Журналисты «Алтайской правды» участвовали в поиске пропавших без вести

21 октября 2011, 15:57, ИА Амител

На сайте Следственного Управления следственного комитета РФ по Алтайскому краю сегодня, 21 октября, опубликован репортаж, подготовленный корреспондентами газеты "Алтайская правда". Он посвящен трудовым будням следователя Сергея Ващеулова. Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться с данным материалом.

УБИЙСТВО НА ДАЧНОЙ УЛИЦЕ

Журналисты "АП" участвовали в поиске пропавших без вести

Проводить эксгумацию трупа, пролежавшего в земле больше полутора месяцев, занятие, мягко говоря, малоприятное. Нам с фотокорреспондентом "повезло". На днях в райцентре Калманка 20-летний Павел Н. признался в убийстве местного жителя - армянина Ашота, который в августе этого года был объявлен в федеральный розыск как без вести пропавший. При допросе рассказал, что убил своего знакомого у него же дома. Задушил шнуром, тело закопал в погребе на приусадебном участке. Вместе со старшим следователем Новоалтайского межрайонного следственного отдела СУ СК РФ по краю Сергеем Ващеуловым мы выехали на место преступления.

КАК ЭТО БЫЛО

Проверка показаний проводилась в доме на улице Дачной, где жил "пропавший". Наверное, полдеревни собралось, чтобы поглазеть на убийцу и посмотреть, как будут доставать труп. Соседи качали головой, охали: 56-летний Ашот был хорошим, добрым человеком, не буянил, никому не доставлял проблем. Злоупотреблял, правда, алкоголем, но это не повод для убийства. В начале 1990-х годов в разгар нагорно-карабахского конфликта вместе с семьей он бежал из Армении. Первое время обосновался в Читинской области, потом на постоянное место жительства следом за своими родственниками переехал в Алтайский край.

В Калманке Ашот пристрастился к алкоголю, почти не работал, перебиваясь временными заработками. На этой почве поругался с гражданской женой и летом от нее ушел. Оставшись одна, она продала свой дом и уехала с сыном во Владивосток. А Ашота по доброте душевной приютил на Дачной один из местных пенсионеров, который вскоре умер. Родственники покойного разрешили постояльцу остаться в доме - как-никак он все-таки ухаживал за стариком.

Павел хорошо знал бывшую супругу Ашота, переживал, что их семья распалась, а виновником раздоров считал погибшего. 22 августа он пришел к нему, чтобы поговорить по душам, но разговора не получилось.

…Из полицейской машины Павел как будто не хотел выходить. Посмотрел на собравшуюся толпу, опустил голову и спрятал глаза, как нашкодивший ребенок. Его сожительница рыдала навзрыд. Только сегодня утром она узнала, что Паша способен убить человека. "Что же ты наделал, - кричит. - Да как же могло так получиться…"

- Двери были открыты, свет в доме горел, - через минуту рассказывал Павел. – Я зашел к нему в гости, поздоровался. Ашот сидел на диване. Честно скажу, не хотел его убивать, так вышло. Упрекнул его, что он не вспоминает о своей бывшей жене и сыне, которые много хорошего для него сделали. Он в ответ начал ругаться, схватил банку от кофе и замахнулся на меня. Тогда я его несколько раз ударил по лицу, а потом… попавшийся под руку шнур набросил ему на шею. Он затих, пульс не прощупывался. Паша показал, как выносил бездыханное тело на улицу, как бросил его в погреб, взял лопату и закопал на глубине не меньше полуметра.

Может, никто ни о чем бы и не узнал, если бы не грамотные действия правоохранительных органов. Над уголовным делом работала специально созданная следственно-оперативная группа из следственного управления Следственного комитета РФ по краю и сотрудников полиции. И нашли важного свидетеля.

В самый разгар ссоры на огонек к Ашоту в поисках спиртного решил заглянуть другой местный житель. Водки ему не дали, потому, может, и запомнил выяснение отношений, а потом рассказал о конфликте на следствии. Отпираться и затягивать расследование не было никакого смысла, и Павел во всем признался.

ГОЛОС ВО СНЕ

Проверка показаний на месте закончилась через пару часов, и подозреваемого в убийстве увезли в следственный изолятор. На опознание тела Сергей Ващеулов вызвал племянника Ашота. С дядей он виделся за день до смерти. Опознал его и дрожащим голосом сказал следователю спасибо. Родственники чувствовали, что случилась беда, и уже не верили, что смогут нормально его похоронить.

- Я специально вызвал только его одного, - поясняет Сергей Сергеевич. – Если бы приехала вся армянская диаспора, жизни преступника могла угрожать серьезная опасность. Прецеденты уже были: один подонок зверски убил в Новоалтайске 14-летнюю маленькую девочку, нанес ей 14 ножевых ранений, чтобы отобрать мобильный телефон стоимостью 300 рублей! Новый год мы встречали вокруг ее тела. При проверке показаний на месте были вынуждены надеть на подозреваемого бронежилет и каску. Местные жители готовы были его разорвать.

- Не было мысли "нечаянно" отдать этого урода толпе?

- Есть закон, и я его представляю. Наказывать преступника – не моя работа. Я должен выяснить, кто совершил преступление, собрать доказательства. А наказание определит суд. Тем более что первое впечатление о виновности конкретного человека может быть ошибочным. В моей практике были случаи, которые просто не поддаются никакой логике. В позапрошлом году, к примеру, к нам с явкой с повинной обратился мужчина. Совершенно адекватный, психически уравновешенный, он заявил, что убил человека, закопал его в погребе. Начали расспрашивать его, как да что. Он путался в деталях.

Работая с таким подозреваемым, следователь со стажем быстро поймет, что человек врет или на себя наговаривает. Настоящий убийца рассказывает о таких страшных вещах твердо, со свойственной убийце прямолинейностью. Рассказ показался странным, но проверить информацию было необходимо, и мы, выехав на указанное им место, действительно нашли труп, закопанный в погребе.

Стали допытываться, и мужчина рассказал: "Весь ужас заключается в том, что на самом деле я никого не убивал. Мертвец ко мне явился во сне, сказал, что он убит, и попросил захоронить нормально. Он мне сказал, что лежит в погребе". Проснувшись, мужчина пошел туда и сильно удивил хозяйку дома. Ошарашенная женщина позже созналась, что она убила сожителя, а этот странный тип ее серьезно напугал. Мистика, скажете? Возможно. Сам до сих пор до конца не понимаю, что это было.

- Почему к самым запутанным и сложно раскрываемым преступлениям чаще всего оказываются причастны родственники жертв?

- Такова жизнь. Не зря же говорят: от любви до ненависти один шаг. Сегодня вы родственники, не разлей вода друзья, а завтра – заклятые враги. Одни идут на преступления из-за корысти, вторые – от личной обиды, третьи не знают, как побороть свой страх или какие-то комплексы. В 2006 году произошло убийство, которое удалось выявить и раскрыть лишь спустя пять лет. Позже нашли фрагменты тела погибшего. Причем никто не знал, что потерпевший мертв, о его исчезновении не заявляли. Как выяснилось, родной брат жертвы боялся убийцу, поэтому все эти годы молчал. Так или иначе, преступнику дали восемь лет лишения свободы.

В Новоалтайске был другой случай. В 1997 году женщина заказала убийство… четверых своих родственников, чтобы завладеть их деньгами. Наняла двух киллеров. Один из пострадавших чудом остался жив, но, боясь расправы, был вынужден скрываться. Доказательств в отношении подозреваемой было недостаточно, она уехала в Белокуриху и открыла свой бизнес. Через несколько лет произошло другое преступление, и выяснилось, что пуля, которой на этот раз стреляли, совпадает с пулями, фигурировавшими в том, старом деле. Подняли его из архива. Оставшийся в живых родственник после наших многочисленных бесед нашел смелость признаться, что на месте преступления слышал ее голос. С женщиной состоялся разговор: сначала она вела себя самоуверенно, пока ей не показали видеозапись рассказа оставшегося в живых. Она, конечно, все отрицала, разговаривала резко, а на следующий день в окно моего кабинета с улицы кто-то выстрелил из ружья... Только через два года мы собрали достаточные доказательства виновности четверых соучастников убийства. С момента его совершения прошло девять лет! Преступники думали, что все им сойдет с рук, вели себя нагло, но не угадали. На всех вместе получили больше пятидесяти лет колонии.

- И часто на вас покушались?

- Как правило, с подозреваемыми у нас складываются доверительные отношения. Я просто делаю свою работу. И они чаще всего это понимают. Но несколько раз мне угрожали. Насильник, фигурант одного из моих первых в практике уголовных дел, заявил на суде: "Когда освобожусь, убью следователя и прокурора", а потом загадочно посмотрел еще и на судью и адвоката, как будто это они были виноваты в том, что он совершил преступление и ответил за него. Он уже вышел на свободу, где-то гуляет, наверное, исправился, передумал. Потом угрожал еще один разбойник, ему я сразу сказал: "Становись в очередь".

С подследственными, даже с отпетыми рецидивистами, нужно общаться как с обычными людьми, находить с ними общий язык. Бывает, что это сложно, но следует уметь себя сдерживать и оставаться профессионалом. В 2008 году мы раскрыли преступление, совершенное в 1998 году. К нему, как выяснилось, был причастен человек, который уже совершил девять убийств и отбывает за них пожизненное наказание в знаменитой колонии "Черный дельфин". Его привезли, чтобы он дал показания по делу об убийстве женщины, найденной с признаками удушения в лесополосе у Правобережного тракта. Она встретила его, когда собирала ягоды. Убийца предложил ей алкоголь, потом – интимную близость. Когда она отказалась, маньяк ее задушил. Насиловать не стал. Личность потерпевшей до сих пор не установлена. Ее труп с колготками на шее нашли проезжавшие мимо водители. Преступник ехал из Казахстана в Новосибирск, по дороге совершая многочисленные преступления, в том числе убийства.

- После таких жутких историй вы, наверное, за смертную казнь?

- Раньше был за, поддерживал позицию тех, кто считал: "пулю ему в затылок и нечего кормить за наш счет". Но после встречи и общения именно с этим серийным убийцей я кардинально изменил свою позицию. Он приехал на следственные действия в 2008 году, сидел уже десять лет, за это время ни разу не видел своего лица. Первый раз посмотрел в зеркало в нашем следственном изоляторе. У него был настоящий шок. В подобных колониях арестанты живут в строгих условиях, наказываются за малейшие с обывательской точки зрения проступки, к примеру, за то, что лег спать в неустановленное время или уснул с книгой в руках. Сейчас я за то, чтобы этот преступник жил в таких условиях и каждый день вспоминал о содеянном. Он говорит, что стал верующим, клянется, что изменился. Может, я и пожалел бы его. Но вспоминаю, что он задушил шнуром от утюга свою родную мать, и все становится на свои места.

ПРИВЕТ С ТОГО СВЕТА

По дороге в следственный отдел Сергей Ващеулов успокаивает: хороших людей больше, а среди убийц мало таких, кто тщательно планирует преступления. И большинство понимают, что наказание неотвратимо, и, совершив преступление, сами звонят в полицию.

В этот момент у Ващеулова зазвонил телефон. Сотрудница уголовного розыска сообщила хорошую новость: нашлась еще одна "потеряшка". Нина Николаевна пропала семь лет назад. В апреле 2004-го ушла из дома, и с тех пор ее никто не видел. Было возбуждено уголовное дело о ее убийстве, в 2009 году судебным решением она признана умершей. И вот в кабинете следователя женщина рассказывает, что уехала на такси в другой регион, устав от пьяных загулов и побоев мужа. Жила в небольшом населенном пункте, работала где придется: уборщицей в школе, лепщицей в пельменном цехе, торговала на рынке. В школу устроилась по чужим документам, а частники их и не спрашивали.

- Меня не убили, вот она я, - она смотрит на следователя, не понимая, какую заварила кашу. - Я сильно боялась мужа.

Нину Николаевну задержали, когда она решила прописаться в доме своей знакомой. В Новоалтайск доставили в тот же день. В 2004 году она оставила на отца пятерых детей, младшая дочь тогда училась в первом классе. Дети думают, что мамы давно уже нет в живых. И она при этом отказывается ехать к ним на встречу, боится встречи с мужем. С большим трудом следователи ее все-таки уговорили. Спустя семь лет еще одно дело будет закрыто.

…Тем, как прошел день, Сергей Ващеулов остался доволен, несмотря на то что работать пришлось в выходной. Найдено сразу два без вести пропавших человека. В противостоянии жизни и смерти – ничья…

Справка "АП"

Сергей Ващеулов приступил к работе следователя в 2003 году. В первое время совмещал работу в прокуратуре Новоалтайска с обучением в Алтайском государственном университете. В 2007-м перешел в Следственный комитет на должность старшего следователя. Сергей Сергеевич расследует уголовные дела, представляющие особую сложность. Он включен в постоянно действующую следственно-оперативную группу по раскрытию и расследованию преступлений, совершенных в условиях неочевидности, а также преступлений прошлых лет. Неоднократно награждался за безупречное исполнение своих служебных обязанностей, в 2010 году председателем Следственного комитета ему объявлена благодарность. Занесен на Доску почета следственного управления. В 2009 году признан одним из лучших следователей в крае.

Вадим Кулешов // Алтайская правда от 21.10.2011 № 326-328.



Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров