ГИБДД: уровень аварийности на российских трассах по-прежнему высок

27 декабря 2011, 16:23, ИА Амител

Уровень аварийности на российских трассах по-прежнему высок, ежедневно жертвами ДТП становятся десятки человек, сотни получают ранения. В Госавтоинспекции уверены, что решить проблему можно только повышением уровня культуры водителей. Следовательно, нужно делать ставку на воспитание с малых лет нового поколения законопослушных участников дорожного движения.

О работе Госавтоинспекции в этом направлении и мерах, принимаемых для снижения числа аварий с участием детей и подростков, рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту РИА Новости Светлане Аликиной начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, генерал-майор полиции Виктор Нилов.

- Виктор Иванович, о проблеме детского дорожно-транспортного травматизма говорят не первый год, и Госавтоинспекция всегда уделяла этому направлению работы особое внимание. Как Вы оцениваете ситуацию сегодня?

- Проблема детского дорожно-транспортного травматизма для нас всегда является приоритетной. Поэтому работа в этом направлении проводится комплексно. Так, ежегодно мы проводим комплексные мероприятия "Внимание - дети!", направленные на предотвращение аварий с участием несовершеннолетних. В рамках профилактических мероприятий тщательно проверяется организация дорожного движения около школ и детских садов, выясняется, что, например, где-то светофор неисправен – значит, нужно починить, а где-то "лежачего полицейского" не хватает – значит, необходимо быстро оборудовать.

Кроме того, в рамках мероприятия наши инспекторы по пропаганде проводят совместно с классными руководителями уроки безопасности в школах, напоминают ребятам Правила дорожного движения, а после теории отрабатывают полученные знания в ходе практических занятий.

Но большая ответственность лежит и на родителях, ведь именно их первостепенная задача - обучить ребенка правилам безопасного поведения на дороге, отработать с ним маршрут от дома до школы, научить, как правильно вести себя в сложной дорожной ситуации. К сожалению, ряд родителей не только забывают об этой обязанности, но и сами нередко подают детям дурной пример, например, перебегают дорогу вне пешеходного перехода, да еще и на "красный". Смотришь порой на таких родителей и невольно задаешься вопросом: понимают ли они, что сейчас сделали? Ведь, фактически, они поставили под угрозу жизнь своего ребенка. Ведь дети, особенно маленькие, очень любят все точно повторять за взрослыми. И в следующий раз ребенок так же побежит через дорогу, не обращая внимания на машины – ведь маме можно так делать, значит, и я могу повторить. Не буду рассказывать, чем заканчиваются такие пробежки.

Поэтому обращаюсь к родителям: будьте внимательны на дороге, соблюдайте правила. Помните, именно вы должны быть образцом поведения для вашего ребенка.

Также, возвращаясь к операции "Внимание - дети!", отмечу, что в рамках ее проведения нами проводится большая работа на автотранспортных предприятиях, которые занимаются детскими перевозками. Тщательно проверяется техническое состояние школьных автобусов, проводится дополнительный инструктаж с водителями.

Если говорить о результатах операции, то они, безусловно, есть, и результаты положительные. Как правило, число аварий с участием детей и подростков в этот период снижается. Но такая работа не должна быть разовой акцией и вестись преимущественно силами Госавтоинспекции. В ходе операции мы привлекаем внимание к ряду проблем, выносим предписания, есть случаи, когда при выявлении грубых нарушений обращаемся в прокуратуру и в другие правоохранительные органы.

Но забота о детях, их жизни и здоровье – это первостепенная задача государства, поэтому в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма должны быть максимально задействованы все заинтересованные министерства и ведомства, а в школах эту работу нужно вывести в число приоритетных. При таком подходе, уверен, аварий с участием маленьких пассажиров и пешеходов станет на порядок меньше.

- Дети какого возраста чаще всего гибнут в ДТП?

- По статистике, в возрасте от 7 до 14 лет. И причина, как показывает проведенный нами анализ, вовсе не в том, что дети не знают правила. Знают, но, к сожалению, только в теории. А на дороге ребенок теряется, не может собраться и в итоге ведет себя просто неадекватно ситуации.

Теория - это хорошо, но все-таки основы ПДД нужно с ребятами обязательно отрабатывать на практике. Поэтому Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах" предполагает строительство детских автогородков и площадок, занимаясь на которых ребята смогут закрепить полученные теоретические знания, наработать необходимую моторику.

Я считаю, что каждое ДТП с участием ребенка должно подробно анализироваться и тщательно разбираться. Наша задача – сразу выявить и ликвидировать причины, которые способствовали его совершению, принять меры для недопущения повторения ситуации.

Акцентирую еще один момент, о котором часто забывают. Необходимо должным образом обустроить территории возле школы, ведь это зона повышенного внимания. Светофоры, дорожная разметка, автобусная остановка должны располагаться правильно, так, как ребенка учили в теории. Тогда ему гораздо легче ориентироваться, а если он видит нестыковки, то сразу теряется. Не должно быть разницы между декларируемым и существующим, в противном случае ситуация будет только усугубляться.

Если говорить об обучении детей основам безопасного поведения на дороге, то не стоит рассчитывать, что одной-двух лекций в школе и дома достаточно, обучение должно быть постоянным.

- Во многих школах действуют отряды юных инспекторов движения. Они помогают в обучении детей безопасному поведению на дороге?

- Действительно, отряды работают, и весьма успешно. Их в общей сложности по стране насчитывается более 20 тысяч, а численность обучающихся в них школьников - около 300 тысяч. Занимаясь в них, ребята с юных лет учатся быть законопослушными участниками дорожного движения, уважать и водителей, и пешеходов. Полученными знаниями они делятся и со своими сверстниками, регулярно выступают перед ними, рассказывая о том, как важно быть внимательным на дороге и соблюдать правила.

А в целом я считаю, что обучать детей ПДД нужно с самого маленького возраста, ведь тогда они автоматически будут соблюдать правила, а это очень важно. У них даже мысли не возникнет, что можно, например, перейти дорогу на запрещающий сигнал светофора, проигнорировать "зебру" или подземный переход. И тогда мы сможем реализовать на практике очень важную задачу – мы год за годом будем поступательно растить законопослушного участника дорожного движения. И став через много лет водителем, он также будет внимателен на дороге, вежлив по отношению к другим водителям и пешеходам. Это новый менталитет участников дорожного движения, ведь основы законопослушного поведения на дороге лучше закладывать с малых лет, чем потом пытаться перестроить психологию уже сложившегося человека. Это намного труднее, и без карательных мер здесь не обойтись, но, к сожалению, они не всегда приносят нужный результат. И водитель, привыкший нарушать, нарушает вновь.

По вине таких водителей каждый день и гибнут люди. Ведь по статистике более 80 процентов ДТП происходит по вине водителей, которые грубо, а иногда и преднамеренно нарушают правила. Так, за 11 месяцев 2011 года из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств произошло 155 448 ДТП, в которых погибли 21 268 человек и получили ранения 205 625 участников дорожного движения.

Еще один пример. Мы много говорим о необходимости перевозить детей только в автокреслах, которые, согласно многочисленным исследованиям, проведенным как в нашей стране, так и за рубежом, в разы снижают тяжесть последствий при ДТП. Так вот сегодня мы стараемся сделать так, чтобы ребенок сам попросил автокресло у родителей, не игрушку, а именно автокресло, так как все ребята могут безопасно ездить в машине только в нем.

- Действительно, большинство погибших на дорогах детей - пассажиры. Понятно, что виноваты взрослые. Что делать?

- Давайте вновь обратимся к статистике. За 11 месяцев 2011 года на дорогах погибли 885 детей, из них – 288 были пешеходами и 503 пассажирами. Конечно, практически во всех авариях виноваты родители – нарушили, не досмотрели, не научили. Так что причины ясны. Но что касается детей-пассажиров, то почему-то очень часто родители, даже не имеющие материальных проблем, игнорируют детские кресла и ремни безопасности, когда речь идет о маленьких пассажирах. Почему? Сложно ответить на этот вопрос. Кому-то банально некогда съездить за креслом, кто-то ошибочно продолжает считать, что безопаснее всего в машине ребенку на руках у матери, забывая, что при ударе в данной ситуации именно ребенок пострадает больше всех.

Поэтому мы и решили воздействовать через детей и сделать в их глазах детское кресло популярным аксессуаром. Знаете, ведь у детей тоже есть мода на какие-то новые игрушки, телефоны, так пусть станет модным ездить в автокресле. Пусть сами дети просят родителей купить им автокресло. Ведь от этого приобретения выиграют все.

1 ноября в России стартовала масштабная социальная кампания "Автокресло – детям!". В ходе кампании в 10 российских городах уже прошли приключенческие квесты "Сокровища Кресландии", в которых приняли участие несколько сотен взрослых и детей. Они увлеченно разгадывали предложенные организаторами загадки и отвечали на сложные вопросы по теме безопасности дорожного движения. В рамках акции прошли и еще проходит ряд мероприятий, и уверен, они принесут результат, и родители осознают насколько важной покупкой является автокресло.

И еще. В преддверии кампании "Автокресло – детям!" по нашему заказу ВЦИОМ провел соцопрос, в ходе которого выяснилось, что, к сожалению, большинство россиян не осознают в полной мере опасность транспорта для детей, поэтому игнорирует такие дополнительные средства защиты в автомобиле, как автокресла и ремни безопасности. Однако на фоне этого, порядка 84-86% респондентов прекрасно знают, что перевозка детей без использования детского удерживающего устройства является нарушением ПДД. К сожалению, лишь 2,4% россиян считают это грубым и опасным правонарушением и всего 47% родителей детей до 12 лет имеют автокресла в машинах. У 44% родителей их нет, а покупать не планируют.

Цифры, прямо скажу, неутешительные, но мы стараемся поменять ситуацию в лучшую сторону.

- Виктор Иванович, Вы отдельно отметили проверки школьных автобусов. К сожалению, они также часто попадают в ДТП, иногда и из-за низкой квалификации водителей.

- Школьные автобусы – это отдельная серьезная тема, к ним до сих пор остается много вопросов. Кто контролирует техническое состояние? Как водитель готовится в рейс, кто проводит его медосвидетельствование? Отдельный вопрос – квалификация водителей, ведь сегодня нет специальных требований именно к водителям школьных автобусов. А они обязательно должны быть.

Безусловно, перевозками детей должны заниматься водители со стажем, которые не задерживались за правонарушения на дороге, не злоупотребляют спиртным, ответственные, аккуратные. Они должны регулярно проходить переподготовку, повышать свое водительское мастерство, например, на курсах экстремального вождения. Ведь водитель детского автобуса должен быть заранее готов к сложной ситуации на дороге, знать, как ее избежать, а все эти действия должны быть отработаны на практике заранее.

Разработка требований к водителям школьных автобусов – не наша компетенция, но мы со своей стороны уже подготовили рекомендации по данному вопросу и направили их для принятия соответствующего решения в Минтранс. Хочется надеяться, что нас услышат, ведь пробелов в схеме обеспечения детской безопасности быть не должно.

Еще один важный момент – обустройство дорожной сети. Вроде бы всем понятно, что на пути школьного автобуса дорога должна быть освещенной, с разметкой, но, к сожалению, на практике это не всегда так. А это также одна из важных составляющих этой проблемы.

Кроме того, все школьные автобусы, на наш взгляд, должны в обязательном порядке оборудоваться системами позиционирования на базе ГЛОНАСС. Это позволит отслеживать его движение по маршруту, быстро реагировать в случае внеплановой остановки.

Также не лишним будет и установка алкозамков. В это с трудом верится, но есть факты, когда водители школьных автобусов садятся за руль "под градусом", ведь их предрейсовое освидетельствование есть не во всех регионах.

РИА Новости



Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров