Будет ли Lada лучше, став француженкой?

18 апреля 2012, 12:38, ИА Амител

До конца апреля контрольный пакет акций АвтоВАЗа окажется в руках Renault-Nissa, - подробности сообщает корреспондент "Комсомольской правды " Евгений Арсюхин, побывавший в Тольятти с фотографом Олегом Руковицыным.

НА "ОТВЕРТКЕ" ТЕРЯЕМ $60 МЛРД.

Россия взяла курс на "отверточное" производство. Считается, что собственные автомобильные технологии отстали лет на 40 и уже не наверстать. В страну завозят детали машин вместе с производственными линиями и собирают авто прославленных брендов. Возник даже термин "русские иномарки" - вроде наше, а вроде и нет. Напрашивается аналогия с российскими футбольными командами, где играют дюжие ребята со всех континентов.

Деньги покупателей "русских иномарок" малой толикой остаются в России, но в основном на нашу экономику не работают и уходят за рубеж как плата за комплектующие - $60 млрд. в год. Как говорят эксперты, половины этой суммы хватило бы, чтобы за 3 - 4 года замутить собственное современное производство с нуля. Но чиновники успокаивают: доля отечественных деталей скоро вырастет до 60%. Сейчас эта цифра колеблется от 9 - 10% (Ford Mondeo, Skoda Fabia) до 53% (Renault Logan).

АвтоВАЗ прежде "отвертки" чурался. "Калина" - чисто наша, Granta - ее модификация, Priora - обновленная до неузнаваемости версия "десятки". Иностранные детали там есть, но основа российская. Тем временем в Калуге, Петербурге, Таганроге возникали автозаводы в чистом поле. А тут поле уже готовое, да еще какое! Когда смотришь на завод с 23-го директорского этажа, голова кружится: корпуса уходят за горизонт.

- Японцы как приехали, офигели, они же привыкли землю экономить, - говорит сотрудник завода.

И НЕ ЗА ТАКОЕ БАШКУ ПРОСТРЕЛИВАЛИ

Японцы - как и французы - изумлялись тольяттинским просторам в 2007 году, когда Renault-Nissan купил 25% акций и, как выразился эксперт Михаил Пак из компании "АТОН", "зашел, чтобы осмотреться".

- Конечно, уже тогда имея в виду прикупить еще четверть, - уверен он.

Президент ОАО "АвтоВАЗ" Игорь Комаров подводит меня к графику показателей завода, который висит у него на стене: претензий к качеству меньше втрое, вот благотворное влияние иностранцев. Как достигли? Стали перетряхивать поставщиков. Один из сотрудников автогиганта вспоминает, как выглядели иные "официальные дилеры":

- Допотопный станок, на нем два чумазика штампуют фиговины, и все. А потом эти детали приходилось молотком загонять в пазы.

Поставщики, которых отстранили от завода, в бешенстве - ведь они теряют бизнес, говорит аналитик Сергей Удалов.

Захожу в тольяттинский ресторан, за соседним столиком разговор двух людей с мощными затылками:

- А что, французы из другого теста? И не за такое в свое время башку простреливали.

Задача в том, чтобы процесс прошел без драм, подчеркивает Игорь Комаров.

КОМУ ЕХАТЬ БЕЗ ПОНТОВ?

Lada Largus - первая вазовская "иномарка".

- Машина пока на 95% состоит из импортных комплектующих, - говорит директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков.

Lada Largus - это приспособленная к нашим дорогам, климату и бензину Dacia Logan, дешевая модель, созданная Renault специально для развивающихся стран. Прототип собирают в Румынии на заводе Renault.

Вот и получается, что АвтоВАЗ тоже переходит к классической "отверточной" сборке, причем не самых новых моделей.

- Нас ругают за "старье", так и Lada Largus не "новье", - горячится ветеран завода, которого я отловил у проходной.

- Зато проверенное, - возражает ему другой дедушка с внешностью классического советского инженера.

Игорь Комаров подчеркивает: потребителю продукции АвтоВАЗа нужны не понты, а ехать. Никто и не ждал, что французы и японцы начнут собирать на АвтоВАЗе престижные модели вроде Qashqai, для этого построены "чисто сборочные" заводы (например, в Англии), где  "ниссановцы" и "реношники" полноправные хозяева. А в Тольятти они всего лишь акционеры.

Многие тольяттинцы уверены: становимся "конвейерным придатком". Комаров парирует: он готов всем и каждому объяснять, что так для завода будет лучше.

- Мы могли бы все это обанкротить, а не искать иностранных акционеров. Так было бы проще, - говорит высокопоставленный собеседник на заводе. - Но мы решили, что пострадают люди. Привели иностранцев - все равно недовольство. Не угодишь.

ВАЛЕРИЯ - НЕ ПОВОД ДЛЯ РАЗГОВОРА

- Да французы тут повсюду, - говорит "бомбила" Дамиль. - Лучшие отели, рестораны, пьянки-гулянки! Да сам все увидишь!

Дамиль привозит в ресторанчик: интерьер достойный, цены как в московской столовке. За столиком в самом деле сидят не нашенские персоны. Ведут себя тихо. Стриптиза с развратом не наблюдается. Интересуюсь у официантки, кто такие.

- А кто ж их знает! Блюда по картинкам выбирают, по-нашему не говорят. Налегают на пиво жигулевское, большим пальцем показывают - вкусно.

Пытаюсь с ними пообщаться. Улучив момент, показываю певицу Валерию на экране телевизора:

- Good (хороша)?

- No english (не говорю по-английски), - сухо отвечает мусью.

Вот за эту сухость их и не любят. Учитель истории Татьяна называет сделку новым нашествием Наполеона. Теперь на каждом уроке лекция про то, что было ровно 200 лет назад - в 1812 году. Не все так категоричны. Молодежь приветствует.

- Русский человек не способен такой махиной рулить, - говорит 22-летний Андрей, проработавший на ВАЗе два года. - Или схалтурит, или украдет.

А старикам обидно.

- Строили всем миром, теперь отдаем, - говорит пенсионер Максим Сергеевич. - Когда рыли котлован, я плакал от счастья.

От обид, однако же, впору перейти на темы более прозаические: что людям-то ждать от французов?

"ТУТ ВСЕ ПРИВЫКЛИ К ХАЛЯВЕ"

- Иностранцы расчетливые, не будет у нас "французских" зарплат (3 - 6 тыс. евро у рядового рабочего во Франции. - "КП"), - считает 40-летний Николай. - Раз русские за так вкалывают, зачем платить больше?

Работники нынешней зарплатой недовольны. Средняя - 22 тыс. (по городу - 18 тыс.). Но "среднее" - это и работяги, и менеджеры, врет цифра, ворчат рабочие. У слесаря от 7 до 18 тыс., у мастера до 22 тыс., у инженера 12 - 14 тыс., зато в бухгалтерии от 40 тыс., рассказывают они.

Иногда скепсис выходит из курилок и прорывается наружу. Пришел я на празднование 35-летия пуска "Нивы". Подняли на сцену парня, который родился в день этого события и сейчас стоит на конвейере. Ведущие спрашивают: "За что любите свою работу?" Но парень вызывающе молчит - дескать, не любит. В зале сочувственный хохот.

Воспоминания о прежних временах не дают покоя.

- В 90-е, когда завод растаскивали, тут все озолотились, - говорит Илья, ныне рабочий одной из "дочек". - Да что там, я себе тогда и квартиру сделал, и дачу, и машину вот эту (и потряс ключами от "шестерки"). Я-то понимаю, что халява кончилась. А мужики не все допетривают.

И тем не менее на завод работать идут охотно, рассказывают в администрации АвтоВАЗа. Пришел на конвейер и я. Тихо, светло, культурно. Тут и там группы людей, далеко не изможденных, сидят, пьют чай и даже курят.

- Попробуй им запрети! - говорит сопровождающий.

- Я держусь за завод, хотя тут копейки, - говорит Марат, с которым познакомились за проходной (на заводе мне с рабочими говорить запретили). - Вон мой товарищ ушел на лодочную станцию, по Волге на катерах богачей катать, обещали 20 тыс., но штрафуют за каждую мелочь, и на руки - четыре. Оно того стоит? А тут ты человек.

ОБОСТРЕНИЕ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ

В кризис завод уже проводил на пенсию (выплатив бонусы) и спровадил в дочерние предприятия около 40 тыс. человек. Теперь на АвтоВАЗе - около 70 тыс. О дальнейшей кадровой политике Комаров высказывается определенно: хотим объемы наращивать, люди нужны. Но задумаемся. "Французский" АвтоВАЗ уже вряд ли будет предприятием полного цикла, от куска металла до машины.

- Везде в мире штамповку отдают специализированным предприятиям, - говорит Михаил Пак из компании "АТОН". - Придется и тут. Но это не значит, что вырастет безработица, сделают все плавно.

На похожем заводе Skoda в Чехии трудится 45 тыс. - это та цифра, к которой будет стремиться руководство, говорит Сергей Целиков. Французы уже наставили на заводе видео-камеры и, если видят, что человек филонит, делают выводы. Похоже, по самому плохому (для рабочих) варианту их заставят больше  вкалывать за те же деньги. Петр Золотарев - лидер опального вазовского профсоюза "Солидарность" - предвидит усиление классовой борьбы.

- Мы говорили с экспертами Международной федерации металлистов (IMF, рабочая организация с 25 млн. членами в ста странах, куда входят и работники автопрома. - "КП"), получается, что новые владельцы будут экономить на работнике. Так везде в странах третьего мира.

Недаром практически все "отверточные" производства в России отметились забастовками, резюмирует он. Правда, сам Золотарев бастовать уже не может. В его бунташном профсоюзе осталось от силы 300 человек. Даже если все они не выйдут, автогигант этого не заметит.

ГОРОД, ОТКУДА ХОЧЕТСЯ УЕХАТЬ

Нельзя делать продукт, призванный радовать людей, и при этом жить безрадостно. На зарплату автовазовского работяги в Москву да на курорты не полетаешь. Ты заперт в своем городе. А город "убит".

- Что ни день, кто-то из ребят с пробитым колесом, - говорит водитель крупного автопредприятия.

Везде в России по весне дороги плохие. И все-таки Тольятти поражает. Сажусь в авто. Дорога пустая, но тащимся едва 40. Огибаем ямы. Уже встретили две аварии - народ, маневрируя, бьется.

- Ну а теперь самое веселое, - вздыхает водила, въезжая в лужу.

Вода грязной стеной застит окна. Едва не сталкиваемся в лоб с другой машиной - пересекли сплошную и не заметили. "Нива" рядом уходит в воду почти по фары и резко газует…

ДЕТАЛИ

Как ВАЗ 20 лет покупателя искал

За право построить в СССР завод тягались Renault и FIAT - итальянцы победили, французы затаили обиду. Шанс реванша представился в 90-е, но в 2001 году на предприятие пришел GM (купил лицензию на чисто российскую машину и без переделок под названием "Chevrolet-Нива" штампует до сих пор). В 2007 году Renault-Nissan, перебив предложение FIAT, купил 25% акций за $1 млрд. В кризис 2008 года акции рухнули, французы захотели приобрести еще 25%, но дешевле. Предполагается, что альянс купит весь пакет у "Тройки-Диалог" (20%) и часть у "Ростехнологий" (4 - 5%). Львиная доля бумаг достанется Renault (доля вырастает до 35%). Платеж хотят растянуть на 4 года. Цена пока не известна.

МНЕНИЕ ЗА

Любая иномарка выигрывает перед "Жигулями"

- Приход иностранного инвестора - благо для потребителя, - считает Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России. - Продукция нашего коренного автопрома не идет ни в какое сравнение с иномарками. Да, в менее развитые страны ввозят не самое новое. Но даже это старое в сравнении с нашими последними разработками - как небо и земля. Наш покупатель в большинстве своем небогат. Сейчас он довольствуется отечественными моделями. Они уже не удовлетворяют требованиям безопасности. Если человеку за эту же цену предложат новую иномарку, он будет счастлив и не станет переживать, что в Европе эта модель известна давно. Возможно, АвтоВАЗ одновременно будет и дальше производить свои прежние модели. Это его дело, но я бы очень хотел, чтобы все это ушло с наших дорог.

МНЕНИЕ ПРОТИВ

Иностранцы пришли делать деньги, остальное - до фонаря

- Я не паникую относительно прихода иностранцев, - говорит Борис Кагарлицкий, директор Института проблем глобализации. - Но факт: у западных бизнесменов нет интереса в развитии нашей страны. Это абсолютно нормально. Они не благотворители и не патриоты России. Они делают бизнес, а не думают о развитии хотя бы города Тольятти, крайне проблемного во всех смыслах. Это уже наша задача. И я спрашиваю: ну хорошо, мы поставили на нашем автопроме крест. Это, дескать, "старая экономика". Согласен, давайте этот сегмент отдадим. Но что вместо? Где новые проекты "новой экономики"? Их нет. Как нет в целом какой бы то ни было индустриальной стратегии.

"Не от ума в России горе, коли во власти вор на воре"

Самые злые эпиграммы экс-топ менеджера АвтоВАЗа Юрия Целикова

* * *

При коррумпированной власти

Все эфемерно. Все в прострации.

А бизнесмены разной масти

Кучкуются в ассоциации.

* * *

Сын губернатора - врожденный бизнесмен.

А пост отца - гарантия успеха.

Таков закон - я говорю без смеха.

Закон рожден в эпоху перемен.

* * *

Да-а-а... Видно чем-то манит та галера,

Что новый срок гребец готов мотать.

Раб божий, ну скажи, какого хера

С рабами должен и народ страдать?

* * *

Нет повести печальнее на свете,

Чем повесть о Ромео и Джульетте?

На свете есть еще печальней повесть,

О власти, потерявшей совесть!

* * *

Борцам с коррупцией вручаются медали

От имени коррупционной вертикали.

* * *

Чтоб безнаказанно украсть,

Нужна огромнейшая власть.

* * *

Рабочих кадров - дефицит,

Зато телохранителей все больше.

* * *

Большой начальник вечно занят,

Как в бойком месте туалет.

* * *

Подожди страна немножко -

В моде новый стиль!

Скоро даже "Бабка-Ёжка"

Сядет в новый "Ё-мобиль".

* * *

Когда к деньгам безмерный аппетит,

То горе от ума России не грозит.

Не от ума в России горе,

Коли во власти вор на воре".

* * *

Кто предан юмору и лире,

Тот должен помнить о сортире,

Где мочат, кроме террористов,

Еще и вредных юмористов.

* * *

На ВАЗе доктора наук

Успешно лечат наши уши.

Любая критика все глуше.

Ой, как опасно пилим сук.

* * *

В истории гиганта автопрома

Открылась новая, столичная страница:

Временщики ведут себя как дома,

На деньги ВАЗа продолжая... жить в столице.

* * *

ВАЗ для варягов - кубик Рубика.

Прислали их заводом поиграть.

Все крутят-вертят стороны у кубика.

Запутают - кто будет собирать?

* * *

Инакомыслие на ВАЗе?

Их мизер - сдвинутых по фазе...

Все, что "инако" - измышленье.

Когда карманное мышленье.

* * *

Я лирой засветил заводу своему.

Мне менеджмент в ответ фингал поставил.

На всякий случай, если не пойму,

Что ВАЗ наш "самых честных правил".


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров