Елизавета Александрова-Зорина: Наша религия - потребление, наш храм - супермаркет

также в ассортименте: пивной патриотизм, маргинальный нацизм, гламурное православие

29 ноября 2011, 10:07, ИА Амител

Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться с размышлениями корреспондента " МК  " Елизаветы Александровой-Зориной, опубликованными в блоге.

Наша религия — потребление, наш храм — супермаркет

Похоже, наша национальная идея состоит в ее отсутствии.

Оборвав строительство вавилонской башни социализма, сменив улей на банку с пауками, мы пришли к единственно правильному выводу, что государство — это я, а национальная идея — мой выбор в супермаркете.

И действительно, в эпоху развитого эгоцентризма и всеобщего безразличия, которые атомизируют общество, каждый человек — не только национальная идея, но и центр мироздания. И каждый с готовностью согласится, что его жизнь уникальна, а особа священна, как королевская. И каждый проклянет те времена, в которых, как ему скажут, было не так.

"Ты заслуживаешь большего! Бери от жизни все!" — учит телеэкран. И молодые люди ослепляют бытовым лазером летчика, который ведет на посадку пассажирский лайнер.

Они не преступники и не уроды. Просто им не сказали, что, беря от жизни все, надо оставить и другим. А если оставить другим, откуда взять все? Вот они и материализуют, как могут, ту единственную национальную идею, которая объединяет бедных и богатых, победителей и неудачников, москвичей и провинциалов: "Потребляй и развлекайся!" Если позволяют средства, развлекаются в Куршевеле, а если нет — ищут острых ощущений на улице.

Человек эпохи фаст-фуда живет на полуфабрикатах: пищевых, культурных и мировоззренческих. Идеологию втискивают в слоган, упаковывают в видеоклип, сводя к шоу, наглядно демонстрируя, как младенцу или дикарю.

А как же те, кого не устраивает идеология потребления? И у них есть выбор: пивной патриотизм, маргинальный нацизм или гламурное православие. В эпоху глянца важно не "быть", а "казаться". Даже в глазах Бога.

Церковные иерархи, придерживаясь обрядов, воюют сегодня с теми, кто верует, не придерживаясь обрядов. "Крепостное право одобрено Священным Писанием и узаконено Богом", — проповедовали с амвонов в царской России. И сегодня Церковь призывает к смирению. С нищетой? Тотальной коррупцией? Разворовыванием национальных богатств? При этом, проповедуя доминантой терпимость, она проявляет такую нетерпимость по отношению к инакомыслящим! Кажется, православные озабочены больше не собственным спасением, а неверием соседа, будто его обращение гарантирует им пропуск в рай. Официозная вера, как униформа, делает людей неотличимыми. Но объединяет ли? Даже атеисты не верят не одинаково, а уж каждый верующий верит по-своему. И считает свое православие самым православным. И свысока смотрит на ближнего, будто ему одному заповедано царство небесное, будто батюшка в его приходе единственный познал Бога, протоптав дорогу к Нему. И неизвестно, что приносит большую сладость: грядущее спасение или ад, уготованный соотечественникам-атеистам.

После материального расслоения общества ничто сегодня не рождает столько злословия, осуждения, гордыни, ничто не разделяет так глубоко, как религия. Если бы не умиротворяющий сон вульгарного потребления, в России бы давно объявили неверующим крестовые походы. Но озабочены ли современные пастыри спасением паствы? Или ограничивают задачу спасением церковной иерархии? Являют ли они пример высокой нравственности? А жертвенности, как их Учитель?

В отсутствие патриотизма сегодня как под копирку создаются "общественные" патриотические движения, позволяющие держать руку на пульсе, как в свое время делал Гапон. Их протестные доктрины спускаются с кремлевских стен: это прежде "народный" значило "из народа", сегодня — "для народа". Оттого у оппозиции — скромное обаяние олигархии, а все теледебаты сводятся к одному: "Вы разграбили страну!" — "Нет, это вы ее разграбили!", чтобы не допустить и мысли о сообщничестве.

Официальные СМИ сплачивают народ, как клейкая лента мух. Россияне мыслят телеобразами, и политика давно превратилась в дурной сериал. Государственную идеологию формируют голливудские клише, а кремлевские имиджмейкеры лепят первых лиц государства по заветам Станиславского. Премьер примеряет образ из криминальных кинолент, президент — амплуа self-made-man’а, милого сердцу клерков и менеджеров. Жириновский — продукт комедийных шоу, а Зюганов — советских анекдотов. Их можно менять местами: Медведев будет петь "Интернационал", а Зюганов — мочить в сортире. К их новым образам быстро привыкнут, как к актерам, сменявшим в "Санта-Барбаре" прежних исполнителей.

Вместе с иллюзией сопричастности всему человечеству СМИ дают почувствовать собственную ничтожность. Обилие медийных лиц приводит к утрате своего. Представителям "элиты" неведомо стеснение, как римским матронам, обнажавшимся в присутствии рабов. Дозволяя прикоснуться к красивой жизни с той стороны экрана, "сливки" общества разрешают заглянуть через замочную скважину в барские покои. И, как масло с водой, не смешиваются с народом, плавая сгустками на поверхности. Сегодня не быть в телевизоре — значит быть выселенным за черту оседлости, и в этом смысле маргинальна вся нация, стоящая у последней грани, маргинален весь народ, пребывающий с краю, на обочине. В России господствует идеология неравенства, которая стоит на пути осознания себя одной нацией. "Уравниловка" — стоп-слово, которым пугают тех, кому нечего терять. А разве плохо уравнять их с абрамовичами?

Может, наша национальная идея связана с монархической? Может, стоит возродить Россию, которую мы потеряли? Недаром же вошли в моду белогвардейские песни, дореволюционные праздники и строительство барских усадеб. Но когда одни примеряют на себя дворянские одежды, другим остается холопский кафтан. Несколько лет назад один из российских министров, празднуя день рождения, нанял труппу актеров. Ряженные в крестьянские одежды, они били поклоны: "Барин приехал!". А на тарелках лежали пасхальные яйца с инициалами "барина".

"Собаки уникальны, кормите их достойно!" — сообщает рекламный щит. А под ним бомж роется в мусоре. Его выбор? Не сторож я брату своему? Может, это и есть национальная идея? По улице ходит "живая" реклама, стиснутая, как сэндвич, пластиковым листом. "Люби себя!" — улыбается с него кинозвезда. И это тоже национальная идея? В России четыре миллиона бездомных, а беспризорников — больше, чем после войны. О пенсионерах вспоминают перед выборами. О бомжах — никогда. Они же не голосуют. А кто не голосует, тот проиграл.

И День национального единства не приживается. Чем объединить олигархов и нищих, бомжей и топ-менеджеров? Пиром во время чумы? Жизнь во имя будущих поколений сегодня диагноз. К чему жить так, чтобы помнили другие? Надо жить, чтобы было что вспомнить!

А может, и национальная идея — это навязчивость? А здоровая одержимость — ипотека и автокредит? "Помилуй Бог, мы русские!" — говорил Суворов. "Не допусти, Господи, чтобы упал доллар", — молимся мы. Значит, нас объединяет Америка?

А зачем нам вообще отвлеченные идеи? Архетип нации? Понятие народа? Чтобы ими кормить вместо колбасы? Есть только одно право — частной собственности, есть только одна идея — эту собственность увеличивать.

Отгородившись высокими заборами и двойными дверьми, мы опустили миллионы "железных занавесов". И "холодная война" стала междоусобицей, в которой нет национальностей, нет идеологического противостояния, нет гражданской позиции. И нет победителей. Это война за место под солнцем, в которой всех объединяет одна идея: каждый за себя. И пока место национальной идеи занимает идея личного обогащения, никакой объединяющей концепции возникнуть не может. Прежде чем возводить храм, надо разбить золотого тельца.

Иначе русской национальной идеей так и останется: каждый за себя и все против всех.

Опросы на ИА "Амител":


Как Вы считаете, через год Вы (Ваша семья) будете жить лучше или хуже, чем сейчас?
значительно лучше, несколько лучше 119 чел.
так же, как и сейчас 140 чел.
значительно хуже, несколько хуже 246 чел.
затрудняюсь ответить 106 чел.
Всего проголосовало: 611 чел.
Ощущаете ли Вы приближение экономического кризиса?
да 174 чел.
нет 56 чел.
затрудняюсь ответить 17 чел.
Всего проголосовало: 247 чел.
Гордитесь ли вы своей страной?
да 117 чел.
нет 362 чел.
затрудняюсь с ответом 30 чел.
люблю страну, но ненавижу государство 601 чел.
Всего проголосовало: 1110 чел.

+++

Ссылки по теме:

Елизавета Александрова-Зорина: Вымирайте с миром! Лишь бы не было революции!
Елизавета Александрова-Зорина: Вымирайте с миром! Лишь бы не было революции! ...  
13.11.2011 http://www.amic.ru/news/165135/

Демократия и тоталитаризм (блог Елизаветы Александровой-Зориной)
Демократия и тоталитаризм (блог Елизаветы Александровой-Зориной) ... ... ознакомиться с размышлениями корреспондента "МК " Елизаветы Александровой-Зориной, опубликованными в блоге.- То, ...
02.11.2011 http://www.amic.ru/news/164301/



Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров