"Русский шансон – блатная лирика или нечто большее?", - выясняли в Бийске

14 апреля 2010, 14:32, ИА Амител

"Мужской клуб" газеты "Бийский рабочий" попытался выяснить: что такое русский шансон – блатная лирика или нечто большее. Предлагаем читателям amic.ru ознакомиться со статьей наших бийских коллег.

Не знаю у кого как, а у меня при слове "шансон" всплывает в памяти следующая картина: прокуренная кабина маршрутки, пассажиры с глазами мучеников и на весь салон вульгарно-разухабистое "две телки меня с поезда встречали…" или "вор с воровочкой, как нитка с иголочкой…". Ну как не осатанеть от такого текста и не начать морщиться при одном упоминании шансона? А между тем мы, далекие от музыки люди, сужаем пространство русского шансона, когда подразумеваем под ним лишь хулиганские песни, густо насыщенные блатной "феней". Поэтому "Мужской клуб"  решил расширить горизонты шансона с помощью автора и исполнителя песен Олега Рудакова и психолога Валентины Михайловой, - поясняет "БР".

Философия шансона: любовь, измена, ревность


Олег Рудаков Гитарная струна звучит с надрывом. Хрипловатый мужской голос мятежно тоскует, сгорая на костре своей внутренней страсти. В этом он весь, Олег Рудаков – автор и исполнитель, музыкант и художник, утверждающий, что шансон – это целый мир, где есть место любви и верности, измене и ревности…

Я не открою Америку, если скажу, что название этого музыкального жанра происходит от французского "chanson", что в переводе на русский язык означает "песня", – начинает разговор Олег. – Так называли французские эстрадные песни конца XIX – начала XX веков, которые исполнялись в стиле кабаре-песен. И достойными продолжателями этого жанра на французской эстраде были Сальваторе Адамо, Шарль Азнавур, Джо Дассен. Согласитесь, никому не придет в голову говорить, что они исполняли "вульгарно-разухабистые" песни.

Ну а как же вся эта традиционная атрибутика русского шансона в виде "вороненый шпалер, стиры, пять тузов, детка, я не фраер"?

Дело в том, что у народа зачастую весьма однобокое понимание шансона: для них песня в этом жанре должна быть непременно в стиле "блатняка". Но все не так "узколобо": так как мы с вами русские люди, то и понятие "русский шансон" включает в себя всю многогранность русской души. Да, несомненно, есть в русском шансоне и такой подвид, который мы с вами условно назовем "блатная лирика". Классика жанра – Александр Розенбаум с его знаменитым "Гоп-стопом". Но это, так сказать, высокопрофессиональный "продукт", а есть и группа "Воровайки", чьими песнями изводят народ в маршрутных такси. И если такая группа существует, значит, это кому-нибудь нужно. Затем идет еще один подвид: бывший бессменный руководитель "Лесоповала" Михаил Танич называл его "песни воли и неволи". Между прочим, великого Шукшина любят в народе за его "Калину красную", а там как раз ведется речь о сломленной судьбе человека…

– Но получается, что большинство песен из этих двух групп воспевают тот самый блатной образ жизни?

– Повторюсь: профессионалы этого узкого жанра воспевают не преступный образ жизни, а грустят по поводу загубленной судьбы человеческой. Михаил Круг, Слава Медяник – их песни тоже можно отнести к классике жанра. Это доверительные, чистосердечные истории, которые авторы откровенно рассказывают своей публике, и ваш выбор – слушать или не слушать их.

– С "блатной линией" разобрались. Какие еще музыкальные подвиды включает в себя русский шансон?

Самый широкий спектр у городского романса: в этих лиричных песнях вы никогда не встретите слово "нары" или "марафет". Здесь открывается целый мир: любовь, дружба, верность, измена, это и есть настоящая философия шансона – весь спектр чувств человеческих. Это и Сергей Трофимов, и Стас Михайлов, и, наверное, шокирую вас – Булат Окуджава, Александр Галич, Юлий Ким, Владимир Высоцкий.

– Но барды насмерть стоят, что Окуджава и Высоцкий – это их епархия.

– Не понимаю, почему эта кучка людей в растянутых свитерах считает профессиональных шансонье, каковыми и являются Окуджава, Высоцкий и Ким, – бардами. Но это, как говорится, их музыкальные разборки. Опять же, возвращаясь к подвиду русского шансона "городской романс", хочу сказать: заметили, что все шансонье-мужчины обладают приятными хрипловатыми голосами? Это идет с тех времен, когда по землям странствовали первые шансонье – меннизингеры, ваганты и менестрели, это наша с вами архетипичная музыкальная память. Да и вообще, если задаться целью, то можно найти основы русского шансона и в поэзии Лермонтова: "Сижу за решеткой, в темнице сырой…"! (Смеется). А уж русские народные, застольные из серии "По диким степям Забайкалья" или "Славное море священный Байкал" – это настоящий русский шансон! Кстати, забыл еще об одном подвиде рус­ского шансона, военном шансоне. Только в этих песнях вместо "состава с дальней пересылки" – "две вертушки на Моздок"…

Подсознательная любовь водителей


А вот почему практически все водители любят глушить пассажиров в лучшем случае "Золотыми куполами" Михаила Круга, а в худшем песенками из серии "Хоп, мусорок, не шей мне срок"? Это какая-то особая принадлежность к шоферской касте? Или особая любовь к шансону?

Ни то и ни другое, – уверена психолог городского центра Валентина Михайлова. – Дело в том, что водители подсознательно слушают только ту музыку, что нарушает убаюкивающую монотонность их работы, которая опасна для жизни. Песни русского шансона отличает простота мелодии и многоходовая сюжетная линия, которая присуща всем дворовым песням, вспомните хотя бы все эти "В нашу гавань заходили корабли". Вот вы тоже, хоть и возмущены "блатной лирикой", которая звучит в маршрутках, но в тексты вслушиваетесь и даже запоминаете. Поэтому и водители слушают шансон – когда они вслушиваются в тексты, они подсознательно концентрируют свое внимание.

Фото Александра ЧЕРЕПАНОВА.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров