Как алтайский Коля - ассенизатор стал президентом в Китае

23 января 2011, 14:58, ИА Амител

Не так давно на одном из федеральных каналов в передаче, посвященной жизни на острове Тайвань, довелось услышать о том, что в 1980-е годы президентом китайской провинции стал сын знаменитого китайского генералиссимуса, лидера Гоминьдана Чан Кайши – Цзян Цзинго, долгое время проживавшего в СССР под именем Николая Елизарова. Мало того, этот человек активно участвовал в коллективизации, работал на "Уралмаше", где редактировал заводскую газету "За тяжелое машиностроение", занимал должность ассенизатора на Алтае…  

Стоп, не может быть! Президент Тайваня, при котором островной Китай добился наивысшего экономического расцвета, в прошлом – коммунальный работник, очиститель окрестностей от нечистот, да еще у нас, на Алтае? Лично мне этот факт показался из разряда сенсаций. И я не ошиблась. Как выяснилось, у нас на Алтае мало кто знает об этом непродолжительном этапе становления выдающегося китайского политика. Об этом пишет корреспондент газеты "Вечерний Барнаул " Наталья Катренко.

1930-е годы, Змеиногорск?

По крайней мере, в краеведческом музее информацию о пребывании на Алтае сына Чай Кайши восприняли с удивлением. При этом посоветовали обратиться в краевой архив, где вполне возможно и хранятся какие-нибудь рассекреченные документы. Однако, по словам директора архива Галины Ждановой, которая также впервые слышит об ассенизаторе – наследнике Чан Кайши, для того чтобы найти подтверждение данным фактам среди архивных документов, необходимо точно знать не только время, но и место проживания некоего Николая Елизарова на Алтае, хотя бы примерно. Правда, поиск по приблизительным параметрам, по мнению Галины Дмитриевны, может занять немало времени. Но все же попытаемся выяснить подробности с помощью сотрудников кафедры востоковедения исторического факультета АлтГУ.

Как рассказал завкафедрой, профессор Александр Старцев, об этом факте из биографии Цзян Цзинго когда-то писали в журналах "Вокруг света", "Наука и жизнь", где о пребывании на Алтае будущего тайваньского президента упоминалось, действительно, вскользь. Кроме того, известны личные воспоминания Цзян Цзинго, вероятно, об "алтайском этапе" его жизни: "Я вот жил за границей больше десяти лет и очень часто у меня не было денег. Мне доводилось быть даже ассенизатором, выносить за людьми ведра с отбросами и дерьмом. Приходилось и милостыню просить, но я не умер с голоду".

Как предположил историк, вполне возможно у нас на Алтае наследник Чан Кайши работал на золотых приисках, куда люди порой поступали обезличенной массой. Дело в том, что в начале XX века именно Алтай стал главным золотодобывающим районом Западной Сибири, хотя и существенно уступал Восточной Сибири, которая считалась основным "поставщиком" золота в стране. Так, только у нас в начале прошлого века добывалось около 2,5 тыс. пудов золота за десятилетие. Наибольшую славу на территории Алтайского округа имели Салаирские, Змеиногорские и Зыряновские прииски.

Кстати, в то время самым крупным рудником по добыче золота считался рудник на Змеиной горе – там, где сейчас находится город Змеиногорск. Можно предположить, что именно сюда китаец Николай Елизаров прибыл в начале 1930-х годов. Ведь примерно в это время Сталин стал воспринимать "советского китайца" как заложника – кстати, фактически им Цзян Цзинго и оставался до тех пор, пока между СССР и Китайской Республикой не восстановились дипломатические отношения. Однако, несмотря на то что Николай Елизаров имел довольно зыбкие права, его почему-то не преследовали, как, впрочем, и не опекали.

Кстати, именно об этом периоде жизни Цзян Цзинго в журнале "Вокруг света" (апрель 2005 года, статья "Чан Кайши: изгнанник и триумфатор") сказано: "Именно в эти годы ему досталось. Тогда-то он и был ассенизатором, рабочим на Алтае". Вот мы и узнали примерную дату пребывания будущего президента Тайваня на Алтае. Итак, начало 1930-х годов, Змеиногорск? По крайней мере, в краевом архиве именно эту версию восприняли как наиболее вероятную. И, как заверила Галина Жданова, скорее всего именно в Змеиногорск потребуется обращаться с запросом в местный архив. А пока попробуем побольше узнать о Николае Елизарове, которого, где бы он ни проживал в СССР, называли не иначе как "Коля-китаец".  

Блестящий ученик

Старший сын Чан Кайши Цзян Цзинго родился в 1910 году. Вырос он в деревне под крылом у заботливой матери. Отец с детства был для него образцом и наставником. К 15 годам Цзян Цзинго уже был настоящим сыном своего отца, его убежденным единомышленником. В своих воспоминаниях Цзян Цзинго рассказывал о принципах, которые, с точки зрения его отца, формируют человека. Эти принципы приведены в журнале "Наука и жизнь" за 2003 год (статья "Тайна Цзян Цзинго"). Их суть такова: "молодому человеку ни в коем случае не следует зазнаваться, излишне гордиться собой", также не стоит надеяться на то, что тебе кто-то поможет. А "поддержка со стороны может привести лишь к тому, что человек сам себя замарает, так как в этом случае ему трудно будет избежать подлых поступков" – иначе: нужно уметь с пустыми руками входить в этот мир… И еще, как убеждал отец, ни в коем случае не следует допускать, чтобы среда тебя к себе приспособила, а надо, чтобы ты приспособил ее к себе. И своей дальнейшей жизнью Цзян Цзинго доказал, что отцовские догмы он усвоил блестяще.  

В возрасте 15 лет он приехал в Москву учиться в Коммунистический университет народов Востока им. Свердлова. Вместе с ним туда поступили и будущие политические лидеры Китая Дэн Сяопин и Чжоу Эньлай, а также Хо Ши Мин, который впоследствии стал первым президентом Северного Вьетнама. Здесь студентам с Востока преподавали Сталин и Бухарин, Вышинский и Димитров. Примерно в это же время Цзян Цзинго знакомится с сестрой Ленина – Анной Ильиничной Елизаровой-Ульяновой, с позволения которой в 1925 году он берет себе русское имя Николай Елизаров.

По окончании университета Николай Елизаров прошел обучение в Казанском танковом училище, а также в Ленинградской военно-политической академии имени Толмачева. За время пребывания в СССР молодой человек не только основательно изучил различные военные науки (к примеру, уроки стратегии ему преподавал маршал Тухачевский), но и получил глубокие знания по политике, экономике и философии. Кроме того, он вступил в ряды РЛКСМ (позже - ВЛКСМ)…  

Однако в 1927 году пребывание сына Чан Кайши в Советском Союзе омрачило обострение противоречий между Гоминьданом и коммунистами, из-за которых в СССР развернулась мощная кампания очернения "чайканшизма". И, надо сказать, к ней активно подключится и 17-летний сын Чан Кайши, который тут же опубликовал в газете "Правда" публичное заявление об отречении от своего отца из-за того, что тот "предал революцию". Возможно, это спасло Николая Елизарова от репрессий. Но Сталин не мог этим не воспользоваться – так, однажды он запретил Коле-китайцу выезжать в Китай.

Возвращение на родину

 

Подвергался ли сын Чан Кайши гонениям? Как уверяют историки АлтГУ, вполне вероятно. По крайней мере, иначе трудно объяснить тот факт, что в 1930 году Николай Елизаров покидает пределы Москвы и некоторое время возглавляет колхоз в Луховицком районе Подмосковья, а затем отбывает в Сибирь (скорее всего сразу на Алтай), откуда следует на Урал, в Свердловск. В те времена это не иначе как точки массовых ссылок. Как долго он пробыл на Алтае – неизвестно. Но судя по тому что уже в начале 1933 года он устраивается рабочим в механический цех "Уралмаша", а затем его назначают на должность редактора заводской многотиражки "За тяжелое машиностроение" (кстати сказать, за "редкую грамотность"), явно не так уж много времени.

  Однако молодой Цзян Цзинго все же более основательно осел на Урале, где в 1935 году знакомится с советской девушкой Фаиной Вахревой и женится на ней. Уже через год в их семье появляется первенец Эрик. Но в Свердловске прожили они недолго. По некоторым сведениям, в 1937 году Николай Елизаров был арестован (якобы за "идеологические перегибы" в газете), но, к счастью, его арест совпал с потеплениями отношений между СССР и Китаем, которые на тот момент объединились в борьбе с Японией.

После этого Кремль посоветовал Цзян Цзинго извиниться перед отцом, отбыть в Китай и помочь создать там при поддержке китайских коммунистов антияпонский фронт. Именно тогда семья Николая Елизарова переезжает в Китай, где Фаина Вахрева берет фамилию мужа и становится мадам Цзян Фанлян. Проявить себя Цзян Цзинго удалось лишь во времена, когда материковый Китай захватил Мао Цзэдун, а "чанкайшисты" закрепились на Тайвани. Тогда-то будучи министром внутренних дел он подавил попытки прокоммунистических мятежей. Затем Цзян Цзинго назначался представителем администрации Китайской республики Тайвань, председателем ЦК и ЦИК Гоминьдана, а в 1978 году стал президентом, причем в 1984 году он был избран на второй президентский срок. Во время его правления Тайвань благодаря реформам Цзян Цзинго становится экономически прогрессивной державой, по многим показателям обогнавшей континентальный Китай.  

История с продолжением

  К сожалению, о подробностях пребывания Цзян Цзинго на Алтае историкам приходится только догадываться. Однако с помощью сотрудников краевого архива мы все же попытаемся поднять документы вековой давности. Правда, как уверяет Галина Жданова, вероятно, для этого понадобится направлять запрос в районы Алтайского края или на предприятия, где, по предположениям, мог числиться среди рабочих Николай Елизаров – он же Коля-китаец, он же будущий президент Тайваня Цзян Цзинго. По крайней мере редакция "Вечёрки" не намерена оставлять эту тему и будет пытаться отыскать следы пребывания тайваньского лидера на территории нашего региона.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров