Forbes: «друзья Путина» — главные получатели крупных государственных заказов

02 марта 2012, 12:58, ИА Амител

Аркадий Ротенберг Журнал Forbes реализовал спецпроект под названием "Короли госзаказа". Изданием была поставлен вопрос: как узнать, кому выгодна существующая власть? Для ответа на него Forbes проанализировал госконтракты, которые были заключены за последние четыре года, когда первым лицом в стране был Дмитрий Медведев.

"Подсчитав госзакупки на общую сумму более 5 трлн рублей, мы составили рейтинг бизнесменов, получивших самые крупные заказы государства. Так называемые друзья Путина сегодня являются главными партнерами государства", - выяснили в Forbes.

"Государство будет поддерживать крупные инфраструктурные проекты": это цитата из программной статьи Владимира Путина "Нам нужна новая экономика", опубликованной в газете "Ведомости". Собственно, эта "новая экономика" уже полным ходом работает в России. Почти все лидеры списка получают сотни миллиардов на дорожное и инфраструктурное строительство. Прокладка трубопроводов, обустройство месторождений, строительство мостов и тоннелей — именно эти работы приносят главные доходы господрядчикам.

Там, где речь идет о больших заказах, не остается места конкуренции. Значительная доля федеральных инфраструктурных проектов достается всего 5–6 компаниям Ротенберга, Магомедова, Тимченко и других участников рейтинга. Конечно, это можно было бы объяснить тем, что не так много компаний в России способны реализовывать масштабные проекты, обладают для этого техникой и технологиями. А ведь, как замечает Владимир Путин в той же статье, "конкуренция лежит в основе современной экономики". Характерно, что, работая над этим рейтингом, журналисты Forbes лишь несколько раз видели названия зарубежных компаний, хотя именно они обладают столь необходимыми России ноу-хау и технологиями.

Интересная деталь: "монополизация" госзаказа каким-то одним подрядчиком часто встречается и на региональном уровне.

Точка, точка, запятая

Заказчики неохотно делятся информацией о контрактах и тендерах. Например, на сайте ВЭБа есть лишь положение о госзакупках, утвержденное наблюдательным советом. На сайте "Ростехнологий" за четыре года размещены только два тендера — на проведение финансового аудита. Представители ВЭБа и "Ростехнологий" пояснили, что обязанность публично размещать тендеры и публиковать годовые планы появилась у госкорпораций только в этом году и они начнут это делать в ближайшее время. Сотрудники госкорпораций имеют в виду закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", который вступил в силу с 1 января. Теперь все госкомпании, госкорпорации, субъекты естественных монополий будут обязаны публиковать контракты по единой методике, а с 1 июля — и на общем сайте.

А "Транснефть" и "Газпром" раскрывают информацию не полностью — объявляют тендеры и публикуют информацию о победителях, не указывая сумму контракта. К примеру, на официальном сайте "Транснефти" нет данных о начальной и итоговой цене строительства трубопровода ВСТО-2. А данные о конкурсах на распределение подрядов по строительству БТС-2 и вовсе отсутствуют ("Транснефть" эту ситуацию не комментирует, так же как и победители конкурсов). В итоге стоимость строительства нефтепроводов удалось оценить только с помощью аналитиков из "ВТБ Капитала" и Номос-Банка.

В случае с "Газпромом" все еще сложнее. В извещениях о закупках труб перечисляется ассортимент, но, как правило, отсутствует требуемый объем закупок. Большая удача, если в извещении о подведении итогов конкурса будет обозначена длина участка трубопровода. На просьбу Forbes раскрыть крупнейших поставщиков и подрядчиков, а также общую сумму выигранных контрактов "Газпром" не ответил. Крупнейшие подрядчики "Стройгазмонтаж" и "Стройгазконсалтинг" тоже отказались от комментариев. Из крупных контрактов "Газпрома" и "Транснефти" изданию не удалось подсчитать бюджеты на разведку, разработку, обустройство месторождений и затраты на ремонт.

В итоге Forbes все же посчитал бюджеты подрядов по строительству линейной части газопроводов и компрессорных станций, а также доступную для подсчета часть (2010–2011 годы) поставок труб большого диаметра. За основу был взят объявленный объем труб, закупленных "Газпромом" в 2007–2010 годах, а также итоги расследования ФАС, подсчитавшей, что в 2010 году 93,6% закупок приходилось на "Северный европейский трубный проект". Цену одной тонны труб журнал определил, полагаясь на оценки аналитиков "Уралсиба".

ФСК нашла другой метод. Компания, которая в последнее время тратит на инвестиционную программу от 130 млрд до 170 млрд рублей ежегодно, не раскрывает многие контракты на поставку и капитальный ремонт оборудования, прокладку кабелей и сетей. Значительная часть контрактов ФСК, реализуемых в рамках крупных проектов (Олимпиада в Сочи, АТЭС и др.), вообще не проходит в отчетности. Очень часто крупные контракты дробятся на несколько лотов. Значительная часть контрактов, которые выкладываются на сайте, публикуются без указания стоимости. На просьбу Forbes прокомментировать эту тему в ФСК не ответили. Среди подрядчиков ФСК встречаются любопытные компании вроде ООО "Медведь", учредителями которых выступают никому не известные офшорные компании.

Это только видимая часть айсберга. Никуда не делись старые уловки чиновников и менеджеров — неработающий поиск на сайтах, выкладывание договоров в виде файлов PDF, "битые" ссылки и др.

Золотые времена

Лидер рейтинга Аркадий Ротенберг, давний сподвижник Владимира Путина, выигрывает тендеры в разных секторах экономики. Кроме него в список попал еще один старый знакомый Путина, Геннадий Тимченко. Из новых королей госзаказа, резко усилившихся в период президентства Дмитрия Медведева, отметим группу "Сумма" Зияудина Магомедова. Есть в рейтинге и давние герои журнала, такие как Зияд Манасир, Искандер Махмудов или Олег Дерипаска. Есть и владельцы малоизвестных компаний, например члены семьи Геворкян.

Что ждет эту мощную систему, выросшую вокруг государства? Если судить по планам правительства, ее будущее выглядит вполне благополучно. Владимир Путин, акцентируя внимание на развитии инфраструктуры, обещает "десятилетку большой стройки" — по его словам, только на строительство дорог до 2020 года государство потратит 20 трлн рублей. В свою очередь, чтобы избежать "топливных кризисов", правительство готово потратить на строительство трубопроводов более 350 млрд рублей. Грандиозны и планы госмонополий. Объем инвестиционного бюджета ОАО "РЖД" на 2012 год запланирован в размере 428,4 млрд рублей. Новая инвестпрограмма является самой масштабной и превышает программу 2011 года на 32 млрд рублей. В свою очередь "Газпром" запланировал на 2012–2013 годы инвестпрограмму на сумму $94 млрд. Кажется, что короли госзаказа могут уверенно смотреть в будущее.

Полностью с материалом можно ознакомиться здесь http://www.forbes.ru/rating/sobytiya-slideshow/lyudi/79623-koroli-goszakaza-reiting-forbes

Иллюстративное фото с сайта http://www.forbes.ru/rating/sobytiya-slideshow/lyudi/79623-koroli-goszakaza-reiting-forbes

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров