"Увеличивать тарифы на электричество новой структуре будет легче": в России создается новая госмонополия

15 мая 2012, 12:50, ИА Амител

И. о. вице-премьера РФ Игорь Сечин в понедельник озвучил планы по объединению двух крупнейших структур — холдинга МРСК и Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы (ФСК ЕЭС). Журнал Forbes приводит комментарий эксперта, по мнению которого,  увеличивать тарифы на электричество новой структуре будет легче, других результатов не видно.

"Корпоративные решения, корпоративная структура будут обсуждаться, но на этом этапе в целях сохранения работы и обеспечения энергобезопасности компании МРСК совместно с ФСК будут работать в рамках нынешних структур с выходом на единую национальную сетевую компанию", — цитирует чиновника РИА Новости.

Сроки завершения слияния пока обсуждать преждевременно: "надо смотреть корпоративные процедуры, корпоративное законодательство", добавил Сечин. И. о. зампреда правительства подчеркнул, что у единой национальной сетевой компании "хорошие перспективы" развития в будущем.

Полномочия единоличного исполнительного органа МРСК планируется передать ФСК. Сейчас холдинг возглавляет гендиректор Николай Швец.

Холдинг МРСК управляет большей частью распределительного сетевого комплекса РФ и контролируется государством. 97 филиалов компании расположены на территории 69 регионов. Общая протяженность его сетей превышает 2,1 млн км.

ФСК владеет и управляет электросетевыми объектами Единой национальной электросети. Контролирующим акционером компании также выступает государство. Объекты ФСК находятся в 73 регионах. Компания эксплуатирует 121 000 км линий электропередачи и около 800 подстанцией общей установленной трансформаторной мощностью более 305 500 МВА.

По просьбе Forbes предложение Игоря Сечина комментирует директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин:

Проект объединения МРСК и ФСК в единую национальную сетевую компанию с точки зрения развития энергетики будет неэффективным. Параметры компаний ФСК и МРСК не позволяют получить дополнительный синергетический эффект при объединении. Максимум, на что тут можно претендовать, это на объединение двух управленческих команд и снижение управленческих издержек. Но не более того.

С точки зрения чиновников — там провод и здесь провод, вроде как суть одна. Но на самом деле, если мы говорим об операционной деятельности компаний, то по сути деятельность ФСК и МРСК существенно различается. ФСК обеспечивает передачу энергии между регионами, а распределительные сети — это доведение ее до конечного потребителя (предприятие, квартира, дом). Соответственно, и принципы ведения бизнеса у них отличаются, потому что у них разные субъекты отношений.

Есть компании, специализирующие на низких сетях, есть — на высоких сетях. У нас, к сожалению, отсутствуют компании, которые специализировались бы на сетях всего класса напряжения в том количестве, которое необходимо для развития этого направления. Тем более если мы говорим о развитии единой национальной сетевой компании.

Технологически у нас и так единая энергетическая система, она никуда не делась. Но логика реформы, когда она задумывалась, как раз и была в том, чтобы разделить два функционала этих компаний, чтобы они могли заниматься каждая своим делом, а не быть в рамках одного большого котла.

В результате же объединения ФСК и МРСК мы получим огромную естественную монополию, где степень прозрачности затрат будет еще меньше, чем сейчас у каждой компании в отдельности. Так что говорить о снижении издержек и тарифов здесь не приходится. Скорее, такой крупный монополист с такими огромными ресурсами сможет пролоббировать повышение своих тарифов. Эта компания будет занимать половину всего энергетического сектора России, имея около 1 трлн рублей выручки в год, и это будет придавать ей очень серьезный вес среди всех других монополистов нашей страны.

Сейчас у нас логика развития государственного управления, к сожалению, сводится к управлению ручному. Когда проще не выстраивать систему правил, которая определяла бы отношения между субъектами той или иной отрасли (у нас она так до конца и не выстроена), а иметь несколько крупнейших компаний в различных сегментах, с руководителей которых можно просто спросить, которым можно просто ставить задачи и давать указания.

При этом надо понимать, что единственный инвестор в энергетику у нас в стране, имеющий необходимый объем денег, — это государство. Частные инвестиции в энергетическую отрасль закончатся после того, как будут построены все объекты по договорам о предоставлении мощности. Больше частных инвестиций в отрасль не будет.

RAB-регулирование (система долговременных тарифов) у нас также споткнулось, после того как в прошлом году резко выросли тарифы, после чего их резко откатили назад. Таким образом, RAB-регулирование в полной мере не было реализовано так, как планировалось. Отсюда и растут ноги у идеи внедрить повсюду систему ручного управления.

Что касается сроков возможного объединения ФСК и МРСК, то корпоративное объединение может произойти уже в июне. Если же мы говорим про операционное объединение, то оно растянется на несколько лет, потому что количество единиц оборудования у МРСК в сотни раз больше, чем у ФСК. Чтобы все это объединить в рамках одной структуры, чтобы все это управлялось и работало, чтобы появилась какая-то логика взаимодействия между ними, потребуется не один год.


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров