Рыбаки-любители обеспокоены сбросом воды на плотине реки Прослаухи

А где же рыба?

22 декабря 2011, 07:01, ИА Амител

"А где же рыба?", - на этот вопрос корреспонденты "Каменских известий " искали ответ в Прослаухинских омутах. Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться со статьей Надежды Спесивцевой на эту тему.

Серия публикаций в нашей газете под общим названием "Рыбное место" вызвала широкий общественный резонанс. Материалы, в основном, посвящались проблемам взаимоотношений между владельцем плотины на Корниловском пруду и рыбаками-любителями. По следам наших публикаций в Корнилово побывали съемочная группа Первого канала, корреспонденты "Комсомольской правды", а главное, проблемой Корниловского пруда занялась Каменская межрайонная прокуратура и дала правовую оценку ситуации. В результате владелец перестал чинить препятствия для рыбной ловли местным жителям и приезжим рыбакам. Рыбная тема потихоньку забылась.

В начале декабря ее подняли вновь. На этот раз жители с. Новоряки и п. Толстовский. Суть проблемы несколько иная. Рыбаки-любители обеспокоены сбросом воды на плотине реки Прослаухи. Они полагают, что в результате сброса много рыбы погибло. Оставшаяся не выживет зимой. Кроме того, погибнет и питательная среда для рыбы-личинки, различные жучки-паучки.

НА ПРОСЛАУХУ

Масштабы "катастрофы" мы решили увидеть собственными глазами — как говорится, "доверяй — но проверяй", потому и отправились на Прослауху. Для тех, кто не знает, где это, поясним — речушка протекает между Новоярками и Толстовским. Полноводностью она не отличается. Но, благодаря построенной здесь плотине, образуется достаточно большой водоем. Этот пруд является излюбленным местом для отдыха, купания, рыбной ловли не только новоярковцев и толстовцев, но и некоторых горожан.

Преодолев чуть более 30 км от Камня, редакционная иномарка съезжает на обочину. Дальнейший путь по полевой дороге вдоль берега ей не преодолеть. Данный факт подтверждают буксующие неподалеку от свертка в снегу "жигули". Знакомимся с одним из двух экстремалов, решивших на заднеприводном легковом автомобиле преодолеть уже хорошо засыпанную снегом дорогу. Он представляется — Владимир Затонских, житель Камня. Интересуемся, в чем причина, толкнувшая на рискованный шаг. Мужчина несколько смущенно поясняет: "Я рыбак-любитель с большим стажем. На Прослауху частенько летом с удочками приезжаю. А тут друзья позвонили, сказали, что воду сбросили и рыбу можно прямо лопатой грести, вот и поехали". Действительно, никаких рыболовецких снастей мы у рыбаков не увидели, кроме лопаты, надежно привязанной к багажнику.

Поелозив по снегу, "жигуленок" выскочил назад на асфальт. Не солоно хлебавши, рыбаки отправились восвояси. А мы, пересев в более проходимый автомобиль, любезно предоставленный нам одним из толстовских жителей, двинулись к цели. На месте бывшего водоема виднелись безводные берега. Ввиду того, что почва (тина) еще недостаточно промерзла, ступать на нее было небезопасно. От идеи продолбить лунки и попытаться обнаружить рыбу пришлось отказаться. Зато само гидросооружение и все то, что находится по другую сторону плотины, исследовали дотошно. Но ни одной живой рыбки нам обнаружить не удалось. Брошенная на плотине сеть была набита раками. Кто и почему бросил снасти — непонятно. Внизу за плотиной с целью вылова рыбы установлено и не убрано заграждение из сетки. Сетка забита замерзшей рыбой. Взламываем пока еще тонкий лед, образовавшийся в углублениях, рыба всплывает, но мертвая, как крупная, так и мальки. Катастрофой, конечно, увиденное назвать нельзя, но картина малоприятная. Теперь предстоит выяснить причины случившегося.

ХОЗЯИН — НЕ ВСЕГДА БАРИН

Как известно, плотину на р. Прослаухе выкупила новосибирская предпринимательница Екатерина Большакова. Весной в беседе с корреспондентом "Каменских известий" она поделилась планами своей деятельности. Во-первых, это промышленное рыборазведение в водоеме, во-вторых, обустройство зоны отдыха. Екатерина Тимофеевна тогда сказала, что с местными жителями она контакт найдет. Запрета на любительскую рыбалку не будет. И действительно, летом любой мог посидеть с удочкой на берегу пруда, никаких ограничений не было. Выйдя с нами на связь, Екатерина Тимофеевна сказала следующее: "Плотина нами выкуплена. Земля под плотиной и вокруг водоема оформлена в частную собственность.

Документы на использование водоема для рыборазведения тоже оформлены. Летом мы произвели зарыбление пруда — запустили пять видов рыбы и раков. Все проходило под наблюдением компетентной комиссии с соблюдением всех требований. Осенью должны были провести промышленный вылов рыбы. Но, оказалось, что выросли не все виды. Толстолобик достиг товарных размеров, а вот карп нет. Было принято решение — оставить рыбу зимовать в водоеме. Но по предписанию Гостехнадзора и МЧС необходимо было сделать сброс воды до определенного уровня. Сброс необходим и нам, чтобы частично убрать природного карася и увеличить массу промысловых видов. При сбросе, действительно, много карася "вылетело". Я предложила главе Новоярковского сельсовета Елене Петровой раздать рыбу населению. Елена Ивановна порекомендовала фермера из п. Толстовского Евгения Отечко. Он под расписку забрал карася на корм домашним животным и птице. Оставшаяся рыба легла на дно. Нужный объем воды в пруду остался. Надеюсь, что рыба благополучно перезимует. Еще хочу сказать, что мы не отказываемся от обустройства зоны отдыха. Кроме этого, планируем построить на берегу цех по переработке природного карася в рыбную муку, это ценная кормовая добавка. Будем заниматься птицеводством. Все это позволит создать немало рабочих мест для местного населения. Что касается водосброса, мы не могли не выполнить предписание. Рыбы на реализацию нам выловить не удалось. От недостатка кислорода часть рыбы погибла, как природного карася, так и промысловых видов. Но, как говорится, на ошибках учатся. На следующий год надеемся компенсировать нынешние убытки".

НЕРЫБНОЕ МЕСТО?

Пытаясь больше узнать о Прослаухинской плотине, мы связались с Валерием Шмелевым и Алексеем Жолтиковым. Один был руководителем строительной организации, возводившей данное гидросооружение. Другой руководителем хозяйства, на балансе которого оно стояло и которое использовало воду для нужд сельхозпроизводства.

Валерий Иванович пояснил, что плотину строила ПМК-2 треста "Каменьводстрой". Возводилась она для орошения земель и социальных нужд. В декабре 1981 года строительство завершилось, а в апреле 1982 года подготовленную чашу заполнили паводковые воды. Полный проектный объем воды-1 млн. 570 тыс. м3. При нормальном уровне воды площадь зеркала — 48,5 гектара. Вид регулирования стока — сезонный. Как отметил Валерий Иванович, данный водоем предназначался для орошения, а никак не для рыборазведения. Но рыбу разводить здесь можно, после проведения определенных мероприятий.

Алексей Жолтиков сказал следующее: "Плотина стояла на балансе колхоза "Россия". В Новоярках было 2 поливных участка и в Толстовском участок. В результате орошалось около 500 га земель, на которых возделывались многолетние травы. Мы рыбу тоже пытались разводить. Вылавливали, за копейки продавали колхозникам. Сброс воды делали раз в 2 года. Когда воду сбрасывали, во второй половине зимы делали лунки, перекачивали воду при помощи пожарной помпы, чтобы обеспечить кислородом рыбу, но ее все равно много гибло. В конце 80-х, когда тяжело стало колхозу содержать гидросооружение, его передали на баланс "Алтаймелиоводхоза".

ПРЕДПИСАНИЕ И МНЕНИЕ УЧЕНЫХ

В октябре 2011 года межведомственной группой было проведено обследование гидросооружения на р. Прослауха. В состав комиссии входили госинспектор по надзору за гидротехническими сооружениями (ГТС), специалист-эксперт по охране водных ресурсов по Алтайскому краю, начальник отдела ГО и ЧС администрации Каменского района. Комиссия при оценке проявления возможных аварий, разрушений ГТС подтвердила, что при прорыве плотины может произойти переполнение и разрушение пруда в с. Корнилово, который находится ниже по течению р. Прослауха, что, в свою очередь, приведет к подтоплению жилья. В акте комиссии указаны неисправности и целый перечень работ, которые необходимо провести на ГТС, чтобы избежать негативных последствий. Понятное дело, работы невозможно будет провести, если не сбросить воду.

А как же рыба и питательная среда? Мы связались по телефону со специалистами института охраны водных ресурсов, что находится в Барнауле. Там ситуацию прокомментировали следующим образом: "Не стоит беспокоиться по поводу гибели питательной среды. В подобных водоемах питательная среда от 60 до 100% состоит из личинок комаров. За лето она будет восполнена. В сбросе воды даже есть положительный аспект. Верхний слой дна проморозится. Илы превратятся в более комфортную форму для обитания простейших организмов". Интересно, согласится ли оставшаяся в Прослаухе на зимовку рыба со всеми изложенными доводами?



Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров