Бензин разбавят газом и спиртом

13 июня 2011, 16:28, ИА Амител

Сколько бензина надо производить в России, чтобы решить проблему цен на автотопливо? На чем будут ездить наши авто в ближайшие годы? И будут ли? Почему не только цены на нефть "виноваты" в наших бензиновых проблемах? Эти вопросы "РГ " обсудила со своими консультантами - аналитиком независимого аналитического агентства Инвесткафе Григорием Биргом, экспертом Союза нефтегазопромышленников Рустамом Танкаевым и директором Фонда энергетического развития Сергеем Пикиным.

Три месяца на раздумье

На этой неделе цены на бензин "зажигали" в Белоруссии. У нас острота проблемы несколько притупилась, но подорожание устойчиво сохраняется. Примерно на 0,7-0,6 процента в неделю, информирует Росстат. Хотя в некоторых регионах бензин уже начал немного дешеветь. Тем не менее, министр энергетики Сергей Шматко объявил, что экспортные пошлины на него сохраняться до тех пор, пока этого будет требовать ситуация.

Эксперты рынка ждали исторического решения ОПЕК. И давали 65 процентов за то, что картель, наконец, повысит квоту на добычу нефти, что должно было бы сбить рост цен на сырье, а потом и на бензин. Но эти надежды не сбылись. Министры стран-членов ОПЕК не смогли договориться. Теперь к этому вопросу они вернутся только через три месяца.

РГ: Значит, благодаря решению ОПЕК, бензин продолжит дорожать?

Бирг: Да не в квоте дело! Сейчас для стран ОПЕК (за исключением Ирака) она составляет 24,85 миллиона баррелей в сутки. При этом квота нарушалась, и нефти добывали на 1,5-2 миллиона баррелей больше. Ожидалось, что картель повысит планку на размер перепроизводства, чтобы уравнять реальную добычу с установленными квотами.

Что касается цены, то, я считаю, около или чуть выше 100 долларов за баррель - это тот уровень, который обоснован фундаментальными факторами спроса и предложения.  Во-первых, в этом году ожидается рост спроса на нефть более чем на 1,4-1,5 миллиона баррелей в день, в основном за счет развивающихся рынков. Во-вторых, рост предложения нефти на рынке в ближайшее время будет ограничен. Добыча России достигла максимума в 505 миллионов тонн в год.

И все же не стоит исключать в нынешних ценах на нефть и премию за риск сокращения производства в случае дестабилизации геополитической ситуации в других нефтедобывающих странах. Так же выяснилось, что избыточные мощности Саудовской Аравии гораздо меньше, чем ожидалось, а рост производства в Ираке будет ниже ранее планируемых уровней.

По нашим прогнозам, средняя цена за баррель Brent в этом году составит 115 долларов.

РГ: Так какую динамику цен на бензин вы прогнозируете в ближайшие три месяца? Какие факторы, кроме нефти, будут толкать их вверх или вниз?

Бирг: Основным фактором, влияющим на бензиновые цены в России, в настоящее время является вовсе не нефть, а фактическое госрегулирование рынка нефтепродуктов, в силу чего цена на нефтепродукты не выросла столь резко как цены на сырую нефть. Поэтому все будет зависеть от дальнейших действий власти.

Я не считаю, что меры предпринимаемые правительством, решают проблему в долгосрочном периоде, так как дефицит произошел из-за особенностей налогового законодательства и постоянного сдерживания роста цен на бензин. Да и к вопросу налогообложения отрасли надо было подходить комплексно, исходя из долгосрочных планов ее развития. Все это при стремительно растущих ценах на нефть сделало переработку и реализацию нефтепродуктов на внутреннем рынке гораздо менее выгодным для российских нефтяных компаний.

Думаю, что роста цен на бензин в дальнейшем не избежать, и он может составить более 10 процентов.

Бензобаки: место вакантно

Бензиновая тема на этой неделе получила относительно новый поворот. Почему относительно? Потому что о газомоторном топливе говорят давно, лет 20, даже законопроект такой есть, правда, так и не принятый. Но вот СМИ сообщили, что "Газпром" готовит проект государственной программы по замещению природным газом бензинового топлива на общественном и сельскохозяйственном транспорте.

На фоне бензиновых проблем реанимация этой темы оказалась весьма кстати. Газ, составив конкуренцию привычному автотопливу, может сбить цены. Или нет? Мнения экспертов разделились…

РГ: И все-таки, переход на газ решит вопрос роста цен на автотопливо?

Танкаев: Нет, конечно. Есть два вида газа. Пропан-бутановая смесь, которая при небольшой минусовой температуре и маленьком давлении становится жидкой. И метан, который практически в жидкое состояние не переходит, он может храниться только в сжатом состоянии. Метан хранится в дико тяжелых баллонах, а его количество там не так велико. Поэтому само по себе оборудование для заправки сжатым газом очень громоздкое и к тому же теплотворная способность у метана значительно ниже, чем у бензина. Так что ни государство, ни автомобилисты особо ничего не выиграют.

Пикин: Тем не менее, на газе ездить значительно дешевле, чем на бензине даже при старых ценах. Но, согласен, самый главный вопрос при переходе на газ - изменение конструкции автомобиля.
Нужно установить специальный баллон и перенастроить двигатель для того, чтобы он начал работать на новом топливе. Это можно сделать практически в любом сервисе. Но тут все зависит от газовой инфраструктуры. Пока в России бензином можно заправиться везде, а газом нет. Только после решения этих проблем можно будет говорить о развитии газомоторной отрасли. Но это произойдет только в очень далеком будущем. Пока нужно смириться с тем, что ближайшие 10-15 лет мы будем ездить на бензине.

РГ: Что еще может потеснить в баках автомобилей традиционное топливо?

Танкаев: В ближайшие 20 лет в мире бензин будет полностью заменен новыми видами топлива. Сначала автопарк перейдет на гибридные двигатели. Там потребление бензина падает сразу в три-четыре раза. Но, поскольку население Земли очень быстро растет и количество автотранспорта тоже, то это снижение потребления на единицу транспорта ничего, по сути, не даст. Так как само увеличение количества авто съест это снижение.

На следующем этапе мировой автопарк перейдет на так называемые ненефтяные виды топлива. Один из них - спирт. Он, кстати, уже давно применяется как автомобильное топливо. Как известно, первые автомобили ездили именно на спирту. Сейчас в Европе примерно 15 процентов спиртовых фракций, которые идут на заправку автотранспорта. То есть в бензине на автозаправках содержится до 15 процентов спирта. В некоторых странах такая практика на АЗС очень хорошо распространена. Была даже принята программа, чтобы увеличить долю автомобилей, которые заправляются биоэтанолом.

РГ: Но она, насколько известно, столкнулась с серьезной проблемой.

Танкаев: Совершенно верно. Дело в том, что спирт часто делают из пищевых материалов (кукуруза, пшеница и так далее). И такое топливо фактически оставило часть населения Земли, а именно африканцев, без еды. Это выяснилось два года назад, и программа расширения производства биоэтанола была свернута. Так как социальная напряженность, которая возникала в беднейших странах, намного опаснее, чем дефицит топлива. Но есть и другие способы производства спирта - это так называемая технология гидролиза древесины, которая применяется больше полувека в России. Спирт производится химическим путем из отходов древесной промышленности. Такого рода спирт экспортируется в Европу, и его объемы растут быстрее, чем объемы экспорта нефти.

РГ: Но вы ничего не сказали об электромобиле!

Танкаев: Это я оставил "на десерт". Безусловно, в будущем мы увидим и электромобиль. Но у него недостаток в том, что сама по себе заправка длится достаточно долго. Хотя сейчас появились новые технологии импульсной заправки, которые ускоряют процесс. К тому же емкость аккумулятора маленькая, а вес велик. Эту проблему сейчас пытаются решить все автомобильные компании мира.

Например, два года назад компания "Тойота" остановила совершенствование двигателей внутреннего сгорания, и все свои силы направила на разработку конкурентоспособного электромобиля. Увеличить емкость аккумулятора, уменьшить время зарядки  и так далее. К сожалению, пока каких-то прорывных достижений нет, но не исключено, что в ближайшие годы все-таки эта проблема будет решена.

И, наконец, это двигатели на водороде. С моей точки зрения, здесь наиболее перспективна была бы технология разложения воды на кислород и водород при помощи особого катализатора. Такого рода технологии пытаются разработать уже больше 30 лет. Тут тоже пока особых сдвигов нет. Процесс разложения воды электролизом очень энергоемкий. Но если удастся подобрать катализатор, который облегчает это процесс, то при помощи одной пальчиковой батарейки и литра воды, можно будет обеспечить энергией целую семью на сутки, в том числе и автотранспорт. Если это получится, то нефтяной рынок умрет буквально через два года.

Что касается России, то у нас сейчас идет разработка Е-мобиля. Это первый полноценный гибрид. Технологически, как инженер, я могу сказать, что это чрезвычайно перспективная вещь. Эта технология была бы для нашей страны очень существенным прорывом.

Пикин: Я считаю, что основной конкурент нефти и газа - электроэнергия. Этот рынок все больше развивается, технологии становятся все более дешевыми. Хотя полностью бензин и газ не уйдет с рынка. На 30-40 процентов он все-таки останется.

Газуем

РГ: Надо ли принимать госпрограмму о переводе общественного и сельскохозяйственного транспорта на газ. Или пусть рынок сначала сам создаст этот сектор, а потом уже государство будет стимулировать переход на газомоторное топливо.

Танкаев: Эта программа, на мой взгляд, интересна только для газовых гигантов. А для государства, как я уже сказал, никакой экономии она не принесет.

Во-первых, повторю, оборудование для заправки машин сжатым газом, метаном, очень тяжелое. Соответственно, увеличение тяжести транспортных средств увеличит и потребление топлива.

Во-вторых, если говорить о метане, то он хоть и дешевле бензина, но его удельная теплота сгорания значительно ниже (у бензина примерно 10500 ккал/кг) и соответственно стоимость получается на единицу килокалорий примерно та же самая. Кстати, технология заправки автотранспорта сжатым метаном разработана 30 лет назад, но такие авто встречаются очень редко. В основном их можно увидеть только на выставках.

Другое дело, пропан-бутановая смесь. Она экономически целесообразна и достаточно широко применяется. Делается она из попутного нефтяного газа. Но у нас созданы такие условия, что большая часть сырья сжигается. Сейчас государство административными мерами пытается увеличить использование  попутного газа до 95 процентов. Но компании пока равнодушно относятся к этой идеи. Если бы "Газпром" принимал пропан-бутан по нормальным ценам, то дело пошло быстрее. Таким образом, лучше была бы государственная программа, которая побуждала газовые компании создавать условия для нефтяных компаний работать с попутным газом.

Пикин: Переход должны осуществлять сами производители, а потом уже государство им поможет. Но тут такое дело. Иностранные автопроизводители, чья продукция наиболее популярна в России, работают на бензин. И вряд ли в ближайшее время они будут переходить на газ. Так что тут можно начать только с отечественных компаний. 

РГ: Итак вывод: в ближайшей перспективе бензин останется вне конкуренции.

Танкаев: В перспективе нас ждет дефицит бензина, если отечественные нефтеперерабатывающие заводы не будут реконструированы. Мы сейчас производим слишком мало бензина из нефти. У нас получается очень много мазута, да и технологии достаточно остарели. В России, конечно, кое-где идет реконструкция, но нужно создать условия для того, чтобы компаниям было чрезвычайно выгодно модернизировать свои НПЗ.

Сейчас мы производим 36 миллионов тонн бензиновых фракций, а могли бы производить 70 миллионов тонн. Вот к этому и надо стремиться. И тогда любые проблемы с автотопливом внутри страны были бы решены. В том числе, и цены не росли бы так быстро.

Тем временем

Как показывает статистика, за первую неделю июня стоимость автомобильного топлива в России снова увеличилась. В среднем, за прошедшие семь дней потребительская цена на бензин подросла на 0,7 процента, а на дизельное топливо - на 0,3 процента, сообщил Росстат.

По данным службы, увеличение средних цен на бензин в период с 31 мая по 6 июня наблюдалось в 62 регионах. В свою очередь, снижение стоимости топлива (на считанные доли процента) произошло только в восьми столицах регионов, среди которых Ханты-Мансийск и Горноалтайск. В Москве и Санкт-Петербурге рост составил около одного процента. Как показывает практика, цена ощутимо варьируется от одной АЗС к другой.

В отчете Росстата говорится, что средняя цена бензина в России на 6 июня составила 25,31 рубля за литр против 25,14 рубля по состоянию на 30 мая. Наибольшее подорожание (в среднем на 18 копеек) продемонстрировали самые популярные марки топлива - АИ-92 и АИ-95, теперь за них просят 25,35 рубля и 27,19 рубля соответственно. Средняя стоимость дизельного топлива на данный момент составляет 24,43 рубля за литр.

При этом стоит отметить, что производство бензина в стране за последнюю неделю выросло на 4,6 процента - до 726 тысяч тонн. Объем выпуска дизельного топлива также увеличился - произведено 1,367 миллиона тонн "солярки".

Напомним, что с бензиновой проблемой многие регионы России столкнулись еще в конце апреля-начале мая этого года. Серьезная нехватка топлива породила ажиотажный спрос на бензин в Санкт-Петербурге, Казани, Приморье. На таком неблагоприятном фоне правительство РФ решило с 1 мая ввести специальные экспортные пошлины на бензин. По данным минпромэнерго, после принятых властями мер, нефтяникам удалось превысить план производства топлива на 6 процентов и выпустить на рынок около 2,6 миллиона тонн бензина. Практически все, что было произведено, реализовано внутри страны.

Подготовил Роман Маркелов



Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров