"Могут ли физические наказания принести вред?": в Барнауле провели круглый стол по проблемам воспитания детей

23 апреля 2010, 14:12, ИА Амител

В Барнауле состоялась дискуссия на тему "Физические наказания ребенка: польза или вред?". В ней приняли участие специалисты Краевого кризисного центра для мужчин, преподаватели социологического факультета АлтГУ, представители православной церкви, родительской общественности, молодые парламентарии, вожатые педагогического отряда "Аврора" и студенты АлтГУ. Подробности ИА "Амител" сообщили сегодня, 23 апреля, в организации "Молодые журналисты Алтая".

Вначале обсуждения участники определились с терминологией, - то есть,  что понимается под наказанием, а что - под физическим наказанием. Понятие "наказание" трактуется неоднозначно и связано с другими понятиями – "ограничение", "насилие". Ограничения необходимы для усвоения социальных норм и безопасности жизни. Наказание - это реакция на действия ребенка, демонстрирующая, что нормы не были соблюдены. Физические наказания –те, при которых ребенок испытывает боль. Ими могут стать шлепок, пощечина, подзатыльник и т.д.
Проблема применения физических наказаний родителями была рассмотрена в нескольких аспектах.
Первый аспект - методы воздействия на ребенка. Они зависят от его возраста.

Если ребенок поступает неосознанно или когда его жизни грозит опасность, родитель может применить силу, например одернуть ребенка от розетки. Когда у ребенка уже сформировано сознание, с ним важно проводить беседы, почему тот или иной поступок плох. В воспитании важную роль играет целеполагание применения тех или иных форм воздействия с четким пониманием того, для чего они применяются.
Второй аспект - состояние родителя, при котором он наказывает ребенка. По мнению большинства участников дискуссии, родитель, наказывающий ребенка, использует его как инструмент для эмоциональной разрядки, таким образом, решая собственные проблемы, а не воспитывая.

Третий аспект - категории семей и формы работы с такими семьями. К первой категории относятся так называемые маргинальные семьи, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут преступный образ жизни и т.п. Вторая категория – благополучные семьи, но родители уделяют мало внимания своим детям. Преподаватель факультета социологии АлтГУ Юлия Трофимова привела интересные цифры. По результатам социологического исследования, проведенного в Англии, родители уделяют своим детям всего 18 минут в день. Этого времени, конечно же, недостаточно, чтобы воздействовать на ребенка. Так же, по ее мнению, необходимо направить внимание на растущее поколение детей. "У старшеклассников сейчас ярко выражен запрос о подготовке к супружеской жизни. Им интересно, что такое хорошая семья, какой она должна быть. Таким образом, детей можно готовить к ответственному родительству",- отмечает Ю. Трофимова.
Четвертый аспект – культурный. Стиль воспитания детей варьируется от культуры к культуре. Например, в Японии родители не примененяют наказаний и ограничений к детям до 5 лет. И они вырастают дисциплинированными и организованными.

По мнению председателя попечительского совета гимназии № 5 Алексея Иванникова, это происходит потому, что японцы воспитаны духовно. "В нашей стране вера на протяжении долгого времени из сознания людей вычеркивалась. А ведь человек, воспитанный в вере, жестоко со своим ребенком никогда не поступит. Какая православная мама выбросит своего ребенка с шестого этажа или вынесет в коробке на улицу?". Так же, на его взгляд, родителям нужно всесторонне развиваться и помнить о том, что ребенок берет с них пример.

Участники дискуссии обратили внимание на то, что современный человек стал более чувствителен. Поэтому современным детям физические наказания могут нанести больший вред. Кроме того, священник храма Иоанна Богослова о. Сергий подчеркнул, что розги, о которых упоминается в Библии, необязательно имеют прямое значение: "Язык Библии символичен. Под розгой необязательно понимается сама розга. Это может быть просто ограничение. Так же там сказано, что мужчина в семье должен быть твердым. Но это не означает, что он должен быть жестким и грубым".

Вывод, к которому пришли участники круглого стола таков: физические наказания вредны т.к. приносят боль, приводят к физическому и психическому травмированию. У психолога и супервизора Краевого кризисного центра для мужчин Владислава Залевского следующее мнение на этот счет: "Физические наказания вредны, но ребенку нужны символы, чтобы он мог понять, что можно делать, а что нельзя. Ограничивая ребенка, мы помогаем ему увидеть некоторые границы, рамки, требования, которые мир выдвигает к нему".

В завершении круглого стола организаторы поинтересовались у студентов, будут ли они наказывать своих детей, когда станут родителями.

"Я буду наказывать своих детей, когда они не правы, не слушают меня или свою маму. Если бы меня спросили до круглого стола: "Тебя мало били?". Я бы ответил, что мало и надо было больше. Сейчас я послушал и понял, что если бы меня наказывали больше, возможно, я стал бы более организованным, но, в то же время, потерял бы положительные качества - доброжелательность, открытость. И сейчас я начинаю задумываться, как воспитывать собственных детей, какие методы применять", - комментирует студент 2 курса АлтГУ Дмитрий Монастырев.

Как уже сообщало ИА "Амител", организаторами мероприятия являются алтайская краевая общественная организация "Молодые журналисты Алтая", факультет социологии АлтГУ, Научно-образовательный центр комплексных исследований проблем молодежи.

в новости использована иллюстрация с сайта womanparadise.ru

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров