Алтайский «Титаник» затонул под Рассказихой

20 апреля 2012, 10:28, ИА Амител

Алтайский  "Титаник" затонул под Рассказихой: подробности этой истории сообщает корреспондент "Вечернего Барнаула " Алиса Тростникова.
 
Колесо истории

В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в Атлантике затонул пассажирский лайнер "Титаник", унесший на дно океана 1513 человек. В эту же весну, 20 апреля, на Оби в 30 верстах от Барнаула потерпел крушение пароход И.Л. Фуксмана "Бийск", попавший в ледяной затор.

Высадились на острове

Об этом 13 апреля 1912 года сообщила газета "Сибирская жизнь". Это был первый рейс парохода в 1912 году, он вышел в плавание сразу же после начала ледохода, буксируя небольшой паузок. В 30 верстах от Барнаула, близ деревни Рассказихи, пароход начал приставать к берегу для погрузки дров. Как сообщает газета, поднявшийся ветер и волны отбросили пароход далеко от берега, к середине реки, отчего он носовой частью ударился о плывущие массы льда. Удар был настолько силен, что носовая часть корпуса оказалась пробитой, и пароход начал тонуть. По сообщению на 9 апреля никто из экипажа не пострадал, а пассажиров на судне не было.

Но 20 апреля на страницах газеты история получила продолжение. Корреспондент "СЖ" передавал, что на пароходе на самом деле были пассажиры – 50 человек, среди которых женщины и дети. И катастрофа произошла вечером 7 апреля, это известно о ней стало лишь на следующие сутки. "Бийск" попал в полосу плывущих льдин, так что невозможно было выйти из образовавшегося затора. И скоро пароход врезался в преградившую ему путь громадную льдину. В трюме образовалась пробоина, открылась течь. Вода быстро начала наполнять трюм. Судно вместе с пассажирами и командой стало погружаться в воду. Командир парохода И.А. Нелюбин предложил всем высадиться на находящийся вблизи снежный островок. Впрочем, у них было только два пути: тонуть вместе с кораблем или рискнуть эвакуироваться. Когда пассажиры и команда покинули пароход и добрались до островка, пароход на их глазах стал быстро погружаться в воду и вскоре затонул. Люди просидели на снежном островке всю ночь 7 апреля и до двух часов дня восьмого.

По словам очевидцев, проходившие мимо пароходы "Дедушка" и "Воткинский завод" местной судовладелицы Евдокии Мельниковой, несмотря на мольбы пассажиров, даже не сделали попытки спасти их при помощи шлюпок. Как потом объяснили, экипажи опасались "натолкнуться на затонувший пароход". Кстати, современники укоряли Мельникову за скупость и грубость, поэтому вполне возможно, чтоэкипаж "Воткинского завода", завидев пострадавших, не оказал помощь, действительно испугавшись навредить своему судну, а впоследствии и себе. Хотя этот факт никоим образом их не оправдывает. Инцидент неоказания помощи напомнил ситуацию, сложившуюся вокруг затонувшего близ Казани летом прошлого года теплохода "Булгария", пострадавшие пассажиры которого тоже утверждали, что видевшие крушение суда проходили мимо. Несмотря на то, что на воде не было льдин и стояло лето, погибли сотни людей.

Неизвестная трагедия

Весть о катастрофе парохода "Бийск" пришла в Барнаул лишь утром 8 апреля. На пристани мгновенно собралась масса народу, родные пассажиров требовали от пароходства оказания помощи пострадавшим. Администрация Фуксмана указала, что оказать за помощь за неимением пароходов некому. Другие пароходовладельцы тоже отказались отправить свои суда для спасения людей. Только маленький пароход Мошкина "Истобенец", как пишет "СЖ", "пренебрег опасностью и отправился к месту катастрофы и принял, сколько мог, пассажиров, остальные были сняты с островка крестьянами близлежащей деревни на лодках". Смею предположить, что дело вовсе не в смелости экипажа данного парохода, а в его маленьких размерах, что позволяло лучше маневрировать на месте крушения.

С одной стороны, материал газеты можно считать документальным источником, тем более что к нему прилагаются акты и письма. С другой, надо предполагать некоторую доли необъективности любого СМИ. Возможно, это и объясняет некоторые противоречия, связанные со спасением пассажиров "Бийска". Автор сообщает, что спустя несколько дней в газете "Алтайский край" появилось немало жалоб на недобросовестное отношение экипажа пароходов Мельниковой относительно оказания помощи людям погибшего "Бийска". А потом приводит данные, что в конце концов они приютились на пароходах той самой Мельниковой. И еще большую обиду они затаили на экипаж парохода Фуксмана "Екатерина". Мол, приехав для осмотра на место катастрофы, тот, не справившись о положении команды и пассажиров "Бийска", ушел обратно в Барнаул.

Газета приводит акт, составленный за подписью командиров пароходов 9 апреля 1912 года, следующего содержания: "Сего числа в 10 ч. 30 м. утра к месту аварии парохода "Бийск", на 1 версту ниже дровяной пристани Рассказихи, пришел из г. Барнаула пароход "Екатерина" Фуксмана. Команда, пассажиры и буфетская прислуга с погибшего парохода "Бийск" были перевезены 8 апреля с снежного острова на пароход "Истобенец", а также на пароход "Богатырь" Е.И. Мельниковой. Пароход "Екатерина", пристав ниже дровяной пристани деревни Рассказиха и удостоверившись в факте затонутия парохода "Бийск", вернулся в Барнаул, не пожелав подняться выше на 1 версту в Рассказихинский затон, где стояло 12 пароходов и ход был свободен ото льда, чтобы удостовериться, в полном ли здоровье находятся команда и командир погибшего парохода "Бийск" и не нуждаются ли они в медицинской помощи, которую только может дать город Барнаул за неимением вблизи медицинских пунктов, и есть ли у них чем кормиться. Между тем среди пассажиров и команды были нуждающиеся в медицинской помощи, а также и в средствах пропитания".

Спустя 100 лет после обозначенных событий мы не можем судить о их достоверности. Во всяком случае, никому их местных краеведов о данном крушении не известно. О пароходе "Бийск" тоже информации мало. Возможно, причина в том, что в описываемые времена крушения пароходов случались часто. Исследователь Алексей Метёлкин, изучавший историю купечества и развития пароходства в Сибири, приводит факты: 30 августа 1900 года в Барнауле произошел взрыв парового котла на пароходе "Евгений", принадлежавшем томскому купцу В. Е. Едельштейну. Погибли 43 человека, в том числе и владелец судна. Около Бердска затонул пароход "Воронцов", близ нынешнего Новосибирска пошел ко дну пароход "Дедушка", а около Уртама - "Братья Мельниковы" Евдокии Мельниковой. Поэтому крушение "Бийска", произошедшее 100 лет назад, и не вошло в историю. А нас, потомков, во многом заинтересовало тем, что практически в это же время погиб легендарный "Титаник". Хотя масштабы катастроф, безусловно, сравнивать нельзя. И в той же "Сибирской жизни" 1912 года наряду с подробностями крушения "Бийска" сообщалось о гибели "Титаника".

Историческая справка:

Первый пароход во всем Обь-Иртышском бассейне "Основа" был спущен на воду в 1844 году. В Барнаул же первый пароход пришел летом 1854 года. Это было судно "Ермак" томской купеческой компании, совершающий рейс "Тюмень – Томск - Барнаул". С того времени Барнаул стал усиливать свое транспортно-речное значение. В 1865 году барнаульские судовладельцы установили пароходную связь с Бийском. В 1870-е годы барнаульский дворянин Михаил Функ совместно с купцом из Тобольской губернии А.И. Щербаковым основали в Барнауле пароходную компанию. В 1882 году. Михаил Функ построил пароход "Барнаул" мощностью в 80 л.с., в 1883-м – шху­ну "Бийск", в 1889-м – пароход "Заметный" в 240 л.с., в то время самый мощный на Оби. Компания оживила судоходство по Оби. Особенно оно усилилось во время строительства Екатеринбург-Тюменской железной дороги (1885 г.). Из Барнаула по водным путям отправляли сельскохозяйственные продукты для торговли. В 1890-х начался массовый вывоз хлеба с Алтая, связанный с голодом в европейской России, на Урале и в Тобольской губернии.

Тогда значение речного транспорта в крае сильно возросло. Именно в связи с развитием судоходства в 1880-х был создан поселок Затон. К 1908 году на обских берегах Барнаула разместилось 13 пароходных причалов частных барнаульских, томских и тюменских компаний. Наиболее крупными были компании Е.И. Мельниковой, Е.В. Ельдештейна, Г. И. Фуксмана - общая численность их флотилии составляла 39 пароходов, барж и паузков (больших лодок). Причем в период 1904-1910 годов самый большой оборот торговли приходился на флотилию Евдокии Мельниковой, мещанки из Вологодской губернии, которая основала в Барнауле частную пароходную компанию в 1893 году. И именно по ее заказу в 1893 году на заводе Пирса и Гуллета был собран первый в Сибири пассажирский однопалубный пароход "Кормилец". Таким образом она стала основательницей пассажироперевозок по Оби по линии "Томск - Барнаул (Бийск) - Томск".

 В свой первый коммерческий рейс из Бийска в Томск пароход "Кормилец" отправился 20 июня 1893 года, эта дата считается началом томских пароходных пассажирских перевозок. В дальнейшем, поздней весной 1917 года, пароход "Кормилец" совершил рейс из Тюмени в Тобольск, чтобы доставить туда отреченного от престола российского царя Николая Второго и членов его семьи.



Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров