Построивший Барнаул

15 июля 2011, 06:48, ИА Амител

Корреспондент "Алтайской правды" Анатолий Муравлев подготовил статью об интересном человеке, который руководил Барнаулом и многого добился. Это Анатолий Мельников. Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться со статьей коллеги.

В ту пору, когда Анатолий Мельников руководил Барнаульским горисполкомом, население города удвоилось, так же как и объёмы строительства

А ещё во многом благодаря его усилиям полтора десятилетия назад в крае появился природный газ.

Пришёл, увидел…

На должность председателя Барнаульского горисполкома, аналогичную сегодняшнему главе администрации или мэру, Анатолий Мельников пришел в 1972 году. Не надо быть большим политиком, чтобы понять, что смена руководителя административного центра края не происходит просто так. Старожилы помнят, что именно в августе 1972 года Алтай посетил тогдашний лидер СССР Леонид Брежнев.

Анатолий Иванович по природной порядочности (только люди недальновидные охаивают, по его мнению, предшественников) никогда не скажет, что эти события связаны напрямую. Но, по признаниям других участников и очевидцев визита генерального секретаря ЦК КПСС, известно, что Леонид Ильич резко негативно отозвался о благоустройстве Барнаула. Из его уст это прозвучало примерно так: столь запущенного административного центра региона он давно не видел.

Очевидно, Брежнев был недалёк от истины. Сегодня трудно представить, но 40 лет назад даже на Ленинском проспекте стояли покосившиеся деревянные дома. Еще были деревянными тротуары, а город – пыльным, недаром же его издавна называли Пескоструйском. Барнаул, стоящий на берегу Оби, испытывал серьёзные трудности и с водоснабжением – единственный тогда речной водозабор находился в аварийном состоянии.

Подобные проблемы касались и теплоснабжения – дефицит тепла составлял 1400 гигакалорий, ТЭЦ-3 ещё не было. А без инженерных сетей разве можно серьёзно говорить о строительстве новых микрорайонов?! Еще очереди в детские сады длиннющие (24 тысячи мест не хватало), десятки тысяч жителей ютились в бараках, подвалах, ветхом и аварийном жилье. Школьники занимались в три смены, не было современных рынков, вокзалов, театров.

Научиться учиться

К тому времени Анатолий Мельников имел за плечами гуманитарное и техническое образование, шесть лет стажа в должности заместителя председателя Барнаульского горисполкома, курировавшего вопросы социальной сферы, строительства и благоустройства, а также 12 лет работы в должности начальника управления жилищно-коммунального хозяйства крайисполкома. Хотя ему было всего-навсего 44 года.

Между прочим, будучи руководителем краевого управления ЖКХ, он добился того, что Алтай по объему услуг, предоставляемых этой отраслью, вошел в пятерку лучших в Российской Федерации. В 1960-е годы здесь было обеспечено сжиженным газом 750 тысяч квартир, получил развитие электротранспорт в Барнауле, Бийске и Рубцовске, все крупные населенные пункты подключили к централизованной системе энергоснабжения.

Анатолий Иванович по роду деятельности обязан был разбираться в проектировании, строительстве, финансах, знать тонкости многоотраслевого хозяйства – все эти дюймы водопроводных труб и кубометры канализационных стоков! В те времена руководителей такого ранга, во-первых, очень хорошо учили. Имеется в виду не только карьера, жизненная школа, когда любой специалист, прежде чем стать начальником, должен был пройти несколько служебных ступенек, познать не только премудрости доверенного ему участка, но и (что гораздо важней) – научиться учиться. Начальник управления ЖКХ ежегодно обучался несколько недель в Академии общественных наук и Инженерной академии, посещал всесоюзные и всероссийские семинары, курсы по курируемым отраслям, стажировался в Чехословакии, изучал и внедрял передовой опыт, накопленный в стране и родном городе.

Словом, 12 лет в должности начальника ЖКХ края позволили Мельникову накопить немалый управленческий опыт. И когда в 1972 году его избрали председателем Барнаульского горисполкома, он вполне представлял себе городское инженерное хозяйство. А вот в вопросы развития промышленности, здравоохранения, торговли следовало вникать глубже – прежде он, понятное дело, их касался реже. Но когда более-менее разобрался – понял, что проблемы, которые возникли в городе – системные. Их не поднимет ни городской бюджет, ни краевой, ни республиканский – только союзный.

В гармонии со стихией

Но как привлечь казну СССР? После посещения ряда союзных министерств и ведомств, предприятия которых размещались в Барнауле, понял – дело небезнадежно!

Он предлагал: как вы смотрите, если мы придем к соглашению о развитии Барнаула, городские власти будут способствовать введению мощностей вашего министерства, но при условии, если ведомство станет также финансировать непроизводственные объекты алтайской столицы. Иными словами: вы "посадите" у нас завод, но будьте добры – примите участие в долевом строительстве для работников подведомственных предприятий жилья, школ, детсадов. Понятно и то, что ведомства выражали заинтересованность строить в первую очередь заводские корпуса, а уж потом – городские объекты. Но руководитель Барнаульского гор-исполкома к тому времени создал управление единого заказчика, задача которого состояла в гармонизации этих отношений, аккумулировании средств десятков промышленных предприятий, учреждений и организаций для возведения социальных объектов.

К примеру, заводу "Трансмаш" надо было построить и ввести в строй цех № 20, котельному – цех сварных барабанов, заводу мехпрессов, ХБК и БМК – провести полную реконструкцию, а городу – возвести несколько жилых микрорайонов.

Больше двух лет председатель горисполкома изучал ситуацию, всесторонне обсуждал её не только с чиновниками, но и с руководителями предприятий, учёными и проектировщиками. Наконец в начале 1975 года появился проект документа, учитывающий интересы сторон. В конечном итоге он обрёл статус проекта постановления Совета Министров СССР о развитии городского хозяйства Барнаула.

Хождение по мукам

В то время подобные вопросы решались совместно с партийными органами. Первый секретарь Алтайского крайкома КПСС Александр Георгиев поддержал инициативу Анатолия Мельникова. Но были и те, кто не верил в успех задуманного. Ведь авторы проекта просили гигантскую сумму – около 500 миллионов рублей капитальных вложений на предстоящее пятилетие. Это по теперешним ценам, вероятно, больше 500 миллиардов рублей.

Однако когда документы поступили на самый верх – в Политбюро ЦК КПСС, на них появилась резолюция, смысл которой был таков: Совету Министров СССР, Алексею Косыгину рассмотреть проект на заседании правительства. Поддержать. Принять решение и проинформировать ЦК КПСС.

Но для Анатолия Мельникова хождения по мукам на этом не закончились. Ведь предстояло пройти десятки министерств, добиться визирования проекта. Прошло ещё несколько месяцев. Состоялось крупное совещание в Госплане СССР с приглашением представителей всех заинтересованных ведомств, Академии наук СССР и проектных институтов. Мельников сделал на этом совещании часовой доклад, который был воспринят в целом благожелательно.

А в канун рассмотрения проекта постановления председателю Барнаульского горисполкома удалось побывать на приёме у председателя союзного Совмина Алексея Косыгина, который поддержал документ, несмотря на то, что пять министров дали отрицательные отзывы по финансированию предполагаемых противооползневых работ. Эти возражения были отклонены и на заседании Совета Министров СССР.

В бытность Анатолия Мельникова руководителем Барнаула высший исполнительный орган Советского Союза трижды (!) принимал постановления, касающиеся дальнейшего развития административного центра Алтайского края. Это существенно улучшало его финансирование целых 15 лет, до 1990 года. А в июле 1978 года было принято еще и постановление Совмина СССР о мерах по обеспечению устойчивого водоснабжения Барнаула, позволившее спроектировать и ввести в строй второй городской водозабор, очистные сооружения, насосные станции второго и третьего подъема, электроподстанции.

Удвоение

Что же произошло с Барнаулом за 14 лет, пока горисполкомом руководил Анатолий Мельников? Он подсчитал, что за этот период в городе построено жилья, школ, больниц, детских садов ровно столько, сколько за 242 предшествовавших года.

С 1972 по 1986 год 105 тысяч семей горожан получили отдельные благоустроенные квартиры. А если пересчитать всех членов семьи – это 361 тысяча жителей – каждый второй горожанин. Менее чем за полтора десятилетия Барнаул вырос на 156 тысяч человек.

Если отбросить выходные, то получается еще более эффектная цифра: каждый час в городе вводилась одна квартира. Да, это не было элитным жильем, квартиры порой сдавали с недоделками, но люди были рады тому, что имеют собственный угол. 18 тысяч семей переселились из бараков, подвалов, ветхого и аварийного жилья в благоустроенные квартиры.

Из провинциального поселения Барнаул превратился в крупный индустриальный центр России. В те же годы здесь построили кондитерскую фабрику "Алтай", еще один хлебозавод, молочный комбинат, трамвайное и троллейбусное депо, кирпичный и пивзавод, многие другие производственные объекты, которые требовали рабочих рук. Достаточно сказать, что в те годы на промышленных предприятиях города работали 152 тысячи человек. Тогда же открылись два новых вуза, 32 школы, 55 детских садов, 24 больницы, поликлиники и профилактории, ввели в строй мощные инженерные сети. Барнаульским брендом было ежегодное появление необычных объектов: речного вокзала с флорентийской мозаикой, плавательного бассейна "Обь", мемориала Славы, памятника Ползунову, здания драматического театра, ресторана "Русский чай". В административном центре Алтая реально осуществлялся комплексный подход к развитию города: создание комплексных узлов в промышленности, возведение микрорайонов в строительстве, наличие ансамблей в образовании площадей.

Но наступил момент, когда рост города, зажатого с трех сторон высоким левым берегом Оби, мог остановиться. Нужны были новые решения. Так родился проект огромного микрорайона на правом берегу реки, потребовавший согласований с министерствами, проведения конкурсов. Это должен был быть 200-тысячный город-спутник с заводом по производству нефтегазового оборудования с 50 тысячами работающих, а также десятками других предприятий.

Уже были разработаны проекты детальной планировки, намыва песка и даже строительства железнодорожной ветки. Увы, как и затеи с пуском скоростного трамвая, пробивкой Обского бульвара эти планы не реализовались. Но не по вине Мельникова – он-то как раз был их горячим сторонником.

…Вот уже четверть века Анатолий Иванович не руководит хозяйственным комплексом Барнаула, но, как и прежде, в городе хватает тепла, воды, зелени и электроэнергии...

Газовая эпоха

Новый поворот в судьбе Анатолия Ивановича выпал на переломный год советской действительности – 1986-й. В смутную эпоху перестройки уравновешенный и рассудительный председатель Барнаульского горисполкома не пришёлся ко двору. Это я знаю опять же не с его слов.

Около десятка лет он занимал должности начальника управления газового хозяйства и директора по строительству "Алтайкрайгазсервиса". Именно тогда осуществлялось проектирование и реально началось строительство магистрального газопровода Новосибирск-Барнаул с отводами на Бийск, Белокуриху и Горно-Алтайск.

Теперь уже немногие помнят, что в еще 60-е годы прошлого века предпринимались попытки провести на Алтай голубое топливо. У края была возможность поучаствовать в строительстве магистрального газопровода Мыльджино (Томская область) – Барнаул с отводами на Кемерово и Новосибирск. Анатолий Мельников ещё будучи начальником краевого управления ЖКХ горячо выступал за его реализацию, полагая, что газ снимет остроту проблем с обеспечением топливом и экологией. Но алтайские власти отнеслись к газификации прохладно, полагая, что потребности в источнике энергии следует покрывать за счет кузбасского угля и местных древесных запасов. А всего-то нужно было первым секретарям Алтайского крайкома, Кемеровского и Новосибирского обкомов КПСС направить совместную просьбу в Политбюро ЦК партии, но не направили!

Анатолий Мельников в качестве начальника краевого управления газового хозяйства подготовил проект постановления Совмина СССР о строительстве газопровода Новосибирск– Барнаул, который был подписан в 1989 году. Предполагался сплошной, включая западные районы, перевод на газ всех ТЭЦ и котельных.

Но эта победа улетучивалась как вожделенный природный газ. Ведь преодолевать приходилось не только косность и недальновидность некоторых руководителей, но и прямое противодействие "угольной мафии", безнадёгу конца 1980-х, безденежье 1990-х…

Голубое топливо пришло на Алтай лишь в декабре 1995 года. Во многом благодаря Анатолию Мельникову, которому было предоставлено почётное право зажечь первый газовый факел. Сейчас природным газом в крае пользуются примерно в 90 тысячах квартир и домов, переведено на новый вид топлива свыше 1800 котельных, построено более 3,5 тысяч километров магистральных и распределительных сетей.

Три года назад, в дни своего 80-летия Мельников выпустил книгу воспоминаний. Издание ценно еще и потому, что руководителей такого масштаба, как он, на Алтае осталось совсем мало.

Скажу по секрету, что сейчас Анатолий Иванович задумал написать не менее увлекательное повествование о грандиозной работе по газификации региона. Новую книгу он намерен посвятить намеченному на сентябрь будущего года 75-летию образования края

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров