Прямой эфир

Слушать радиостанции Барнаула
Новости

Британские ученые выявили у бактерий чувство обоняния

, ИА "Амител"

Представители одной из простейших форм жизни на Земле — бактерии — обладают чувством обоняния, которое помогает им ориентироваться в окружающей среде. Такой поразительный факт сумели установить британские ученые, — об этом сообщает программа "Вести " со ссылкой на "Би-Би-Си".

Исследователи из Университета Ньюкасла доказали, что обнаруживаемые преимущественно в почвенном слое бактерии, в частности, способны "почуять" и среагировать на присутствие в воздухе аммиака.

Ранее считалось, что обоняние присуще лишь более сложным организмам, известным как эукариоты. Этим термином называются организмы, клетки которых содержат ядро. К эукариотам относятся растения, животные и люди. Бактерии относятся к прокариотам — одноклеточным организмам, не имеющим ядра.

Таким образом, у прокариотов-бактерий развиты четыре из пяти чувств, которые присутствуют у человека, отмечает "Би-Би-Си". Ранее ученые доказали, что бактерии могут реагировать на свет (качество, аналогичное зрению), могут изменять свои гены, соприкасаясь с поверхностью определенного типа (осязание), реагировать на химическое вещество, с которым они соприкасаются непосредственно (вкус). Теперь выяснилось, что бактерии реагируют также на вещества, которые находятся поблизости от них, но с которыми они не вступают в непосредственный контакт, что аналогично чувству обоняния. Таким образом, единственное человеческое чувство, недоступное бактериям — это слух.

Теперь ученые установили, что бактерии могут использовать свои ощущения для выявления химических веществ, свидетельствующих о присутствии поблизости других бактерий или конкурентов в борьбе за источники пищи.

Исследователи поместили несколько культур бактерий в специальные цилиндры, находившиеся поблизости друг от друга. Она из групп бактерий находилась в питательном растворе, который позволял им быстро размножаться, в результате чего выделялся аммиак. Другие колонии бактерий находились в химической среде, которая под действием аммиака способствовала образованию биопленки — организованного сообщества микроорганизмов, которое образуется в месте соприкосновения твердых тел с жидкостями и газами. В ходе опытов ученые заметили, что биопленки образовывались более активно в цилиндрах, которые находились ближе к источнику аммиака. Таким образом, было установлено, что бактерии могут почуять присутствие газа в воздухе.

Как отмечает "Би-Би-Си", открытие обоняния у бактерий может дать важные практические результаты. Бактериальные биопленки являются причиной образования незаживающих ран, а также инфекций, распространяющихся внутри больничных помещений. Понимание процесса образования биопленок может помочь ученым разработать новые методы борьбы с подобными инфекциями.