Асбест вновь под огнем критики

26 сентября 2011, 17:38, ИА Амител

В Стамбуле прошел XIX Всемирный конгресс по безопасности и гигиене труда. Среди прочих на нем должны были вновь обсуждать "асбестовую проблему", вокруг которой не первый год идет настоящая торговая война. Но обсуждения не получилось, получилось осуждение, - сообщает "Российская газета ".

Асбест знаком каждому из нас - это шифер, асбоцементные трубы, огнестойкие ткани, теплоизоляция, тормозные колодки. Еще недавно хозяйки утепляли на зиму оконные рамы полосками асбеста, размоченными в воде, - высыхая, они надежно заклеивали щели, пока не стало известно, что асбестовая пыль вредна для здоровья. Информация пришла к нам с Запада почти одновременно с новыми кровельными и строительными материалами, пластиковыми окнами и прочими благами цивилизации и требованиями немедленно прекратить добычу и переработку асбеста. Но панические крики, как это часто бывает, оказались лишь половиной правды.

Асбест - это собирательное название целого класса тонковолокнистых минералов. В Европе использовали в основном амфибол-асбест, который состоит из длинных игольчатых волокон, устойчивых к кислотам. Поскольку в наших легких среда кислая, попадая в них, амфибол может накапливаться и вызывать мезотелиому плевры - один из злобных видов рака. У хризотил-асбеста, который добывают в России, Канаде, Бразилии и еще нескольких странах, волокна длинные, спиралевидные, они устойчивы к щелочам и не оседают в легких.

- Если человек будет вдыхать воздух, в котором на 99 частиц хризотила будет одна частица амфибола, то в его легких картина будет обратной - на одну частицу хризотила придется 99 частиц амфибола, - рассказал "РБГ" ведущий научный сотрудник ГУ НИИ медицины труда РАМН доктор медицинских наук Евгений Ковалевский. - Конечно, асбест может быть опасен для здоровья, но лишь тогда, когда нарушают технику безопасности.

До 70-х годов ХХ века в Европе амфиболовым асбестом обмазывали металлоконструкции, заполняли чердаки, утепляли стены жилых домов, детсадов, больниц. Одновременно бурно развивались альтернативные технологии, создавались синтетические строительные материалы. Когда выяснилось, что асбест вреден, и в Европе разразилась настоящая паника, для них наступил золотой час - все асбестовое везде спешно заменяли синтетическим.

На этом фоне наш недорогой и надежный хризотил тоже получил преимущества, спрос на него вырос во многих странах. Но Евросоюз встал стеной - запретить асбест повсеместно и навсегда.

- Почему нам надо закрывать более 40 предприятий, на которых более 50 тысяч рабочих мест, а многие из них являются градообразующими, - недоумевает председатель международного профсоюзного альянса "Хризотил" Андрей Холзаков. - Наши оппоненты в Европе не хотят искать консенсус, предпочитают жесткое противостояние.

Самые крупные месторождения хризотил-асбеста в нашей стране находятся в Свердловской области (г. Асбест), в городе Ясный под Оренбургом и в Республике Тыва. За рубежом не раз появлялись публикации о том, что в этих местах запредельная заболеваемость раком легких и прочими недугами.

- Статистика онкологической заболеваемости в Асбесте - на 13-15-м месте в области, - рассказал "РБГ" руководитель лаборатории отраслевой гигиены труда и промвентиляции Екатеринбургского медицинского научного центра профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий Сергей Кашанский. - Асбестоз занимает всего 0,5% в структуре профзаболеваемости. Мы строго контролируем запыленность на рабочих местах, как и положено по закону. Все данные публикуются Роспотребнадзором. Зачем нагнетать панику, непонятно.

- Я живу здесь 35 лет, - поделился с "РБГ" мэр города Ясный Олег Травкин. - За это время не было ни одного случая, чтобы кто-то уехал из-за опасений за свое здоровье. Хотя почти каждый шестой житель связан с комбинатом "Оренбургские минералы". Спрос на наш асбест-сырец растет, особенно в Юго-Восточной Азии, так что у нас экономического кризиса не было и нет.

Еще один оппонент у хризотила нашелся на родине. Специалисты Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института "НАМИ" разработали проект технического регламента "Безопасность колесных транспортных средств" для стран ЕврАзЭС, которым с 1 января 2012 года запрещается использование хризотила в тормозных накладках.

Сейчас они и без того запрещены для первичной комплектации машин на конвейере по международному соглашению об установлении единых технических требований к автомобилям, которое подписала и Россия. Но на вторичном рынке для ремонта наших "Лад", "Москвичей", "газиков" и автобусов такие накладки разрешены.

- Извлечь из тормозных колодок волокна хризотила чрезвычайно сложно, - пояснил "РГ" Евгений Ковалевский. - Под воздействием высоких температур он превращается в новое вещество - форстерит, которое не является канцерогеном и не опасно ни для внешней среды, ни для человека.

На рынке доли асбестовых накладок и тех, в которых используются металлическая шерсть и прочие небезопасные материалы, - 50 на 50. Запретить хризотил для их производства - это значит остановить сразу 6 заводов, на переоснащение которых под другие технологии потребуются огромные средства и время.

Обращение "Хризотиловой ассоциации" к премьер-министру Владимиру Путину с доказательством того, что это решение ошибочно, помогло переломить ситуацию.

- Минздравсоцразвития предоставило нам убедительные доказательства того, что накладки на основе асбеста не более опасны, чем из других материалов, - сказал "РБГ" разработчик техрегламента, заместитель генерального директора НАМИ Борис Кисуленко. - Поэтому мы внесем коррективы в документ и сохраним статус-кво. На внутренний рынок по-прежнему можно будет поставлять тормозные накладки с хризотилом.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров