Россия создаст в Арктике 20 погранзастав с дирижаблями и ветрогенераторами

16 апреля 2012, 13:43, ИА Амител

Сегодня, 16 апреля, руководитель Пограничной службы ФСБ России Владимир Проничев рассказал "Известиям" о том, что часть погранзастав будет располагаться рядом с 9 спасательными центрами МЧС и Минтранса, которые планируется открыть в рамках развития Севморпути. Остальные - на труднодоступных островах. Сейчас, по данным экспертов, арктическая граница России изобилует "дырами".

- Российское северное стратегическое направление оголено в воздушном отношении. В серединной части Севморпути порядка 2,5 тыс. км вообще не контролируется радиолокационными средствами. Порядка 40 советских радиолокационных постов, которые создавали поле наблюдения с нижней границей, доходящей до 300-400 метров, в 90-е и 2000-е год были разрушены, - рассказал первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.

Он напомнил, что протяженность Севморпути составляет около 6 тыс. км, поэтому каждой погранзаставе придется контролировать около 300 км.

- Такое количество погранзастав может обеспечить пограничную безопасность страны только при условии необходимого количества современной техники и напряженной  работе пограничников, - пояснил Сивков.

Как отметил Проничев, создание 20 пограничных пунктов предусмотрено в федеральной целевой программе "Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)". На каждой из 20 застав будут дежурить 15-20 пограничников, которые будут контролировать обстановку в Арктике и оказывать помощь гибнущим в арктических водах и льдах.

- На первый взгляд кажется, что в Арктике никого нет и никто не может нарушить границу, но это не так. К примеру, за последние три года мы трижды обнаруживали иностранные яхты с горе-туристами, которые, никого не предупредив, без подготовки, двигались по  Севморпути. При этом каждый раз горе-путешественники попадали в сложную ситуацию, и нам приходилось их сначала спасать, затрачивая огромные усилия, а потом штрафовать, - отметил Проничев.

По его словам, порядку в Арктике угрожают не только нелегальные туристы, но и  научные экспедиции, которые без необходимых разрешений и документов ведут разведку арктических запасов. На Дальнем Востоке и Баренцевом море в арктических широтах встречаются и браконьеры.

Поскольку транспортная инфраструктура на Крайнем Севере развита плохо, до прибытия МЧС спасать людей часто приходится пограничникам. Чтобы повысить их эффективность, Пограничная служба ФСБ планирует организовать подготовку своих сотрудников в учебных центрах МЧС - по 20-25 человек в год.

Предполагается, что каждый арктический пограничник на новых станциях будет универсальным специалистом, умеющим не только искать и спасать людей, но и обеспечивать работу электростанций, систем хранения топлива, водоснабжения, связи, компьютерных систем станции, поддерживать взлетно-посадочную полосу.

Строить арктические заставы будут из модульных конструкций по индивидуальному проекту.

- Мы будем учитывать особенности - где находится застава, на чем туда можно добраться. В порту Тикси, где есть инфраструктура, будет одна конструкция, на острове Врангеля, Среднем острове - уже другая, - пояснил Проничев.

Для получения тепла и энергии на отдаленных заставах планируется использовать ветрогенераторы и солнечные батареи. Такой подход призван защитить арктические земли от загрязнения - сейчас Арктика буквально завалена бочками из-под солярки, которой топили на советских городках на Новой Земле и других арктических островах.

Передвигаться по Арктике пограничники планируют не только на традиционных снегоходах и гусеничных вездеходах, но и на такой экзотической технике, как дирижабли и экранопланы - их производство планируется развернуть в Петрозаводске.

Связь с материком будет обеспечивать спутниковая система "Арктика", которую должны создать к 2014 году.

Иллюстративное фото с сайта РИА Новости.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров