«Авиационное предприятие «Алтай»: система безопасности полетов

14 июля 2011, 15:18, ИА Амител

Хорошая работа орнитологов - безопасные полеты для лайнеров Фото Андрея Чурилова После недавнего инцидента в аэропорту Толмачево с аэробусом А-320, столкнувшимся с коршуном и вынужденным вернуться на землю, фраза "редкая птица долетит…" воспринимается специалистами гражданской авиации не цитатой из классики, а руководством к действию. В ОАО "Авиационное предприятие "Алтай" корреспондент "Вечернего Барнаула " Тамара Попова отправилась, чтобы узнать побольше о системе безопасности полетов.

Технический директор авиапредприятия Михаил Толстых в авиации - с 1973 года. С тех пор в этой сфере изменилось многое, но остался неизменным принцип: система безопасности должна быть прочной и непробиваемой, в нашем случае с птицами - в буквальном смысле слова.

- Птица – "НЛО", "неразумный летающий объект", поведение ее непредсказуемо. Самолет, набравший высоту, летит на эшелоне со скоростью 200-300 метров в секунду. Садиться на такой скорости нельзя, никакие шасси не выдержат. Чтобы снизить при посадке скорость до безопасных 220-230 километров в час, придумали сложную механизацию крыла и выпускаемые закрылки. Но и при такой скорости птица, попавшая в двигатель или лобовое стекло пилота, – серьезнейшая опасность для такой махины, как Ту-154 весом в 100 тонн. Если же на высокой скорости птица врежется и разобьет лобовое стекло, лайнер разгерметизируется, если в двигатель… Даже думать об этом страшно. Несмотря на накопленный мировой опыт, ни один аэропорт планеты не исключает полностью "пернатый фактор". Недавний случай в Новосибирске - как раз из таких, непросчитываемых. Коршун попал в двигатель аэробуса через две минуты после взлета в десяти километрах от Толмачева. Садиться с полными баками нельзя, и борт 3,5 часа кружил над Новосибирском, вырабатывая топливо. В истории мировой авиации зарегистрирован и случай встречи "боинга" со стаей диких гусей на десятикилометровой (!) высоте. Чаще столкновения случаются на малой высоте, во время взлета и посадки, если птицы облюбовали для гнездования и кормежки зону подлета аэропорта. "Попросить" их сменить прописку, вежливо или не очень, - задача службы орнитологической безопасности.

"НЛО"

Есть своя история столкновений "неразумных летающих…" и у Барнаульского аэропорта. В 1997 году в носовую часть Ту-154, заходившего на посадку, врезалась стая из 18, как потом подсчитали, ворон (облюбованное ими поле с лакомствами расположено неподалеку). Слава богу и мастерству пилотов, самолет сел благополучно. С тех пор в штате авиапредприятия появился орнитолог, и инцидентов больше не было. Если не считать погибшего неделю назад воробья, врезавшегося в лобовое стекло разбегавшегося лайнера. Первый авиаорнитолог Барнаула Валентин Даренин теперь уже на пенсии. Основываясь на своем опыте пилота, он придумал несколько ноу-хау для Барнаульского аэропорта. "Библия" же его нынешних коллег, пугающих птиц по науке и не дающих им обосноваться в зоне подлетов, - "Руководство по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации".

Начальник аэродромной службы Максим Балдин выдает секреты взаимоотношений с "НЛО". Орнитолог ориентируется прежде всего на повадки птиц, районы их гнездования, питания, миграции. С этими знаниями пернатых можно приучить облетать район аэродрома десятой стороной. Меры, основанные на инстинкте самосохранения: птица не вернется туда, где есть угроза прекращения птичьего рода. Так, при изучении миграции врановых к коим относятся вороны, сороки, галки, грачи, обнаружили большое скопление птичьих гнезд близ Новомихайловки, обедать же стаи улетали к городскому полигону бытовых отходов, дорога же к "столовой" проходит аккурат в зоне подлетов. Орнитологи просто-напросто разорили птичьи гнезда, поливая их водой из пожарных машин. Лишившись этого выводка, следующий птицы высиживали уже подальше от аэропорта. Зато пилоты получили безопасный взлетно-посадочный коридор. Кроме врановых, беспокойство авиаторам доставляют коршуны и голуби, птицы социальные, живущие рядом с человеком. Голубь кормится остатками со стола человека, благо рядом - кафе, столовая, садоводство "Аэропорт". А коршун - хищник, караулящий голубей. И тут работает не только метод разорения, но и строгое соблюдение санитарных норм: нет пищевых остатков - нет и голубиных стай.

Все без исключения птицы боятся световых вспышек, на этом основан метод ослепления. Вдоль "взлетки" на специальных колышках подвешены шары, оклеенные зеркальной мозаикой. Раскачиваясь на ветру, зеркала пускают солнечных зайчиков, отпугивая птиц. Используют орнитологи свойство птиц понимать тревожный крик своих собратьев. Записали, например, вопли вороны, на которую напал коршун, и с этой фонограммой объезжают полосы, давая пернатым слушать ее всякий раз перед посадкой борта.

"Что жаворонку хорошо…"

"Ни один метод, - поясняет Михаил Толстых, - не работает в одиночку. Безопасность полетов - это комплекс мероприятий, которые нужно менять, чередовать". Подтверждая правоту Максима Викторовича, крупный угольный ворон, судя по повадкам - лидер новомихайловской вороньей группировки, подлетел к машине службы безопасности, на которой мы объезжали рулежные полосы "Альфа", "Бетта", "Чарли" (так они именуются по международной классификации)... На крыше машины установлен мегафон, из которого раздается крик птичьей тревоги, настолько неприятный, что самой хочется бежать отсюда без оглядки. А ворону - хоть бы что. Наглая птица норовит сунуть клюв внутрь мегафона, интересуется, как работает страшилка, чтобы рассказать остальным. "Видите, он поначалу пугался этого звука, а теперь перестал и уже любопытствует", - комментирует поведение наглеца Максим Балдин, доставая из служебного кофра самый настоящий… пистолет. Неужели при мне он застрелит птицу? Максим Викторович смеется: "Он лазерный, ослепляет птицу лучом. Можно и пиротехнику использовать, взрываясь, петарды отпугивают птиц и звуком, и светом". Только после этой угрозы ворон в панике покидает полосу - не по нраву ему слепящие лучи, как и специальные ловушки, попадая в которые, птицы криком извещают других об опасности.

Проезжаем прямо-таки пасторальный пейзаж: траву на разделяющих взлетные полосы площадках постригают газонокосильщики, так, словно это английская лужайка. Но покос тоже придуман орнитологами. Правда, Максим Балдин признается, что тут приходится соблюдать компромисс:

- С одной стороны, траву мы скашиваем, чтобы в ней не вили гнезд воробьи, синицы, жаворонки. С другой - ворон прельщают именно такие пустые пространства, где они чувствуют себя в безопасности, с этой точки зрения трава должна быть повыше. Но мы находим мелких птиц, разбросанных по округе воздушным потоком из турбин самолета, поэтому траву выкашиваем, а на ворон воздействуем другими методами, включая и радиолокационный. Птичью стаю хорошо видит на мониторах слежения диспетчер управления воздушным движением и сразу сообщает о ней орнитологам, обеспечивая безопасность ежедневных восьми постоянных рейсов и дополнительных чартеров. Не случайно и рабочий день орнитологов увязан с расписанием полетов, с пяти утра до пяти вечера.

Улетая в Норильск, Ту-154 ярко сиял прожекторами в носовой части корабля - это уже сами пилоты дополнительно ослепляли гипотетических птах. Впрочем, на сегодня всех уже распугали, и машина взмывает ввысь.

Особое мнение

В России зафиксировано около 100 случаев ослепления пилотов с земли лазерными указками (в Барнауле, к счастью, такого еще не было). По нашим законам вид "гомо сапиенс" можно наказать лишь по статье "Хулиганство". Как "распугать" "лазерных" хулиганов? На этот вопрос у орнитологов ответа нет. "Мода" пришла к нам из Америки, но там законодатели отреагировали быстро, введя уголовную ответственность со сроком лишения свободы на срок до десяти лет и приравняв, де-факто, "лазерных" хулиганов к террористам. Российские парламентарии пока "запрягают" и обсуждают проект закона, по которому за ослепление пилота лайнера лазером можно будет надолго сесть в тюрьму. Тем временем полиция составляет карту районов атак самолетов "лазерными" хулиганами и готовится использовать беспилотники для определения источника луча, направленного на садящийся борт. Михаил Толстых подчеркивает, что ослепленный пилот не застрахован от фатальных ошибок, которые могут стоить жизни сотен пассажиров:

- Все зависит от мощности применяемого лазера. Ученическая указка может ослепить пилота на расстоянии полутора километров, устройство помощнее - до десяти. А это как раз зона подлета, самый ответственного момента. Когда лайнер заходит на посадку, пилот максимально сосредоточен, все его внимание - на приборы. Вы только представьте, в эти минуты он перестает видеть! Безобразие, которое нужно немедленно остановить. В Москве, по данным службы безопасности полетов, произошло уже более 50 случаев - во Внуково, Шереметьево, Домодедово. В Америке они измеряются тысячами…

Факт, что…

- аэропорт Домодедово первым в России стал использовать ловчих ястребов-тетеревятников, помогающих орнитологам;

- первый научный труд по проблеме столкновений лайнеров с птицами опубликован сотрудниками научно-исследовательского института гражданской авиации в 1967 году, тогда же выделился отдельный вид орнитологической безопасности полетов;

- осенью 2010 года в аэропорту столицы индийского штата Гоа произошла серия столкновений птиц с вылетавшими самолетами, все они вернулись в порт вылета с повреждениями - разбитыми лобовыми стеклами, лопнувшими во время экстренного торможения покрышками шасси и т. д.;

- первая катастрофа от столкновения с птицей произошла в 1910 году в Калифорнии;

- после атаки крупной птицы пилот аэробуса А3-20, следовавшего в Сиэтл, едва не разбившись, совершил посадку в Гудзонов пролив, 80 из 155 пассажиров на борту были травмированы при экстренной посадке.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров