2010-03-17 08:00:00

Алтайские пивовары увеличили цены и задумались о будущем

В магазинах Алтайского края растут цены на пиво. Это итог троекратного увеличения акциза на напиток с 1 января 2010 года. Как сообщили корреспонденту ИА «Амител» сотрудники торговых предприятий Барнаула, единовременного скачка цен на пиво не было. Разные производители придерживаются своей стратегии по увеличению стоимости. Многие несколько месяцев за счет своих ресурсов старались держать цену. Значительно различаются и показатели роста цен.

Данную информацию корреспонденту ИА «Амител» подтвердила начальник отдела сбыта ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» («БПЗ») Светлана Мотина. «В настоящее время на рынке можно видеть довольно существенный разброс цен на пиво. Это связано с разной стратегией предприятий в отношении ценообразования в связи с новым акцизом. Одни производители подняли стоимость продукции однократно, другие – поэтапно и в различное время. Многие операторы рынка предпочли до наступления пивного сезона сдерживать стоимость. «Барнаульский пивоваренный завод» принял решение повышать цены постепенно, в течение почти трех месяцев. 15 февраля повышение произошло в полной мере, то есть с учетом увеличения акциза в три раза. На разные марки пива нашего завода цена увеличилась на 6-8 рублей (за 1 литр). В рознице пиво стало дороже примерно на 30%. Аналогичный рост будет у всех предприятий без исключения», - пояснила специалист.


ООО «Бочкаревский пивоваренный завод», который в Алтайском крае после «БПЗ» занимает второе место по объемам производства пива, также увеличил цены на свою продукцию. Как сообщили корреспонденту ИА «Амител» в отделе маркетинга предприятия, повышение произошло в марте. Более подробный комментарий по поводу ценовой динамики на пивзаводе озвучить не смогли.

Троекратное увеличение акциза поставило российских пивоваров в непростое положение. В декабре 2009 года они обращались в Госдуму РФ с просьбой не допустить такого изменения акциза. Союз пивоваров России заявлял, что роста налоговых поступлений не произойдет, поскольку акциз «задушит» малые и средние предприятия. Предположения союза, вероятно, сбудутся. «По данным Росстата, производство пива в январе 2010 года упало на 44,2% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. По предварительным оценкам Союза Российских Пивоваров, объем сбора акциза за первые два месяца 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года ниже запланированного в 1,5-2 раза», - эти данные опубликованы на сайте Российского союза пивоваров.

Как отреагировали на изменения алтайские пивовары? Снизился ли потребительский спрос в нашем регионе? «Беспрецедентное увеличение акциза не могло не сказаться на ситуации. Текущие объемы реализации «БПЗ» относительно результатов аналогичного периода 2009 года меньше почти на 35%. Данная ситуация обусловлена крайне высоким уровнем продаж в декабре 2009 года, которые происходили в преддверии закономерного повышения стоимости продукции. Так, троекратное повышение акциза вынудило многие предприятия закладывать увеличение цен в декабре 2009 года. В свою очередь, и в ответ на такую стратегию, дистрибьюторы в это время активно обеспечивали себе запасы на складах. В результате в первые месяцы наступившего года объемы реализации были снижены. Однако, судя по требуемым от дистрибьюторов объемам поставок на март, ситуация уже начала выравниваться.

Так или иначе, рост цен пока не сказался на падении спроса на продукцию «БПЗ». Более того, по данным мирового лидера в области маркетинговых исследований ACNielsen (ЭйСи Нильсен), за прошедшие три месяца наше предприятие увеличило свою долю на рынке, показав при этом на фоне прочих операторов максимальный рост в 1,3%. При этом стоит отметить, что у большинства компаний на местном рынке – отрицательная динамика. Я полагаю, что к апрелю рынок окончательно адаптируется к новым ценам и особенных, кардинальных изменений потребительского спроса зафиксировано не будет», - считает Светлана Мотина.

Как бы то ни было, но можно с уверенностью сказать, что с увеличением акцизов алтайским пивоварам придется задуматься о том, как они будут держать оборону по отношению к таким пивным гигантам, как ОАО «САН ИнБев» (выпускает пиво под марками «Толстяк», «Клинское», «Сибирская корона», «Тинькофф», «Бекс», «Багбир», «Вожанин», «Стелла Артуа», «Старопрамен» и т.д., - прим ред. ИА «Амител») и ОАО «Пивоваренная компания «Балтика». За счет своих значительных ресурсов они могут демпинговать.

В свою очередь можно предположить, что в пользу местных производителей  будет играть другой фактор: потребители все чаще отдают предпочтение пиву на розлив. А  может они и вообще откажутся от пенного напитка.

Татьяна Труфанова

В материале использовано иллюстративное фото с сайтов: http://allday.ru, http://allday.ru.