Михаил Горбачев заявил, что он и «сегодня бы начал перестройку точно так же»

15 августа 2011, 15:12, ИА Амител

Сегодня, 15 августа, "Российская газета" опубликовала интервью Михаила Горбачева немецкой газете Spiegel, которое бывший президент Советского Союза дал накануне 20-й годовщины ГКЧП.

В нем рассказал о том, что сейчас чувствует себя хорошо, хотя "за последние пять лет перенес три операции, и это основательно расшатало меня. Ведь все это были серьезные операции: на сонной артерии, на простате, в этом году - на позвоночнике".Горбачев

Здесь же он объяснил, почему вновь вернулся в политику: "Политика - моя вторая любовь. Первая — Раиса... От политики я не собираюсь уже уходить - три раза пробовал, но так и не вышло. Политика для меня - это мобилизация. Если я от нее откажусь, то очень быстро уйду. Но в общем-то я никогда и не думал, что доживу до восьмидесяти лет".

В интервью немецкому изданию Горбачев отметил, что "слишком поздно начали реформировать Союз".

По его словам, одни хотели союз государств, а большинство республик – союзное государство с элементами конфедерации. В итоге по предложению президента СССР референдум был проведен, по итогам которого Горбачева поддержало 76% населения.

По словам Михаила Горбачева, Борис Ельцин был против референдума: "Противники перестройки терпели поражение. И тогда они пошли на путч". "Союз был разрушен против воли народа, и делалось это совершенно осознанно, при участии российского руководства с одной стороны и путчистов – с другой", – отмечает Горбачев.

"Я и сегодня начал бы перестройку точно так же. "Так жить нельзя", – гласил тогда наш лозунг. "Перемен", – требовал пионер русского рока Виктор Цой. Если бы у меня был план, то я бы с ним тут же очутился в Магадане. Да, чтобы оказаться в Магадане, достаточно было политического анекдота. А тут вы мне предлагаете подготовить план и еще собрать вокруг себя команду? Начинать надо было с того, чтобы вывести народ из оцепенения. Ведь партийной номенклатуре перестройка была ни к чему, каждый из них имел свое "корыто". Глава райкома был королем в районе, секретарь обкома – царем, ну а Генеральный секретарь – так это вообще первый после Бога. Поэтому в первую очередь нам нужна была гласность, открытость. Она и стала дорогой к свободе. Потом мы провели первые свободные выборы в России за тысячу лет", – заявил Горбачев.

"КПСС – гигантская машина, и на каком-то этапе она начала вставлять палки в колеса. Она выступила инициатором перестройки, но она же стала и главным ее тормозом. Я понял: без решительных политических реформ ничего не выйдет. Потерпев поражение на выборах, номенклатура сплотилась, чтобы начать политическую борьбу. Эта борьба все время нарастала. На апрельском пленуме 1991 года они открыто атаковали лично Горбачева. Тогда я заявил, что ухожу в отставку, и покинул Пленум", – заявил он.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров