У муравьёв обнаружена коллективная память запахов врагов

24 февраля 2012, 16:17, ИА Амител

У муравьёв обнаружена коллективная память запахов врагов Исследовательская группа из университета Мельбурна (University of Melbourne) попыталась выяснить, действительно ли муравьи помнят запахи, с которыми они сталкиваются. Оказалось, что некоторые виды муравьёв не просто помнят, но передают своим собратьям по гнезду информацию о запахах врагов, с которыми им довелось повстречаться, - передают "Вести ".

Дело в том что насекомые определяют товарищей из своего гнезда по конкретному запаху (химическим веществам, покрывающим тело каждого жителя муравьиного дома). Соответственно, по запаху можно определить и чужака.

Эксперименты проводили на тропических муравьях-портных (Oecophylla smaragdina). Одна семья может контролировать большую территорию, строить гнёзда на нескольких деревьях и содержать до 500 тысяч насекомых.

В первой части эксперимента учёные взяли муравьёв из одной семьи, познакомили каждого из них с чужаком (муравьём из другой семьи), а потом вернули насекомых в свои гнёзда, рассказывает BBC News.

Во второй части работы энтомологи пометили 20 муравьёв из одной семьи в гнёздо семьи соседей. Исследователи заметили, что насекомые-хозяева вели себя по отношению к чужакам весьма недружелюбно. Причём чем лучше им были известны вторгшиеся муравьи, тем агрессивнее была реакция. (В некоторых опытах мураши-гости были неизвестны хозяевам.) Волнения продолжались шесть дней после начала испытаний, пишут учёные в журнале Naturwissenschaften.

Исследователи считают, что после встречи с соперником муравей может вернуться в свою колонию и передавать информацию о запахе чужака, а также о том, насколько агрессивным было взаимодействие, добавляет PhysOrg.com. Вероятно, насекомые также предоставляют своим товарищам по гнезду сведения о частоте встреч с врагами. Такое коллективное распознавание даёт мурашам преимущество перед другими видами насекомых, ведь они заранее осведомлены о потенциальной опасности.

Сейчас биологи пытаются выяснить, какие химические и поведенческие сигналы используют муравьи для передачи информации.