"Вечерний Барнаул": вспомним советские столовые, блинные, пельменные, пирожковые

28 января 2012, 11:38, ИА Амител

"Кто не вытирал жирных пальцев о тетрадные листы из-за отсутствия салфеток в обеденном зале? Кто не мучился животом от внезапного эффекта после съеденных на голодный желудок чебуреков, купленных на привокзальном базаре, кто не едал пельменей, начиненных колбасным фаршем вместо мяса, блинчиков, заведенных на воде и по вкусу напоминающих больше газету, чем произведение кулинарного искусства, засохших вчерашних булочек, супов со случайно оказавшимися в них соломенными лентами, которые использовали для перекладки фруктов и овощей, тому не понять тоски по советскому общепиту. А эти оптимистичные лозунги в столовых "Яйцами в соль не макать!" или "Ешь морковку, лук и хрен, будешь как Софи Лорен!". Кстати, второй лозунг висел в столовой школы № 80", - об этом пишет корреспондент "Вечернего Барнаула" Татьяна Кочетыгова. Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться с ее статьей.

Да, когда мы были юными, казалось, желудок мог переварить даже гвоздь! На смену воспоминаниям пришел хронический гастрит и желание есть только домашнюю пищу без риска для здоровья. Хотя время от времени ностальгия по ушедшим временам дает о себе знать.

Недавно я столкнулась с кипой документов, инструкций, постановлений Министерства торговли, которое, оказывается, боролось с тем, что я только что перечислила, но какими-то своими уникально-нелепыми способами.

Ни для кого не секрет – чтобы попасть в советские столовые, кафе или рестораны, нужно было отстоять очередь, иногда она начиналась у входа (не было мест), а продолжалась в гардеробе, у кассы. В ресторанах и кафе посетители бесконечно долго ждали официанта.

Как с этим бороться? Рецепт, на первый взгляд, прост: построить столько кафе и ресторанов, чтобы всем мест хватило. Но Министерство торговли простых путей не искало.

В 1970-е годы выходит директива следующего содержания: "Для выявления сверхнормативных потерь времени на ожидание в очереди комиссия должна проводить хронометраж (не менее трех замеров!) затрат времени на получение блюд и расчет и отдельно на ожидание очереди. Затраты времени на получение блюд и расчет при самообслуживании должны составлять не более 5 минут, на ожидание в очереди – 10 минут". Как говорится, без комментариев.

В то время ресторан был отдушиной для советского человека, где он мог послушать модную музыку или, того пуще, блатную. Это сильно не нравилось Министерству торговли и шло вразрез с последними решениями очередного съезда КПСС. Разумеется, Министерство торговли и партия вели с этим неустанную борьбу.

Один из документов гласит: "В программах ансамблей, дискотек мало произведений высокого гражданского звучания, советской песенной классики…".

Представляю себе лица посетителей, когда они вместо Пугачёвой услышали бы "Не думай о секундах свысока…" или "Если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет…".

В ресторанах того времени музыканты, несмотря на многочисленные инструкции и проработки на собраниях коллектива, особой пунктуальностью и трезвостью не отличались. Это всегда была особая каста творческих людей, тянувшихся к западным стандартам жизни.

Вот какой циркуляр по поводу их вопиющего поведения составило Министерство торговли: "Артистами ряда музыкальных коллективов нарушаются правила внутреннего распорядка, а также режим работы и утвержденный репертуар, практикуется исполнение номеров по индивидуальным заказам посетителей за денежное вознаграждение (!)".

Кто хоть раз в жизни не покупал себе чего-нибудь по блату? Туфли фирмы "Цебо", финские платья, японские куртки-дутыши, наконец, мандарины к Новому году. Это ж у каждого советского человека была выработана целая система связей с нужными людьми из магазинов, с баз, барахолок, да такая, что даже в ОБХСС вычислить не додумаются.

Чтобы купить импортные туфли на выпускной – через знакомых доставали талоны в салон для новобрачных, чтобы заполучить модное золотое колечко-"поцелуйчик" - заводили знакомство с продавцами магазина "Сувенир", чтобы раздобыть майонез "Весенний" или мандарины – приплачивали сверху, и так далее. Если ты попал в Москву, то успей первым к фарцовщику сапогами английского производства, который, воровато оглядываясь, на углу ЦУМа рекламирует товар. Вот когда зародилась предпринимательская жилка в советском человеке.

Оказывается, дефицит создавался искусственно и, более того, намеренно.

Из постановления Министерства торговли 1981 года: "Накопление дефицитных товаров должно производиться на оптовых базах и складах… для сезонной торговли, продажи на иностранную валюту и чеки "Внешпосылторг", в магазинах-салонах для новобрачных, молодых матерей, выдачи выигрышей по денежно-вещевым лотереям, для национальных магазинов других стран, для поощрения передовиков производств, выездной торговли и т. п. Руководители предприятий, виновные в нарушении лимитов реализации дефицитных товаров (в том числе путем их припрятывания!), привлекаются к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности".

Министерство торговли на достигнутом останавливаться не захотело и пошло дальше, создав сеть валютных магазинов для иностранных граждан.

По кредитной карте, по чекам или за валюту в специализированных магазинах граждане могли приобрести любой дефицитный товар.

Как вы помните, именно в 1980-е годы начались валютные махинации: чеки меняли на черном рынке на советские рубли.

Партия и правительство боролись время от времени с народным пьянством, и снова нетрадиционным способом.

В одном из министерских циркуляров значится: "В соответствии с постановлением Совета Министров СССР принять меры по перепрофилированию предприятий общественного питания, в которых прекращена реализация водки и других спиртных напитков. Расширить сеть специализированных предприятий: пончиковых, пирожковых, блинных, чайных и пельменных". Итак, из чайных, пирожковых и прочих заведений общепита убрали водку и вино, наивно полагая, что советский бывалый человек не найдет выхода. Нашел – стал запасаться заранее. Водка без наценки учреждения питания гражданам обходилась дешевле, соответственно, пить они стали больше. И как бдительные сотрудники общепита ни боролись в соответствии с инструкциями и постановлениями с этим мировым злом и ни сообщали в соответствующие органы, коих для борьбы с пьянством создавалось множество, ничего не помогало.

В Барнауле на улице Северо-Западной было одно из таких злачных мест – "Хашная", открытая, кстати, в соответствии с постановлением Министерства торговли по расширению сети специализированных предприятий питания. В ней-то и собирались любители выпить, а потом подебоширить. Соответствующую публику привлекала недорогая закуска, холодец всегда стоил копейки.

Не могу хотя бы пару строк не сказать об удивительном, на мой взгляд, Руководстве по организации рационального питания экипажей судов транспортного цеха, изданном в 1970-е годы.

Самый замечательный раздел – об организации работы пищеблока в штормовую (!) погоду. Да, людям в шторм стра-а-ашно хочется есть, ну а поварам, разумеется, готовить. Инструкция сообщает: "В шторм не рекомендуется заводить тесто, жарить во фритюре, потому что можно обжечь себя жиром". Если же кому-то вдруг все-таки не терпится отведать картошки фри в шторм, инструкция предупреждает, что готовить такую пищу нужно в посуде с высокими краями, которую нужно прикрепить к плите.

Не менее уникальна инструкция по поводу того, что делать с испортившимися продуктами. Если сыр вдруг заплесневел и от него идет гнилостный запах, вы, конечно, решите, что его нужно выкинуть? Ответ не верный. По инструкции, его протирают рассолом, зачищают и срочно реализуют. Если сыр поврежден амбарными вредителями, вы, вероятно, снова решите, что от него нужно избавиться? Сразу понятно, что вы никогда не были работником советского общепита: сыр нужно снова промыть рассолом, а если в нем завелись личинки сырной мухи – промыть крепким отваром перца.

Вот такие инструкции разрабатывались в головах советских чиновников.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров