Люди, орки, бабы: на сайте afisha.amic.ru опубликована рецензия на новый роман Виктора Пелевина

30 декабря 2011, 06:28, ИА Амител

На сайте afisha.amic.ru  опубликована рецензия на новый роман Виктора Пелевина, - предлагаем читателям ИА "Амител" с ней ознакомиться:новый роман Виктора Пелевина

Каждый раз, когда доводится знакомиться с новым романом Пелевина, испытываешь, как говорится, двойственные чувства. С одной стороны, столкновение со значимым, весомым высказыванием, плодами трудов серьезной личности – это всегда, как минимум, приятный опыт. Но все художественные высказывания этого человека настолько похожи друг на друга, что начинаешь понимать, что их весомость – сама по себе есть объект коммерции, успешно продается и потребляется всякий раз именно она. Каламбуры, порой смешные, а иногда высосанные из пальца, желчные намеки на современность, пинки гуманитариям всех мастей и расцветок, конспирология, замешанная на виртуальности, роль медиабизнеса в формировании картины мира – присутствует все, чем славится фирма "Пелевин", и нет того, чего бы она еще не предлагала. Обладателю статуса мэтра №1 не по чину пытаться поразить паству чем-то новым. Горячий привет Борису Гребенщикову.    

   Роман "S.N.U.F.F." - такая антиутопия. Существуют два мира: Уркаина или Уркаинский Уркаганат, в котором живут орки (подозрительно похожие на русских, увиденных взглядом, полным сарказма и шизофрении), и Бизантиум, где живут люди (а это типа западный мир, он и называется сокращенно "Биг Биз", то есть "большой бизнес"). В Уркаганате всё ужасно, в Бизантиуме все как бы и хорошо, но безжизненно, целлулоидно и в моде секс с высокотехнологичными искусственными женщинами – сурами. С такой живет один из главных героев книги, и она-то и заваривает всю кашу. 

   Сама идея искусственной дамы навевает, разумеется, плебейские мысли о мужском одиночестве 49-летнего автора, но мы не знаем о его жизни ровным счетом ничего – нельзя ведь полностью исключать вариант, что он давно и счастливо женат, ну или хотя бы живет в гражданском браке. Зато прочитывается другой намек: вы там, дорогие иноземцы, со своей политкорректностью и правами человека скоро только с кибернетическими куклами жить и будете. От безалгокольной свадьбы, так сказать, к непорочному зачатию. Авторская аннотация романа звучит так: "роман о глубочайших тайнах женского сердца и высших секретах летного мастерства". Ну да, знаем мы эти глубочайшие тайны: Мюс кидает Степу (ДПП (НН), оборотни расстаются ("Священная книга оборотня"), принцесса оказывается сконструированной из подручных материалов ("Принц госсплана", и да, это про другое), Татарский спит с тысячедолларовыми проститутками, и возможность обрести счастье с Анкой у Петра Пустоты появляется только во Внутренней Монголии, не в этом мире, не на нашей недоделанной планете. Со времен "Чапаева и Пустоты" ничего не изменилось, все бабы, высокотехнологичные ли или из орков, по-прежнему суки. У некоторых из них и функция такая есть – "сучесть". 

   Форма "легкой литературы", в которую залито не изменяющееся содержание, как минимум, сильно упрощает восприятие – несмотря на серьезный объем, читается книга легко и быстро. Но дело в том, что все, что из раза в раз говорит Пелевин не только однообразно, но еще и крайне неутешительно, местами, прямо скажем, депрессивно. Жить в мирах, созданных Пелевиным, неуютно, страшно, свинцовая безысходность окутывает все. Давний сетевой приятель, московский поэт Игорь Караулов недавно высказался в фейсбуке так: "я хотел бы видеть Россию, в которой ничего не происходит по Пелевину". Я бы добавил – я хочу жить жизнью, как можно более далекой от пелевинской философии, и не похожей на его книги. Пусть даже в этой реальности альтернативы всему, что говорит Пелевин, нет, и не предвидится. 

Алексей Аксаков, журналист

обсудить рецензию можно здесь: http://afisha.amic.ru/news/393/

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров