Банки задумались о слепых

17 февраля 2012, 17:00, ИА Амител

Банки задумались о слепых     Как стало известно "Маркеру ", сразу несколько банков планируют в ближайшее время установить сеть банкоматов для незрячих людей. Участники рынка, считают, что банкоматы для людей с ограниченными возможностями не получат широкого распространения, так как они обходятся почти вполовину дороже обычных.

Банкоматы для незрячих людей оснащены прежде всего разъемом для наушников: то есть, по сути, пользователь следует голосовой инструкции при совершении операций. "Голосовые подсказки дублируют опции экранного меню", — говорит менеджер по развитию бизнеса компании Diebold Дмитрий Погодин. Другая функция банкомата заключается в оборудовании стандартной клавиатуры азбукой Брайля. Она подразумевает наличие на клавиатуре рельефных точек, осязание которых и, следовательно, восприятие комбинаций позволяет совершать операции.

По словам Погодина, компания со временем готова предложить банкам интегрировать технологию биометрической идентификации, которая подразумевает считывание биометрических данных по отпечаткам пальцев, сетчатке глаза или рисунку вен. "Такой принцип идентификации пользователя гораздо более безопасный, однако технология пока что не используется в России", — отмечает Погодин.

Мастер-банк планирует запустить сеть банкоматов для незрячих людей, заявили в кредитной организации. "Мы уделяем внимание категории клиентов с ограниченными возможностями, — отметили в пресс-службе банка. — Как только будет получено конкретное предложение от поставщика продукции, начнем развивать соответствующий сервис". Кроме "Мастер-банка" к подобным аппаратам проявляло интерес еще несколько крупных розничных банков.

Имидж — всё

В свою очередь, участники рынка, опрошенные "Маркером", считают бесперспективной идею введения банкоматов для людей с ограниченными возможностями. По их мнению, сама "социально ответственная" инициатива не несет ничего плохого, однако влечет дополнительные затраты для банков, притом немалые. В Diebold утверждают, что стоимость проекта варьируется в зависимости от аппаратной составляющей и функционала софтверной поддержки. Банкоматы Diebold и других крупных производителей изначально спроектированы соответственно всем требованиям и стандартам ADA, поэтому стоимость дополнительной аппаратной поддержки "минимальна и может составить около 5% от стоимости оборудования".

В свою очередь, стоимость софтверной поддержки может варьироваться из-за множества факторов, в том числе в зависимости от ее качества, пожеланий банка и т.д. Отдельный проект по разработке дополнительной программной поддержки может составить от нескольких тысяч до десятков тысяч долларов.

По оценкам участников рынка, стоимость специализированного банкомата может на 30–40% превышать затраты на классический аппарат. Данный факт банкиры объясняют тем, что банкомат для людей с ограниченными возможностями приходится создавать буквально с нуля, с учетом специфики клиентов.

"Мы не планируем установку банкоматов для незрячих людей, потому что это довольно дорогостоящий проект", — говорит начальник управления транзакционных и сберегательных продуктов Абсолют Банка Мария Коханюк.

Также нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что людям с ограниченными возможностями в принципе достаточно тяжело добраться до банкомата: человек с плохим зрением или нарушениями опорно-двигательного аппарата не спустится в метро, не пройдет длительного расстояния, чтобы совершить финансовые операции. На таких людей легко напасть, когда те находятся у аппарата. Поэтому, отмечают собеседники "Маркера", сама идея введения банкоматов для незрячих является скорее имиджевой. "Во всех отделениях сотрудники Абсолют Банка и так готовы оказать поддержку в банковском обслуживании людям с ограниченными возможностями", — резюмирует Мария Коханюк.

Мнение аудитории

Как отмечает координатор движения инвалидов "Наше право", инвалид 1-й группы по зрению Елена Новикова, инициатива банков будет воспринята людьми с ограниченными возможностями с энтузиазмом. При этом она считает, что более важным является наличие в аппаратах не только голосовой инструкции, но и азбуки Брайля. По словам Новиковой, представители кредитных организаций подчас недооценивают возможности незрячих: "Я пыталась завести карту Банка Москвы, и его сотрудник долго уговаривал меня этого не делать, по крайней мере без сопровождения. В итоге я его переспорила". В то же время Елена соглашается, что подавляющая часть людей с ограниченными возможностями не настолько активна, деятельна и самостоятельна: "Многим действительно нужны сопровождение и контроль за безопасностью. Но главное, что следует проработать банкирам, — вопрос защиты от мошенников", — резюмирует Новикова.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров