Виктор Кирьянов: "Подсказывайте нам. Подсказывайте нам побольше…"

18 марта 2011, 16:42, ИА Амител

Виктор Кирьянов, с 2004 года возглавлявший Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, недавно был назначен заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, курирующим вопросы безопасности на транспорте в целом. Но "Город 812 " все же по привычке поговорил с ним об автомобилях и ГАИ.

- Как трансформация милиции в полицию скажется на работе ГИБДД?
- Ясно, что поскольку требования общества к сотрудникам автоинспекции очень высокие, то соответственно… По данным Московского автодорожного института, сотрудники ГАИ в 10 - 12 раз больше встречаются с гражданами, чем любой другой сотрудник милиции. Следовательно, ГАИ – это лицо милиции, лицо власти. И у нас в таком случае сегодня много вопросов по обмундированию, по внешнему виду вообще, и, конечно, по обучению личного состава.

- А без трансформации в полицию эти вопросы решить невозможно?
- Наверное, можно. Но сегодня пока хоть о реформе милиции в целом и говорится, то о реформе управления безопасностью дорожного движения не говорится вообще. Почему? А есть о чем говорить. Ведь мы сегодня координируем работу по безопасности дорожного движения не только в МВД, но еще и с разными министерствами, Советом Федерации, Госдумой, субъектами Федерации… И тут не просто. Но по крайней мере на уровне самого МВД сегодня у нас полное понимание. Мы приступили уже к разработке новой целевой программы по безопасности дорожного движения на 2012 - 2020 годы, которая учитывает все прежние ошибки.

- Не раз я подходил к инспектору ГИБДД и указывал ему: вот стоит машина, всем мешает, - на тротуаре или на пешеходном переходе, примите меры. А он в ответ: "Я же не буду стоять ждать водителя, когда он вернется". А были случаи, когда и водитель имелся, а сотрудник демонстративно не выполнял свои обязанности.
- Что же нам говорить вообще, давайте конкретный факт - мы его разберем. Подсказывайте нам. Подсказывайте нам побольше о разных нарушениях. К сожалению, квалификация кадров у нас тоже слабая. Надо обучать людей. И это возможно развивать прежде всего в субъектах Федерации. Правда, с координацией такой работы пока непонятно. Должны быть хорошие преподаватели, которые могут умело донести материал и правильно подготовить инспектора. Ведь имеется целый комплекс вопросов и по подготовке инспекторского состава, начиная с того - кто за что отвечает. Вот сейчас как раз мы вроде пробиваем одно учебное заведение в Орловской области - по обучению сотрудников ГАИ, включая командиров, начальников разного уровня - всех ведь надо учить. Нужно создать целую систему обучения. И это пока еще наша боль.

- Три года назад вы восклицали: "Уже все, труба! Ни проехать, ни пройти!" А как сегодня "труба" - еще уже?
- Сегодня положение еще хуже и все более усугубляется. По данным на конец года, сегодня на дорогах России эксплуатируется около 43 млн автомобилей, легковых и грузовых. Прирост за год – 1млн 200 тысяч автомобилей, правда, до кризиса был 2млн 800 тысяч в год! Это огромные цифры, и надо все серьезнее заниматься организацией дорожного движения.

- И что именно делать?
- Имеются очень серьезные проблемы дисциплины участников дорожного движения. Я в Краснодаре встречался с Ассоциацией директоров автошкол и спрашиваю: "Ведь в России нарушения сплошь и рядом, а почему? Водители предъявляют претензии всем вокруг, но только не себе. Знают, что пить нельзя за рулем - но пьют, пешеходов надо пропускать - не пропускают, ремнем безопасности надо пристегиваться - не пристегиваются. Почему?"

- Разве ремнями не стали пристегиваться и пешеходов пропускать?
- Да, статистика говорит, что таких нарушений стало меньше, но все равно слишком много. И мы тогда сошлись во мнении, что надо с детского сада, со школы и, конечно, в семье прививать ребенку правильное поведение в обществе вообще и на дороге в частности. Даже могу сказать, к сожалению, - ситуация вокруг с правосознанием такая, что надо начинать прививать его аж с яслей. Мы в ГИБДД сейчас стали делать акцент в своей просветительской работе на школу: создаем учебные классы, автогородки…А ведь, между прочим, выезжая в Европу, в ту же Финляндию, наши автомобилисты ведут себя иначе. И в голову не придет ремнем не пристегнуться или выпить. А почему же мы сами себя не уважаем, страну свою, ее людей вокруг. Видим: забит перекресток, но он выезжает. Зачем?!

- Так, может, надо ввести еще более суровые наказания?
- Согласен. Должно быть и строгое наказание, но при этом должна идти работа и с правосознанием человека, чтобы наш человек осознавал, что такое хорошо и что такое плохо. А то ведь он со своей игрушкой-автомобильчиком на дороге ощущает себя будто ребенок. Да, надо наказывать. Но, не поверите, у нас наказаний итак очень много. Цифры по количеству наказаний, я убежден, должны идти вниз. Надо думать не только о наказаниях.

- Вас радует, когда новые автозаводы открывают, или вы думаете о том, что создание инфраструктуры для автотранспорта не успевает у нас за темпами автомобилизации?
- И она все более не успевает катастрофически! Рост парка автомобилей огромный. Открывают под аплодисменты один за другим автозаводы. А вот как привлечь инвестиции в безопасность дорожного движения? Это ведь должна быть работа с банкирами, инвесторами с совсем другими подходами. Следует понять - им-то что надо, чтобы они пошли в эту сферу. Может быть, стоит на что-то по-новому посмотреть. Например, строится иностранный автозавод – "Форд" ли в Петербурге или "Фольксваген" в Калуге - и пусть, допустим, земля от субъекта ему выделяется бесплатно, а автозавод делает детский автогородок, где дети катались бы на соответствующих машинах и изучали бы основы правил поведения на дорогах.

- Ограничение въезда автомобилей в города вы приветствуете?
- Мы сейчас рассматриваем программы выходного дня: чтоб в выходные в городе не было грузовиков. А для этого нужны хорошие парковки, места отдыха водителей. Эти вопросы надо решать на уровне правительства. С января 2011 года по требованию Европейской экономической комиссии для транспортных средств вводятся тахографы, которые будут контролировать режим труда и отдыха водителей. Это правило должно действовать и на территории России. Поэтому нужны нормальные парковки, где водитель может нормально отдохнуть и будет уверен в безопасности своего груза. Но пока таких мест у нас сильно недостаточно.

- Ну а платный въезд в центр города?
- Конечно, это может быть одна из мер. Также надо убирать под землю пешеходные переходы. И карманы автобусные создавать, и развязки строить, конечно же, развивать метро. А основной тенденцией в организации работы дорожно-патрульной службы должно стать сокращение прямых контактов ее с нарушителями, как это есть в большинстве стран мира. То есть комплексный подход должен быть, а не одна-две меры.

- Все вокруг беспокоятся за автовладельцев, а о пешеходах разве не надо подумать?
- Да-да, конечно. Создание условий для пешеходов – одна из важнейших задач власти, поэтому если создадим подземные и надземные переходы, нормальные развязки, то уйдем от наездов на пешеходов. Во-вторых, вопрос: а где велосипедные дорожки? И вообще где сегодня занимаются созданием возможностей для тех, кто хочет прогуляться, побегать без того, чтоб ему мешали автомобили? Но порой не то что не создают возможностей для человека без автомобиля, а и разметки для него на дороге нет. И вот перед дорожной инспекцией сегодня поставлена задача усилить в этой сфере надзорную деятельность и наказывать тех, кто не соблюдает.

- Может, позаимствовать что-нибудь из иностранного опыта?
- Вообще-то сегодня на международных конференциях нам зарубежные специалисты уже говорят, что мы являемся лидерами в этой области.

- Статистика по травматизму на дорогах России говорит о другом.
- Мы лишь пятый год занимаемся плотно этой проблемой, а в странах, где видим более хорошие результаты, этим занимаются давно. Мы ведь и стремительное развитие автотранспорта получили позже, чем они. Тем не менее, сегодня зарубежных экспертов наши результаты уже удивляют, когда они видят, как снижается количество гибнущих в ДТП. Но важно, конечно, еще усиливать меры.

- Может, вообще пришло время растолковать людям: так ли уж нужен автомобиль?
- Обладание автомобилем, если будут эффективно действовать все меры по безопасности ради жизни и здоровья человека, будет становиться все более дорогим удовольствием. Думай. И об этом должны постоянно говорить СМИ, а не только о том, как бедному автовладельцу проехать да куда машину приткнуть.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров