Какие ветры в Барнауле тому назад два века дули…

29 декабря 2011, 17:39, ИА Амител

Мало кто знает, что история метеонаблюдений началась в Барнауле 180 лет назад, а накануне Нового года начальник краевого Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Александр ЛЮЦИГЕР сообщил "Вечернему Барнаулу " новые факты, меняющие наши представления об истории.

"Я даже представить не мог, что сенсацию найду буквально у себя под носом", - признается Александр Оскарович и просит меня выглянуть в окно. Понимаю, что так белые пятна истории не обнаружить, но все же разглядываю давно знакомый городской пейзаж. Историческое здание Барнаульской метеорологической обсерватории с адресом: улица Анатолия, 136, построенное в 1837 году на каменном фундаменте и невысокой искусственной горке, и сегодня на фоне неказистых домишек старой застройки выглядит барином в возрасте. Но не здесь 180 лет назад началась история метеонаблюдений в Барнауле, как считалось ранее, а в доме неподалеку, построенном семью годами раньше, в 1830 году. Он - старейший из сохранившихся в Барнауле деревянных строений. Часть его крыши, собственно, и видна из окон служебных кабинетов современного здания Алтайского краевого центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (улица Анатолия, 136б). Сейчас это жилой дом с адресом: улица Анатолия, 136а, и один из жильцов, заявил, что понятия не имеет об исторической его ценности, хотя и предполагал что-то в этом роде.

Александр Оскарович, скрупулезно собирая из разных источников фотодокументы, карты, факты, в конце концов подготовил на их основе презентацию для доклада на конференции "Сохранение и изучение культурного наследия Алтая", которая проходила при активном участии НПЦ "Наследие". Он искренне полагал, что судьба самого старого в Барнауле деревянного дома, и уже по одному этому признаку - исторического памятника, не может не заинтересовать ученых. Но после представления уникальных данных ему оставалось констатировать: - тема особого интереса не вызвала. Ни историчес- кого, ни чиновничьего, ни архитектурного. И если здание на улица Анатолия, 136, в реестре исторических памятников значится, то дом, с которого, собственно, началась история метеонаблюдений в Барнауле, - нет. Он вообще не фигурирует нигде и никак, никто не занимался им никогда. Но он стоит вопреки времени, а Барнаул не знает, каким обладает сокровищем.

Начало XIX века. Время, когда техническая мысль все чаще находила прикладное применение. Именно тогда ученые-исследователи Александр Гумбольдт, Адольф Купфер и Франсуа Араго одновременно пришли к выводу о неравномерности магнетизма Земли в разных точках планеты. Дабы подтвердить гипотезу, они приступили к программе параллельных наблюдений, значимых для науки того времени, в университетах Германии, России и Франции. В 1829 году Гумбольдт во время сибирской экспедиции в качестве ученого и знатока горного дела встречался в Барнауле с томским губернатором Петром Фроловым, побывал на сереброплавильном заводе, пообщался с горными инженерами. Вернувшись в Санкт-Петербург, он представил в Академии наук доклад о необходимости создания сети пунктов наблюдений за геофизическими процессами на необъятных просторах России: ни одна другая страна не обладала территориями, позволяющими получать такую пространственную информацию. В рамках этого проекта Купфер стал строить первую магнитную обсерваторию на Заячьем острове в Санкт-Петербурге, вторую - в Барнауле, без единого гвоздя, чтобы избежать сторонних магнитных возмущений. Согласно сохранившегося плана застройки города, обсерватория размещалась на пересечении 1-го Прудского переулка с Сузунской и Павловской улицами. Простейшие магнитные наблюдения на ней начали проводиться в 1831 году. Годом позже появились подобные обсерватории на рудниках Нерчинска, Екатеринбурга, Колывани и Златоуста. Их не зря привязывали к горным заводам: наблюдать за колебаниями магнитной стрелки поручалось грамотным горным инженерам, коих в стране было очень мало. Простейшие магнитные наблюдения и принято считать точкой отсчета отечественной метеорологии.

В 1834 году по указу императора на базе магнитных обсерваторий создаются магнитно-метеорологические, начинается эра комплексных наблюдений. Начальник штаба корпуса горных инженеров, человек высочайшей эрудиции и сподвижник Купфера Константин Владимирович Чевкин во время своей инспекции в Барнауле (1836 год) счел тесное здание магнитной обсерватории непригодным для решения глобальной задачи. По его распоряжению второе здание Барнаульской магнитно-метеорологической обсерватории строят с каменным фундаментом на насыпном песчаном холме по расчетам инженеров и архитекторов. Сохранилась опись специально выписанных из Европы приборов, доставленных в 1837 году, поручиком Иваницким. А теперь внимание! На фотографии, датированной 1899 годом, мы видим уже оба здания, левое построено в 1837 году, а правое – в 1830-м. Сюда и везли заграничные приборы. Как - это уже отдельная история. Зеркала, с помощью которых определялись колебания магнитуд, разбили, пока везли в Барнаул через Питер и Екатеринбург по бездорожью. Их пришлось заказывать второй раз и отправлять оказией с горным офицером, который возьми да и зависни в Екатеринбурге. История не сохранила для нас ни имени офицера, ни переживаний инженеров обсерватории, дожидавшихся зеркал. Они прибыли в Барнаул за неделю до приезда идеолога проекта Купфера - Адольф Яковлевич приезжал в наш город, чтобы помочь с монтажом оборудования. Как бы то ни было, 1 января 1838 года в нашем городе начались комплексные метеонаблюдения, а в 1841-м, спустя 10 лет после открытия первой магнитной обсерватории, Барнаул уже работал по международным стандартам. Путаницы нет, когда разные авторы в публикациях называют наблюдения то магнитными, то геомагнитными, то магнитно-метеорологическими - речь идет об одном комплексе.

Снимок сделан в 1889 году доктором Германом Абельсоном, инспектором Барнаульской обсерватории. По словам Александра Оскаровича, фотодокумент бесценный. На нем запечатлены оба ее здания: и магнитный павильон, и метеостанция с тем самым каменным фундаментом, песчаным холмом и конюшней, описанной в поздних актах приема и передачи имущества. Такой была обсерватория 112 лет тому назад. На фото 1914 года мы уже видим пристройку с наблюдательной вышкой, на снимке конца 1960-х годов - радиолокатор, так как в 1962 году вышку сменил радиолокационный комплекс. В 1964 году площадку наблюдений перенесли за город, и тут метеорологическая тема снова резко меняется, как погода в Сибири. Предположения горожан о том, что прогнозы, озвучиваемые по ТВ симпатичными ведущими, мягко говоря, не вполне сбываются, подтверждает сегодня и главный метеоролог края:

- Увы, это так. Научный городок, где расположена сейчас метеостанция, для города - не показатель. Разница в температурах, ветрах и осадках объективна и существенна, поэтому прогноз погоды - это в том числе и анализ ситуации в Научном городке, не характерной для Барнаула. Других наблюдений у нас просто нет. Год назад своими силами мы смонтировали на площадке на улице Анатолия дистанционную метеостанцию, есть у нас оборудование поста, но нет возможности оплатить работу наблюдателей. Если вопрос решится положительно, самое старое деревянное здание Барнаула получит необходимый ему статус исторического памятника, а мы с вами станем получать более достоверную информацию о погоде в городе.

Из воспоминаний метеорологов

Казусом 30 последних лет метеонаблюдений специалисты называют экстремальные ситуации, которые складывались два года подряд. Так, новогодняя ночь с 2000-го на 2001 год выдалась самой холодной за последний период наблюдений – температура опускалась до минимума в 37,5 градуса. Уже следующий Новый год мы встречали при плюсовой температуре – ночь с 2001-го на 2002 год выдалась самой теплой, и только под утро похолодало до минус 1 градуса. Многие наши земляки помнят, что утром 1 января 2002 года пошел дождь со снегом.

Факт, что…

"Передаем сигналы точного времени…". Сколько рук тянется к часам, сколько глаз смотрит на "мордочки" мобильников, когда по "Маяку" мы слышим эту кодовую фразу… А как определяли время в XIX веке, когда и радио-то никакого не было? Оказывается, за ходом времени тоже следили в магнитнометеорологической обсерватории, по астрономическим таблицам, светилу и звездам. Именно поэтому ее и назвали обсерваторией. По обсерваторским хронометрам выставлялось время в учреждениях, в домах и на карманных часах барнаульцев.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров