Каждый 5-ый россиянин, по мнению экспертов, подвергается офисной травле

24 марта 2010, 16:05, ИА Амител

Чуть ли не каждый пятый работающий россиянин, по мнению экспертов, сталкивается с "моббингом" (от англ. mob - толпа) - психологическим насилием в виде травли сотрудника в коллективе. Как правило, с целью его последующего увольнения. В результате в лучшем случае растраченные нервы и потеря работы, в худшем - загубленное здоровье.

Как пишет в сегодняшнем номере за 24 марта "Российская газета", офисная травля - явление не только российское. Первым его стал изучать в начале 1980-х шведский ученый-психолог, доктор Ханц Лейман. Онмоббинг определил целых 45 "методик" превращения жизни жертв моббинга в невыносимую: утаивание необходимой информации, социальная изоляция, клевета, несправедливая критика с целью деморализовать, подорвать в человеке уверенность в своей профессиональной компетентности, сплетни, высмеивание, окрики, и т.д.

За прошедшие с тех пор десятилетия этот неджентльменский набор не изменился. Разве что компьютерные технологии добавили моббинг-мучителям новые возможности. Есть масса способов воспользоваться рабочим компьютером жертвы.

Моббинг, считают специалисты, обладает огромной разрушительной силой: от занижающейся самооценки до появляющихся у его жертвы проблем со сном до нервных срывов, от раздражительности до депрессии и панических состояний. Случаются инфаркты. Немецкие психиатры, например, подсчитали, что моббинг становится причиной почти 10 процентов самоубийств в стране.

В западных странах к проблеме офисного насилия относятся серьезно, оно ударяет по святая святых современного бизнеса - философии корпоративных отношений. Корпоративный дух утрачивает ценность как для жертв, так и для самих обидчиков. А ухудшение деловой атмосферы неминуемо снижает производительность труда. Прагматичные американцы еще в 1991 году подсчитали: моббинг оборачивается для работодателей потерей миллиардов долларов. Это - выплаты по больничным страховкам, пособий по увольнению, оплата судебных расходов. Сергей Ениколопов

Некоторые страны пытаются решить проблему моббинга законодательным путем, приняв специальные законы об эмоциональной безопасности сотрудников на работе. Например, в Швеции действует положение о преследованиях по месту работы. Для помощи жертвам моббинга в европейских странах, Австралии, США существуют телефонные "горячие линии" и общественные организации, защищающие права жертв.

Насколько актуальна проблема моббинга для России? - мы выясняли у

Заведующий отделением клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН, кандидат психологических наук Сергей Ениколопов утверждает, что Россия в плане защиты граждан от моббинга немного отстала:

"В человеческом сообществе моббинг можно рассматривать как механизм защиты. То ли от высокого профессионализма и эрудиции нового сотрудника, на фоне которых мы начинаем замечать собственный дефицит этих качеств. То ли потому, что хотим жить и работать, как нам нравится, как привыкли, и нам не нужны чужаки, угрожающие своими действиями этому статус-кво. То ли просто человек в силу своих индивидуальных особенностей провоцирует в нас негативные эмоции, скажем, он другой национальности или закоренелый холостяк, или инвалид, или не желает участвовать в рабочих авралах, или, наоборот, - привык работать много и потому трудится больше нас. В таких случаях коллектив объединяется и начинает выдавливать нежеланного".

Сергей Ениколопов утверждает, что проблема моббинга возникла давно, но в современном мире стала острее.

"В советское время, как бы к нему ни относиться, у руководящего административного звена имелись противовесы: парткомы, профкомы, моббинг месткомы. Человек, подвергнувшийся травле - начальника или сослуживцев, знал, где искать защиту. И в этом смысле групповая агрессивность редко принимала очень уж острые формы: гарантий безнаказанности у ее организаторов не было. Администрация не могла так легко уволить человека, за которого заступался местком. Даже самого ленивого. У нас же сейчас одна вертикаль - "хозяин - управляющий - средний менеджмент". И где искать защиты? Разве что в прокуратуре...", - отмечает специалист.

Заведующий отделением клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН различает моббинг в женских и мужских коллективах: "Для женщин более характерна так называемая косвенная агрессия, близкая к "технологиям" моббинга, - когда что-то делается чужими руками - интригами, сплетнями, доносами. Мужской природе, не исключающей способность сильного пола к интригам, все же больше свойственна прямая агрессия, мордобой проще говоря. То есть с одной стороны Яго, а с другой - злая баба Бабариха со товарищи".

"В жертвы моббинга попадают как самые слабые, аутсайдеры, так и наиболее яркие, сильные личности. "Освистываются" и те, и другие. И во втором варианте это опасно и для самой организации, да и для государства: талантливый новатор уволится и уйдет в другое место. А другое место может оказаться другой страной", - уверяет Сергей Ениколопов.

Собеседник "РГ" дал и совет по тому, как вести себя людям, столкнувшимся с эмоциональной агрессией коллег: "Обратиться за помощью к психологу, справиться с ситуацией моббинга в одиночку человеку трудно. Бороться со снижением самооценки. Человек должен понимать, что его заставляют плохо о себе думать. Постараться не впадать в депрессию.

А руководитель, любой, должен знать, что это явление существует. Понимать его механизмы и возможные последствия. И любые проявления моббинга пресекать на корню".

Иллюстративное фото с сайтов www.welt.de, www.psy.msu.ru и www.factnews.ru.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров