От четвертой власти ждут особых антикризисных рецептов и лекарств: итоги журналистского форума

01 декабря 2009, 13:43, ИА Амител

- Какой язык вы хотите изучать – хантыйский или мансийский?

Говорите конкретно, не впадайте в ступор.

Журналисты – дилетанты, не знающие хантыйского

Как хорошо, что об этом на факультете журналистики Алтайского государственного университета нас не спрашивали и не ставили перед таким курьезным выбором. А вот студентов журфака в одном из вузов Ханты-Мансийского округа спросили. Они выбрали, если я не ошибаюсь, хантыйский, потому что его преподавал менее строгий педагог. Об этом рассказал представитель этого региона во время форума молодых журналистов, который проходил в Новосибирске. Как это обычно бывает, мы, его участники, после дневных мероприятий, устраивали посиделки вечером в номерах, рассказывали о себе, о своих регионах, их "фишках", спорили, шутили. О том, что происходило на форуме в официальной и совсем неофициальной обстановке, я и хочу рассказать. Его результаты для меня стали самыми неожиданными.

Кстати, проблема выбора хантыйского или мансийского языка "всплыла", когда мы обсуждали то, как должна быть выстроена система подготовки журналистов: сколько лет нужно учиться, что изучать и стоит ли вообще идти на журфак. Тема избитая, но так и не закрытая. Никита из Югры убеждал нас, что в целом мастерству журналиста как таковому нужно учиться не более 2,5 лет. Не стоит тратить времени на то, что не пригодиться, изучать деление на жанры, которых в современной журналистике уже нет, забивать голову прочим мусором. Он привел пример с языками мансийским и хантыйским, которые вынуждены также изучать местные студенты. А языки-то, по сути, как и жанры, мертвые. В округе на них почти никто не разговаривает. В общем, таково его мнение.

История мне показалась забавной и в некоторой степени действительно показательной. От себя лично позвольте внести поправку. По-моему, если журналист не собирается на чем-то конкретно специализироваться, то к 2,5 годам нужно накинуть еще пару годиков на изучение политологии, философии, социологии, экономики, и прочих предметов, которых не проходят в школах. А если уж ты собираешься корпеть над более конкретными темами, то пусть тебе о них более конкретно рассказывают. Студент сам должен выбирать эти дополнительные предметы, а журфак - обеспечить образование. Таким мне теперь видится оптимально выстроенная система журналистского образования. И не стоит идти на экономический факультет, чтобы писать об экономике. Это уж точно перебор – это уже мое самое что ни на есть субъективное мнение.

И зачем нам эти, как их там, инновации?

Во время форума проходило награждение победителей межрегионального конкурса "Молодежь за инновации". На обсуждение вынесли тему: проблема освещения инновационных процессов в экономике. Здесь мы еще раз сцепились по поводу журналистского образования. Однако не это в итоге стало самым интересным и позволило ответить на вопросы: зачем писать об инновациях, для кого и как?

Лично меня поразил рассказ Кати из Кемеровской области, как она не могла убедить редактора местной "Комсомолки" разместить в газете ее материал. Редактор на отрез отказалась публиковать. Не читала Катин "Детектор драйва" о талантливом начинающем ученом, но уверена, что материал должен быть хорошим, занимательным. Как никак занял третье место на конкурсе.

Несколько шокировал рассказ еще одного участника форума – Василия из Красноярска. По его словам, местные СМИ вообще ни о чем, кроме крови и смерти, не намерены информировать бесплатно. Хоть из штанов выпрыгни, будь талантлив, пой, танцуй, изобретай, а о тебе не снимут сюжет, не напишут статью, не расскажут по радио. Плати и тогда тебя журналисты "пропиарят". Смешение РR и журналистики стало одной из самых существенных проблем современных СМИ. От совершения подобных ошибок в ходе конференции неоднократно предостерегала секретарь Союза журналистов России, главный редактор журнала "Персона" Лариса Шаликова. Она призывала точно определиться: журналист ты или "пиарщик".

К сожалению, инновации без РR мало интересны не только некоторым руководителям не специализирующихся на научно-популярной тематике СМИ. Считается, что и современная аудитория не жаждет узнавать о плодах научной мысли, технических новшествах. А может быть вся проблема заключается в том, что мы не умеем писать о них, находить простые слова, придумывать "крючки", быть оригинальными, показывать, чем может быть полезно то или иное изобретение для общества, какой личный интерес к нему может быть у каждого отдельно взятого читателя?

А может быть современную аудиторию, в том числе молодежь, нужно заново учить интересоваться, получать удовольствие от нового знания, видеть в этом личную выгоду? Столько лет ведь потеряно. Из России же не только все "мозги утекли". У тех, кто родился в 90-х и 2000-х, когда родителям стало некогда заниматься с детьми и они отдали их на воспитание улице, телевизору, компьютеру и Интернету, мозги вообще трудно сформировать. Одна из представительниц Новосибирска рассказывала о том, как они в университетской газете приучают студентов не пролистывать страницу с рассказом о каких-то изобретениях, деятельности их братьев-студентов, увлеченных наукой. Начинают с малого, будто детей учат ходить. Пишут, к примеру, о тех же электронных шпаргалка и прочих "прикладных" вещах, которые смогут заинтересовать и быть полезными любому студенту. Тихонечно, легонечко, может быть и воспитают свою аудиторию.

Кстати, быть понятнее для широкой аудитории советуют и томичи. Хоть они и живут в регионе, который славится своими вузами, но предлагают для начала находить темы, которые способны задержать внимание каждого. К примеру, местные ученые придумали кастрюлю, которая сама считает калорийность приготовляемой в ней пищи. Студенты-первокурсники сняли об этом сюжет. Ими реализуется целое направление по подготовке сюжетов на научно-популярные темы. Об этом рассказала главный редактор научно-образовательного канала ГТРК "Томск" Ольга Пасько.

Что касается вопроса для чего писать об инновациях, то на него мы ответили примерно так. Нужно помогать привлекать в инновационную сферу инвестиции; молодежь вдохновлять на занятие наукой; убеждать чиновников идти по инновационную пути развития, а не кормиться только за счет сырьевой экономики.

От журналистов ждут рецептов преодоления кризиса

Финансовый кризис. Ну куда сегодня без тебя? Даже на форуме молодых журналистов ты успел побывать в центре внимания. Тебе дали такое определение: кризис - это не только кризис в экономике; кризис – это когда старые идеи не работают, а новых - еще нет.

По словам председателя Томского областного отделения Союза журналистов России Алексея Севостьянова, прошло время, когда СМИ существовали в безвоздушном пространстве, не ориентируясь на аудиторию. Приходит конец глянцевым журналам, которые издавались для того, чтобы тешить самолюбие богатых, для упражнений в сфере редакторства их родственников.

Настало же время обратиться к аудитории, узнать то, чего она на самом деле хочет и ожидает от СМИ. А ожидает она, по мнению Севостьянова, заполучить лекарство от кризиса. Поэтому в журналистике как нельзя необходима аналитика, прикладная экономика.

Молодежные СМИ, может хватит писать о тусовке?

Или не тусовкой единой жив молодой человек

Молодежных СМИ в регионах мало, их почти нет. Коммерческие не умеют выживать, им трудно найти рекламодателя, так как молодежь в своем большинстве не способна много тратить денег. На форуме было представлено множество регионов, в том числе Новосибирская, Омская, Томская, Кемеровская, Иркутская, Челябинская области, Алтайский край и Красноярский край, Ханты-Мансийский АО. По рассказам их представителей, интересные молодежные СМИ есть только в Магнитогорске и Новосибирске. В первом случае это газета, полностью посвященная музыке, во втором – две газеты ("Рост" и "Студенческий город"), которые пишут на самые разные темы: и про то, как учиться в зарубежных вузах, и про то, как не стоит бегать от армии.

Если газеты существуют на деньги вузов и местных администраций, то они делают совершенно четкий заказ по поводу того, что хотят получить. Можно писать только про хорошее, другого в регионах просто нет. Допустим, в Ханты-Мансийском АО добывают нефть, а значит и могут позволить себе хорошо помогать в реализации молодежных проектов. Но проекты должны быть в рамках общей политики "Россия, вперед!". Молодежь шутит: это в каком состоянии можно было придумать такую команду для целой страны?

В Кемеровской области молодежи, как это не странно, тоже не разгуляться. Ребята говорят: вы не думайте, что у нас все так прекрасно. У них своя беда. Пока Тулеев не прикажет, никто и не почешется. При этом не может же Тулеев знать обо всем и всем давать указания. К тому же в Кемеровской области нет никакой оппозиции, в СМИ один официоз.

Представители регионов отмечают, что по всюду чувствует "закручивание гаек". Они закручиваются настолько туго, что резьбу вскоре может сорвать.

С другой стороны, я не заметила в своих коллегах большого желания быть в оппозиции, рассказывать о том, что волнует не только власть. Молодежные СМИ у многих ассоциируются с тусовками и прочей развлекаловкой.

Один из спикеров, который провел исследование по поводу потребностей аудитории, рассказал, что молодежь сейчас больше всего волнует проблема поиска работы, возможности самореализации, она жаждет найти свое место в мире, где повсюду "требуется опыт работы".

Другая проблема молодежный СМИ в том, что их как и советские времена возглавляют 45-летние девушки, которые лучше всех знают, что нужно молодежи.

Великое переселение Омска в Питер

Молодежь не хочет оставаться жить в регионах. Бегут в столицы все, в том числе журналисты. Сталкиваясь с трудностями организации своего СМИ и не имея возможности найти им близкое СМИ в регионе, они решаются на отъезд.

Как известно, едут в основном в Москву и Санкт-Петербург. Еще будучи этой осенью в командировке в Москве я слышала от своих коллег, что Питер заполонили омичи. И в этот раз в Новосибирске я услышала тоже самое. К примеру, Яна из Омска не видит своего будущего в Омске. Занимаясь поиском места для вузовской практики она обзвонила 40 редакций питерских газет, и еще несколько десятков радиостанций и телекомпаний. Теперь она ездит на практику в "Деловой Санк-Петербург". Хорошо, что помогают родители. За их деньги она снимает жилье, ездит на работу в редакцию газеты. По возвращению в Омск она продолжает писать для газеты, причем, совершенно бесплатно. Таков ее выбор и желание приготовить себе место для журналистского старта. Как говорится, обидно, досадно, но ладно.

Не оставляй кота надолго одного

Что в итоге я вынесла с этого форума? Скажу банальное: надо чащ е встречаться. Мы так мало знаем о жизни других регионов, их молодежи, а значит и их будущем. Спасибо организатором за то, что они нам предоставляют такую возможность!!!

Неприятное впечатление у меня было только одно. По возвращении домой я обнаружила, что мой кот , который жил без меня в одиночестве, решил заняться дизайном интерьера. Он успел поработать повсюду, но с наибольшим успехом на кухне. Правда, это связано с форумом только косвенным образом. Так что не в счет.

Татьяна Труфанова

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров