У берущих взятки, мозги ближе к обезьяним

09 июня 2011, 17:22, ИА Амител

У берущих взятки, мозги ближе к обезьяним Мздоимец, берущий взятки, человек, слепо верящий рекламе, избиратель, голосующий за проходимца, и свободная независимая личность, живущая своим умом, мыслят эволюционно разными отделами мозга: к таким выводам подталкивают последние эксперименты американских нейрофизиологов. Премии, подарки, чаевые, медали, кубки, ордена, всевозможнейшие бонусы, спонсорские акции, "бесплатные образцы" и "накопительные скидки" – таков далеко не полный список наградных пряников, то и дело участвующих в процессе принятия решения у "целевой аудитории", то есть у нас с вами, - пишет  pozitivchik.info.

Роль таких наградных пряников неоднозначна.

В одних случаях система форсированных мотиваций может дать действительно положительные результаты. Классический случай – перспектива премиальных выплат, увязанных с ростом производительности труда и доходом предприятия. В других за обещанными пряниками стоит корысть одной из сторон, не всегда способствующая принятию правильных решений, как, например, в случае коммерческой рекламы.

Намного более серьезные и зловещие последствия предвзятые суждения будут иметь тогда, когда они формируются у большого количества людей, голосующих, например, за политика-популиста, чьи реальные действия подчинены корыстным интересам определенной социальной группы. Или в медицинском учреждении, спонсируемом производителем лекарств определенной номенклатуры. Или, банально, в ситуации, когда чиновник назначает подрядчиков за взятки. Или, в еще более банальном, когда мы при наличии выбора начинаем проявлять повышенный интерес к коробочке с надписью "+50%".

Придуманы различные механизмы, нейтрализующие вредный эффект наградных пряников. Творчество рекламодателей усмиряют законами о рекламе. Политиков обязывают обнародовать источники своих доходов. Ученых – прописывать в научных публикациях специальный пункт "заявленные коммерческие интересы". Однако, как показывает практика, все они эффективны лишь до поры до времени – упрямый пряник все равно берет свое.

То, что сценарии предвзятого "пряничного" типа формируются в определенных частях головного мозга, отвечающих за чувство удовлетворения от награды, а именно в вентромедиальной префронтальной коре, нейрофизиологи установили относительно недавно.

Однако еще более интересные результаты получены только что группой исследователей из Лаборатории картирования мозга при институте Virginia Tech Carilion Research (США). Оказалось, что дорсолатеральная префронтальная кора – другой участок мозга, отвечающий за самоконтроль и регуляцию эмоций, – умеет почти полностью исключать влияние пряничного фактора, подавляя генерацию ответных импульсов в вентромедиальной префронтальной коре, увязывающей принятие решения с предвкушением награды.

Локализовать участок мозга, активно сопротивляющийся взяткам, удалось в серии экспериментов, результаты которых опубликованы в сегодняшнем выпуске Proceedings of the National Academy of Sciences.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров