это не я, это сын мой был. Мы похожи". Да-да, ему под 60, а сыну еще и 30 нет. Очень похожи!

Сосед, который рядом живет, взял бы и перепутал! Потом появляется и говорит: "Сейчас решается вопрос о моем трудоустройстве в команду президента". Проходит время, с командой президента у него что-то не срослось, и он уже заявляет: "Я буду губернатором.
Буквально на днях принимаю дела". Вызывает его к себе судебный пристав, и он ему уже говорит, что буквально через неделю-другую станет вместо Гордеева министром сельского хозяйства. Недели три назад мне звонил: все, утвердили его в должности губернатора. Мы приезжали к нему домой и с судебными приставами, и без них – квартира гостиничного типа… ну ноль, брать нечего абсолютно.
На полу домотканые половички, стиральная машина вся ржавая, даже не знаю, работает или нет, кровати металлические... ну и все, больше ничего нет. Вот, губернатором будет. Я его хотел пригласить сюда, побеседовать, вы много нового узнали бы. Но он якобы в командировке опять, в Первомайском районе.
 
"Фермер"

- Приезжали как-то к одному фермеру, он весь в долгах… - вспоминает Роман Миколашек. – В общем, надо было комбайны арестовывать. Смотрим – у него палец перебинтованный. Точнее, то место, где должен быть палец… мы начали спрашивать, что случилось, но он как-то отшутился. Потом выяснили у местных приставов, что там произошло. Оказалось, приходил как-то этот фермер к тому, у кого денег занял, и стал обещать, что отдаст долг, но тот ему уже не верил. И тогда фермер схватил топор, отрубил себе палец и сказал: "Положи к себе в холодильник, когда деньги принесу – вернешь мне палец!". И все, до сих пор ходит без пальца


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров