Некоторые российские полицейские до сих пор считают, что без насилия преступление не раскрыть

24 марта 2012, 16:49, ИА Амител

Некоторые российские полицейские до сих пор считают, что без насилия преступление не раскрыть. "Однако не бить, не насиловать бутылкой, не пытать током вовсе не значит либеральничать. Как говорят опытные следователи, идеальное дело, это когда от показаний обвиняемого ничего не зависит, настолько железные доказательства", - отмечает обозреватель "РГ" Владислав Куликов "

Бутылка любит негодяев


Стоит ли удивляться тому, что случилось в казанском отделе полиции "Дальний"? Это даже не система, а стройное мировоззрение многих полицейских. Опять во всем оказались виноваты "либералы" и "гуманисты", раздувшие скандал, кто же еще. "Бутылочные менты" по этой логике чуть ли не невинные жертвы либерализма. Люди делали свое дело, а их ославили на весь мир из-за маленькой промашки.
Разорвать прямую кишку закоренелому уголовнику в системе ценностей подобных охранителей - мелкий производственный брак. Не стоит огорчений.

Только гнусные "либералы", работающие на криминал, могут в такой ситуации бросать камни в честные мундиры полицейских. Уберем стражей порядка и с чем останемся? Кто защитит рядового человека от тигра преступности?

Спросите жертв преступлений, чтобы они сделали с негодяями - и бутылка на этом фоне показалась бы цветочком.

Прекрасная, и по-своему не пробиваемая логика.

Палач слезам не верит

Все это мы уже проходили. В 30-е годы прошлого века некий великий и могучий руководитель тоже заявил, мол, если буржуазные разведки могут пытать коммунистов, почему наши чекисты не могут этого делать с вражескими агентами, диверсантами, террористами? Они ведь тоже боролись со злом - в каком-то своем понимании - доблестные советские чекисты 30-х годов. Когда выбивали зубы Рокоссовскому, пытали Королева, фабриковали дело на Туполева, искренне верили, что стараются ради страны.

Ну, какой бы заплечных дел мастер с Лубянки тех времен сказал бы, что он садист и мучитель? Так мог говорить только враг народа, которому самое место в тех самых подвалах. А лучше - сразу у стенки.

Вот мы и пришли к тому, что имеем.

Наука заменила пытки

У средневековых пыток было одно практическое объяснение. Дознаватели темных веков не имели других инструментов поиска истины, кроме, как дыба, кнут, "испанские сапоги" и прочие разновидности полиграфа. Никому в голову не приходило снимать отпечатки пальцев со Стеньки Разина (следы пальцев рук - как говорят криминалисты) или устанавливать жучки в санях Емельяна Пугачева. Люди банально не умели этого делать. Легче было посадить на кол бандитов и по ходу все выяснить.

А сегодня обыватель не знает и половины тех вещей, что может делать криминалистика. Иногда возникает такое чувство, что идеальное преступление нынче невозможно спланировать: обязательно останутся следы, по которым правоохранители, если будут работать, как положено, найдут преступника. И это будет правильно.

Но симптоматично, что при всех успехах науки наши правоохранители продолжают упорно держаться за пытку. Нас уверяют - в разговорах не для печати, естественно, - что без насилия преступления не раскрыть.

Людям свойственно лгать. Негодяям свойственно лгать в особенности. Большинство граждан, удостоившихся горячего приема в полиции, мелкие воришки, наркоманы, хронические уголовники. Сложно представить, чтобы лейтенанты-опера с бутылкой поставили в "позу дознания" бандитского авторитета, успешного бизнесмена или любого человека с высоким социальным статусом.

Не Туполевых и Королевых сегодня допрашивают в кровь в полицейских участках. Часто сыщики выбивают спесь из действительно омерзительных типов, не понимающих ни человеческого языка, ни человеческого отношения. Разве можно либеральничать с наркоманом, который ради дозы даже детям горло перережет?  Ничего, кроме ненависти подобный тип вызвать не может.

Но все же - честное слово! - не бить, не насиловать бутылкой, не пытать током вовсе не значит либеральничать. Как говорят опытные следователи, идеальное дело, это когда от показаний обвиняемого ничего не зависит, настолько железные доказательства. В таком случае не надо пытать человека, достаточно предъявить судье неопровержимые улики.

Только, чтобы собрать подобные доказательства, надо быть профессионалом и напрягать мозги. Работать пресловутой бутылкой гораздо легче.

Правды пыткой не добьешься

Главный порок "бутылочной" системы в том, что она в какой-то момент перестает искать правду. Сыщикам не интересно, как было на самом деле. Они выбивают нужным им показания. Лживое признание дороже истины. Им надо скорее поставить галочку в отчете о раскрытом преступлении. Если есть более-менее подходящий подозреваемый, то не надо особо думать - бей.

Законопослушный гражданин имеет не так много шансов попасть под пытку. Обычно полицейские работают со своей постоянной "клиентурой", мелкими уголовниками-рецидивистами. Но  и честный простой человек может узнать на своей шкуре современные методы дознания при неудачном для него стечении обстоятельств. Допустим, таксист подвез девушку, а ее через несколько часов убил маньяк.

Искать маньяка сложно. Если таксиста вычислят первым, скорее всего, преступление повесят на него. Будет отнекиваться, заставят. Благодаря "Дальнему" мы знаем, как это делается.

Спасти невиновного человека в таком случае  могут лишь его хорошие связи и высокий социальный статус. Кстати, виновного они тоже часто спасают. Поэтому наших сыщиков надо приучать работать головой. Преступников надо переигрывать интеллектуально, какой бы фантастикой это ни звучало для тех, кто работает "на земле". А закон должен быть един для всех.

Наверное, не вина рядовых полицейских, что они поставлены в такие условия, когда без бутылки не разберешься. Если генералы с удовольствием говорят про средневековую жестокость (даже если фраза вырвана из контекста, она что та оговорка по Фрейду, как кажется, обнажает сокровенные мысли), что требовать от лейтенантов и капитанов? Если добиться хороших показателей в отчете важнее, чем найти настоящего преступника, сидеть будет первый попавшийся.

Сыщики с земли тоже в каком-то роде заложники системы. Но и оправдывать их нельзя. Значит, надо что-то менять. Нельзя победить преступность, действуя более омерзительными методами, чем она.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров