В Якутии родители сдали приемного ребенка в психушку, когда у них родился свой сын

22 апреля 2011, 14:07, ИА Амител

В Якутии родители сдали приемного ребенка в психушку, когда у них родился свой сын: они очень спешили избавиться от лишней обузы, словно от надоевшей игрушки. Подробности выясняла корреспондент "Комсомольской правды " Ольга Лепчинская.

Бабушка Антоши Павлова* показывает нам снимок: семилетний пацан улыбается, держа на коленях троюродного братика. Это последнее фото из счастливого детства Антоши.

Он, мама и двоюродная бабушка Тамара Николаевна Николаева жили в райцентре республики Усть-Алдан. С заработками было туго - решили перебраться в столицу, Якутск. Там два года назад мама Антона умерла. 50-летняя Тамара Николаевна метнулась в родной Усть-Алдан, в органы опеки: глядишь, там быстренько бумаги по опекунству оформят.

- Но взять ребенка под опеку женщине не позволили, - рассказала нам уполномоченный по правам ребенка в Якутии Анна Соловьева. - Доход у нее небольшой (6 тысяч рублей за работу продавцом. - Ред.), живет в съемной квартире в Якутске, прописки нет.

Этого оказалось достаточно, чтобы забрать ребенка у родного человека и отдать в приют.

- Антон рыдал, просил, чтобы я его не оставляла, - плачет Тамара Николаевна. - Но что я могла сделать?!

И все-таки она продолжала бегать по инстанциям Якутска, умоляя отдать Антона. Прошло два месяца.

- И тут я узнала: для мальчика уже нашли новых родителей, - рассказывает Тамара Николаева. - Плакала, но потом решила - значит, судьба такая.

"ЗАБЕРИТЕ МАЛЬЧИКА НАЗАД"

Сорокалетние супруги Геннадий и Марина Павловы только поженились и жили в Усть-Алдане. О своих детях уже не мечтали и решили взять ребенка из приюта. В органах опеки быстро оформили документы и отдали Антона новым родителям.

- Я тогда думала, будем общаться с ними как родственники, - вспоминает Тамара Николаевна. - Но Марина потребовала больше им не звонить...

Через год семья Павловых переехала в село Майа - в 50 км от Якутска. А еще через несколько месяцев Марина... забеременела! И в конце 2010?го родила сына. Антон оказался лишним. И с приемным ребенком начались проблемы...

Геннадий отправился в органы опеки, мол, заберите мальчишку назад. Там ойкнули: как так?! Ребенок - не игрушка, хочу - беру, хочу - отдаю. Он теперь вам родной сын, и вернуть его можно только через суд. Такой вариант Павловых, судя по всему, не устроил: подобные дела за два дня не решаются, да и алименты потом присудят выплачивать брошенному мальчику. И решение нашлось: сдать ребенка в... психдиспансер Якутска! Отец семейства отправился к знакомому фельдшеру, рассказал, что пацан - клептоман, ворует дома вещи (кстати, скорее всего, так и было, психологи позже объяснят: мальчику не хватало внимания; такой способ "напомнить о себе" встречается довольно часто). Тот и подписал направление в психдиспансер. С этой справкой Антона сдали врачам.

"ТВОЕГО ВНУКА СДАЛИ!"

- Мне позвонила знакомая из села, где жили Павловы, - вспоминает Тамара Николаева. - Проорала в трубку: твоего внука сдали в психушку. Я - в стационар. Там мне сказали, что все документы уже оформлены и ничего сообщать о мальчике не станут - врачебная тайна.

Бабушка кинулась к уполномоченному по правам ребенка в Якутии.

- Мы взялись выяснять, как это случилось, обратились в прокуратуру, - вспоминает Анна Соловьева.

В приют приехала комиссия. Выяснилось, что мальчик уже неделю в диспансере. А ему даже обследование не провели: никаких заключений о состоянии ребенка в больнице не нашли. Было решено вернуть Антона… все тем же Павловым.

- Когда мы узнали об этом, выехали в район, - продолжает Соловьева. - Оставлять мальчика в этой семье было нельзя: кто знает, что бы они еще затеяли! Тогда Павловы написали отказ от Антона с просьбой "передать ребенка государству". Причина - не хватает денег на двоих детей: Геннадий зарабатывает всего 12 тысяч рублей, для Якутии это мизер.

Впрочем, причина не только в этом.

- Я видела приемную мать, - рассказала нам Ирина Захарова, директор приюта, где сейчас и находится Антон (с нами Павловы беседовать отказались). - Не нужен ей Антон. Чужой он ей. Значит, оставлять мальчика в той семье нельзя. Мальчик шустрый, очень хорошо соображает, великолепно учится. На днях пойдет в школу: карантин по гриппу закончился...

Да, Антона вновь вернули в приют. Правда, бабушке разрешили видеться с мальчиком. Вернется ли он к ней домой? Какое решение вынесет суд? Хотелось бы закончить материал надеждой на хеппи-энд. Вот только взрослые, которые сейчас рядом с Антоном, сомневаются, что ему стоит возвращаться к бабушке. Дело в том, что парень помнит: она же отдала его в приют. И не может простить...

...Недавно в Якутии побывал уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов.

- Я намерен добиваться дополнительного расследования действий главного врача лечебного учреждения, работников школы, участкового фельд­шера, давшего направление ребенку, приемных родителей, - заявил Павел Астахов.

* Имена и фамилии мальчика и приемных родителей изменены по этическим соображениям.

ЗВОНОК В ПРИЮТ

Мальчик просит сменить ему фамилию

Двоюродная бабушка Антона, Тамара Николаева, снова собирает нужные для оформления опеки бумаги.

- Пока Антон у нас, - рассказал нам зам. директора социально-реабилитационного центра Геннадий Степанов. - Он хорошо себя чувствует, учится замечательно. Тетя его с родными постоянно приезжает, подарки мальчишке привозит. А про Павловых старается не вспоминать. Они, по правде сказать, тоже вычеркнули его из своей жизни. Ни разу в центре не были, да и нечего им тут делать.

Тем временем 11-летний Антон написал заявление с просьбой сменить его фамилию - вместо Павлова хочет вернуть фамилию родной матери. Как пояснила нам старший помощник прокурора Якутии по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Юлия Каминская, парень вправе обратиться с такой просьбой, ведь суд отменил усыновление:

- Затем ребенка, уже с другими данными, отправят в детдом, и никто там не узнает о его злоключениях.

КОНКРЕТНО

Усыновители отделались штрафом в 500 рублей

- По статье за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей комиссия по делам несовершеннолетних Мегино-Кангаласского района республики вынесла постановление о назначении штрафа приемным родителям - 500 рублей, - сообщают в прокуратуре Якутии. - Это максимальная сумма по статье о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей.

Объясним. Чтобы официально забрать мальчика у горе-родителей, требовалось постановление суда: либо тот отменяет усыновление (и тогда - никаких последствий для "родителей"), либо лишает их родительских прав (но тогда им пришлось бы платить алименты государству до совершеннолетия Антона). Для лишения прав оснований не нашли. Чаша Фемиды склонилась к первому решению: усыновление отменили, и Павловы, облегченно вздохнув, навсегда забыли про Антона.

Майя Матвеева, старший помощник прокурора Якутии:

- В психоневрологическом диспансере ребенок находился незаконно. Для госпитализации у него не было показаний. Более того, в нарушение закона комиссия врачей-психиатров не провела освидетельствование в течение 48 часов. В этих нарушениях должны разобраться в минздраве Якутии. Мы требуем привлечь к ответственности главврача психдиспансера и зав. детским отделением.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров