Геннадий Онищенко напоминает, что потребителям нужно уметь отстаивать свои права

15 марта 2010, 08:06, ИА Амител

Глава Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко, поздравляя россиян с Всемирным днем защиты прав потребителей, заявил о том, что граждане России до сих пор мало осведомлены о своих финансовых правах, не привыкли вчитываться в этикетки на продуктах питания, и подписывают кредитные договоры, практически "не глядя", - передает РИА Новости.

"Девиз Дня защиты прав потребителей: "Наши деньги, наши права".Геннадий Онищенко Причина понятна: те проблемы, с которыми столкнулись люди в экономике, они, прежде всего, коснулись финансовых услуг - тех займов, которые люди брали в банках",- сказал Онищенко.

По его словам, банки, страхуя свои риски, закладывают в договорные отношения такие условия, которые не видны непрофессионалу, "но, по факту, сумма долга у исправно выплачивающего его заемщика не только не уменьшается, а даже увеличивается". Нередко банки также навязывают дополнительные издержки: страхование жизни при крупной сумме займа, плата за открытие и ведение ссудного счета, отметил Онищенко.

Вместе с тем, по его словам, Роспотребнадзору в последние годы удалось наладить диалог с кредитными организациями.

"Мы видим определенную динамику: от полного отрицания Роспотребнадзора как службы, которая позиционирует себя на рынке финансовых услуг, до нормального диалога с банками",- сказал Онищенко.

Он напомнил, что президиум Высшего арбитражного суда 2 марта вынес решение в пользу заемщиков в отношении ЗАО КБ "Русский банк развития". Суд подтвердил недопустимость практики одностороннего изменения условий кредитного договора, применения договорной неустойки за нарушение заемщиком сроков выплат, нарушения прав потребителей на альтернативную подсудность.

"Россиянам хочется пожелать помнить о своих потребительских правах не только в этот день (15 марта), но и в другие дни года. И не только помнить, но и уметь ими грамотно пользоваться", - сказал Онищенко.

"Нужно уметь их отстоять, вовремя усмотреть возможные издержки и знать, куда обратиться", - добавил он.

В этом году во всех регионах России будут организованы тематические приемы для граждан, потребительские уроки-практикумы, тренинги, "круглые столы" с участием представителей банков, а для молодежи просветительская работа будет налажена через Интернет, сообщил Онищенко.

Под патронажем Министерства финансов РФ при участии Всемирного банка в июне будет запущен проект по повышению финансовой грамотности населения, который будет работать в течение нескольких лет.

Говоря о жалобах, поступивших в Роспотребнадзор в 2009 году, Онищенко сообщил, что более 60% из них касались прав потребителей.

"Анализируя содержание жалоб, можно сказать, что 60% из них были связаны с неправомерными действиями в сфере торговли, 22% - в сфере услуг и где-то 18% - это иные вопросы, которые затрагивают потребительские интересы населения", - сказал глава Роспотребнадзора.

Россияне часто жалуются на качество телевизоров, стиральных машин, холодильников и другой бытовой техники. Почти 17% обращений были связаны с продовольственными товарами, а затем по нисходящей - мебель, автомобили (4%), лекарственные средства (2%), алкогольная продукция (1%).

"Зачастую, к сожалению, мало кто читает то, что пишется на этикетках. Сколько калорий содержит продукт, какие в нем есть добавки, каково содержание углеводов и жиров. Да и производители указывают далеко не все. Например, содержание сахара в продукте, что критически важно для людей с эндокринными заболеваниями", - отметил Онищенко.

По его данным, в сфере услуг по числу жалоб лидирует жилищно-коммунальный комплекс - почти 70% обращений. Затем идут финансовые услуги, услуги связи, общественное питание, туристические услуги, медицинские услуги.

Иллюстративное фото с сайта www.kommersant.ru.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров