"Детки, как из клетки": российские ученые обнародовали доклад об агрессивных и фанатичных подростках

01 июня 2012, 12:38, ИА Амител

"Российская газета" подготовила материал, используя данные доклада, подготовленного Институтом социологии РАН. Тема - одна из самых злободневных. В канун Дня защиты детей ученые говорят про тех ребят, от которых общество само вынуждено защищаться: речь в их докладе идет об агрессивных и фанатичных подростках.

Детки, как из клетки

Поведение, которое отклоняется от общепринятых норм, называют научным термином "девиантное" (в советские времена говорили - "антиобщественное").

Это может быть алкоголизм, наркомания, склонность к разного рода преступлениям, к хулиганству, к насилию или, наоборот, к самоубийству и т.д. Вариантов, увы, хватает.

Начиная с 2005 г. сотрудники Института социологии РАН проводили во многих больших и малых городах России опросы "трудных" и обычных подростков-старшеклассников, их родителей и учителей, а также воспитанников Белореченской мужской колонии для несовершеннолетних. Исследования вели как традиционным способом личного интервью, так и в режиме онлайн в сети Интернет.

Выводы не слишком-то радостные. За последние годы подростки стали чаще употреблять алкоголь и наркотики, в том числе "тяжелые", проявлять агрессивность, совершать преступления. Социологи на основании своих исследований заключили: в России так и не удалось создать эффективную систему борьбы с подростковой преступностью.

Доля "законопослушных" подростков с 2006 по 2010 г. снизилась почти вдвое: с 32 до 15% от общего числа опрошенных. И наоборот: несовершеннолетние, которые периодически нарушают "нормы общежития" - дерутся, пьют, курят, воруют, хулиганят - это уже не 58%, как раньше, а целых 69%. И если 8 лет назад к числу "трудных" можно было причислить лишь каждого десятого подростка в России, то сейчас это уже каждый шестой (16%).

В ходе исследований выяснилось, что среди школьников 10-11-х классов почти половина (48%) имеет опыт участия в драках (то же самое указали в своих ответах 21% 7-9-классников, то есть каждый пятый подросток). Что такое вандализм, могут сказать с полным знанием дела и на личном опыте 43% старшеклассников и каждый десятый человек с "неоконченным средним". Каждый пятый старшеклассник (20%) и вдвое меньше их младших товарищей совершали мелкие кражи из магазинов. Очень тревожная цифра: 14% старших школьников и 2% 7-9-классников поставили галочку в строке "избиение с группой человека". По 2-5% признались социологам, что совершали кражу кошелька или сумочки, угоняли чужой велосипед или скутер, что-то похитили из чужого автомобиля.

Самые частые преступления, которые совершают подростки, - это кражи, уличные грабежи, хулиганство. Особенно тревожит то, что в последнее время несовершеннолетние успешно "осваивают" вполне взрослый криминал: торговлю оружием и наркотиками, рэкет, сутенерство, разбойные нападения. Они не останавливаются перед тем, чтобы пытать своих жертв, калечить и убивать их. Юные бандиты проявляют сейчас гораздо большую изобретательность и жесткость, чем в прежние времена. Причем их отличительная черта - то, что они обычно собираются в "стаи", и примерно в 2,5 раза чаще, чем взрослые, совершают именно групповые преступления. Так, при опросе осужденных в Белореченской колонии для несовершеннолетних 58% подростков сказали, что в момент совершения преступления действовали в компании со сверстниками, еще 15% указали, что в этот момент в их "группе" были взрослые.

Аморальный кодекс

Почему они такими становятся? Чего нашему "чертополоху" не хватает? Прежде всего - разума, знаний и здоровья. Это, как правило, неблагополучные и нездоровые дети. Например, среди респондентов из колонии почти треть (30%) учились в коррекционной школе. Причем дело не только в "генетике": большинство болезней этих детей (разнообразные неврозы, задержка в развитии, алкоголизм, наркомания и т.п.) - не врожденные, а приобретенные в результате "домашнего воспитания" или, вернее, его отсутствия. Как отмечают ученые, для таких детей духовный вакуум просто губителен: тормозов у них нет, они с легкостью идут на поводу у своих инстинктов и влечений: "хочу и буду!"

Социологи, опрашивавшие таких подростков, говорят, что у них с самого раннего возраста деформирована вся система жизненных ценностей. Им хочется самоутвердиться, что-то совершить, найти у окружающих признание, приобрести друзей, но это плохо получается. Стремления к творчеству или желания что-то создать нет: сплошной "комплекс Герострата", бессмысленное и беспощадное разрушение. И пустота. Собираются "на раёне", пьют пиво или водку, пробуют наркотики, а потом всей толпой идут, например, бить стекла в вагонах проходящих электричек. Им хочется "красивой жизни", богатой, обеспеченной и независимой, но прилагать к этому долгие усилия неинтересно, да и нелегко. Значит, остается самый простой путь: отнять мобильник у прохожего, угнать машину, пройтись по улице компанией, от которой шарахаются прохожие, - "чтоб уважали четких пацанов!"

Социологи, изучавшие таких ребят, составили нечто вроде "Аморального кодекса" трудных подростков. Для нормального человека он дикий, а для "девиантного" - вполне комфортный.

Отношение к собственности у тех, кто этому неписаному кодексу следует, "облегченное": то есть мое - это мое и его не тронь, а чужое добро не грех и позаимствовать. Подростки с легкостью идут на кражи и разбойные грабежи: подумаешь, "отжал мобильник", да еще и владельцу дал по голове, что такого-то!

При этом подросток зачастую еще и подводит под свои действия теоретическую основу - а, мол, "чего они сами!" Он искренне уверен в том, что ничего плохого не делал, что жертвы "сами виноваты" и вообще это "плохие люди" (в основном потому что "слишком богатые"). Для них это мелочь, купят еще, а у меня денег мало. К тому же, говорит подросток, "у нас в стране все законы несправедливые", а я "этих законов даже не читал", "у меня жизнь очень трудная, меня жалеть надо". По данным исследования, более 70% осужденных подростков не имели ясного представления о том, что их поступки уголовно наказуемы. Хулиганство они считали невинным "озорством", угон машины - восстановлением справедливости, как у Робин Гуда, драку - "мужским" выяснением отношений и т.д. Подросток подменяет понятия: себя он видит мстителем, а жертву "злодеем", которого надо "наказать".

От нечего делать

Чего у неблагополучных подростков явно больше, чем у обычных ребят, - это свободного времени. На что его употребить? По данным социологов, сейчас среди всех форм досуга молодежи преобладает "развлечение". Практически потеряли популярность такие занятия, как конструирование, занятия в каких-либо кружках и клубах, походы и т.д. У большинства молодых людей все эстетические интересы - это просмотр остросюжетных и эротических кинофильмов и видео, компьютерные игры и блуждание по Интернету и, конечно, "ничегонеделание" как основной вид досуга.

95% тех, кто относит себя к той или иной неформальной группе сказали, что с приятелями они в основном "гуляют по улице, в парке, во дворе". 63% - играют в компьютер, 52% - в футбол или другие спортивные игры, 43% ходят на дискотеку, в клуб или в бар, 42% - пьют пиво и другие слабоалкогольные напитки, 38% - курят. Каждый третий член неформальной группы (32%) сказал, что вместе с друзьями он "прикалывается, пугает людей и досаждает им", 27% - "крушат и ломают все вокруг ради удовольствия" (в одиночку подобными вещами занимаются лишь 6% опрошенных). 24% курят в своей компании кальян, каждый пятый употребляет крепкий алкоголь. Каждый десятый в компании таких же молодых людей курит марихуану, а 8% - употребляет более сильные наркотики. 6% признались, что вместе с приятелями совершали кражи из магазинов (самостоятельно это сделать рискнул лишь один из ста).

Каждый пятый подросток входит в ту или иную неформальную группу. Судя по данным опросов, самые многочисленные - это спортивные (30%) и музыкальные (26) фанаты, а также любители японского аниме (24%). Остальные респонденты отметили свою приверженность к таким группам, как хипстеры, готы и эмо, рокеры, рэперы, панки, гопники, альтернативщики, скейтеры и паркуристы, ролевики и толкиенисты, национал-патриоты, фашисты или скинхеды. Достаточно новым явлением в молодежной неформальной субкультуре считают компьютерных геймеров и хакеров (8%). В ходе интернет-опроса более половины (57%) подростков указали, что принадлежат к различным сетевым сообществам по интересам.

Такие группы ученые называют молодежными субкультурами и отмечают, что обычно они замкнуты и подчеркнуто изолируются от массовой культуры. Некоторые движения, которые проявляют по отношению к "традициям" агрессию и иногда - экстремизм, считаются уже контркультурой. Самая старая - это контркультура преступного мира, у которой свои законы, свой язык, свои опознавательные знаки (одежда, татуировки и пр.). Многие подростки к "блатной" романтике явно тяготеют.

Но, конечно, больше всего молодежных групп связано с разными стилями музыки: от панков и эмо до любителей тяжелого рока. Правда, исследователи отмечают, что подростки очень часто не понимают, "под чем подписались". Например, некоторые "настоящие металлисты" свято уверены, что главная их задача - устраивать драки и беспорядки, хамить взрослым, одеваться в кожу и заклепки. А попроси их назвать имена и лучшие альбомы знаменитых музыкантов в стиле хеви-метал - тут же "зависнут". Кстати, тоже касается и скинхедов: изначально это были последователи стиля регги и ска. Но впоследствии часть скинхедов примкнула к политическим радикалам, неонацистам, антикоммунистам и пр. - и какая уж тут музыка, когда в руке кастет, а на устах сплошное "хайль". Именно такие группы и представляют особую опасность для общества, заключают ученые вместе с педагогами и родителями.

Социологи отмечают: у современных подростков из неформальных групп ярко выражено стремление к риску, к "событийности". Если это не удается, ребята страдают от "скуки", "тоски", "никчемности". Действовать же они предпочитают не поодиночке, а толпой - и это тоже известная психологическая закономерность: в толпе ты "анонимен" и можешь ответственности не бояться.

Отдельные претензии не только у ученых, но и у педагогов и родителей к СМИ. В своем исследовании социологи отмечают: дети могут практически бесконтрольно "скачать из сети" любую информацию, в том числе и криминального характера. Юные преступники обмениваются опытом в популярных социальных сетях и интернет-сообществах, там же действует множество мошенников и радикально настроенных персон. Найти в свободном доступе ультранационалистские призывы или инструкции по приготовлению наркотиков, сборке взрывных устройств - вопрос нескольких "кликов" по ссылкам.

Бей первым?

Откуда в наших детях столько агрессии? Социологи обратились к данным психологов, которые агрессию подразделяют на физическую (то есть прямое нападение, применение физической силы), косвенную (сплетни, злобные шутки, адресованные "всем сразу" приступы ярости, крик, хлопанье дверьми и т.д.), вербальную (угрозы, ругань) и потенциальную (раздражительность и готовность при малейшем поводе перейти от настроения к действию). Психологи выделяют жестокость как вид агрессии, но знак равенства между ними не ставят. Жестокость, считают они, вовсе не обязательно сопутствует агрессии. Агрессия может быть заложена "от природы", у нее биологические корни. А вот жестокость - это результат воспитания и условий жизни. Очень часто люди (и подростки в том числе) жестоки не "сами по себе", а потому, что "так положено" в их группе, и если ее законам не следуешь, сам же в первую очередь и поплатишься. Для многих подростков агрессия и жестокость - это способ самоутвердиться в кругу сверстников, "дать отпор". Многое зависит и от семьи. Как ни странно это кажется со стороны, но склонность к насилию психологи часто отмечают не только у детей, которых дома "бьют смертным боем", а у вполне благополучных "маменькиных сынков", чьи родители контролируют буквально каждый шаг своего чада и оставляют ему только такой способ "проверить себя".

Так или иначе, когда социологи опрашивали школьников 7-9-х классов и несовершеннолетних заключенных, выяснилось, что стоит только запустить механизм агрессии - и она идет вширь. "Нужно применить силу, чтобы тебя уважали", "Если вещи, которые я делаю, расстраивают других людей, то это их проблема, а не моя", "когда я зол, лучше держаться от меня подальше", "я в любом случае постараюсь получить то, что хочу, даже если это создаст проблемы другим людям", "без насилия все было бы намного скучнее", "нет ничего плохого в том, чтобы ударить слабого", "насилие - это удовольствие" - с такими утверждениями согласны в среднем 13% "законопослушных подростков". По мере приобретения опыта драк и прочих "антиобщественных" действий подобные тезисы берет на вооружение каждый пятый подросток. Уже 40% школьников, чье поведение социологи деликатно называют "отклоняющимся" от принятого в обществе, могут написать подобные слова как девиз на щите, отнюдь не рыцарском. А среди малолетних осужденных более половины (иногда до 67-68%) подобное враждебное отношение к людям считают для себя нормой.

Правда, во многих случаях свою агрессию школьники выплескивают не физически, а словесно и лишь против тех, кто заведомо слабее. Но при этом социологи отметили, что в последнее время даже вербальная агрессия стала проявляться в более раннем возрасте, чем в 80-90-е годы. А по данным МВД, также приведенным в докладе ученых, более 30% преступлений несовершеннолетние совершают без какого-либо четкого мотива, 70% малолетних убийц даже не могут ответить, зачем они это сделали.

Психологи находят причины обострения жестокости подростков, кроме прочего, в "агрессивном влиянии" извне: в жестоких фильмах, в постоянном насилии и крови на киноэкране и на мониторе, где разворачиваются компьютерные игры. А еще - в Интернете, куда по новой "моде" подростки выкладывают видеозаписи, например, своих издевательств над сверстниками и находят массу откликов. В ходе онлайн-исследования 15-летние респонденты без малейшего стеснения хвастались своими "режиссерскими успехами" на этом поприще - например, обсуждали ролик "школы боев без правил для девочек". Ученых поразило то, что подростки занимали позицию нейтрального и аморального наблюдателя и жертве ни капли не сопереживали.

В науке есть понятие "подростковый моббинг" - от английского слова "толпа", означающее организованную коллективную травлю подростка сверстниками. Происходил он во все времена (достаточно вспомнить, например, знаменитый фильм "Чучело"). Но в последнее время его отмечают все чаще. Нередко именно травля становится причиной самоубийств подростков. Раньше дело ограничивалось бойкотом в классе и сплетнями во дворе, сейчас жертва обнаруживает оскорбительные записи в доступных "всему миру" социальных сетях, видео - в общем доступе. То, что порой происходит в виртуальном пространстве, социологи без обиняков назвали "публичными пытками". И призвали к тому, чтобы все-таки создать над подобными вещами общественный контроль.

А чего они?!

Социологи проанализировали причины, по которым старшеклассники ввязываются в драки, совершают акты вандализма, издеваются над сверстниками. В основном это личные мотивы, защита собственного "Я" - ответил на оскорбление, вступился за друга, "наших били" и пр. С возрастом подростки реже дерутся просто "под настроение" и учатся более приемлемым способам урегулирования конфликта. В числе же глубинных причин - то, что в обществе подросток практически не имеет возможности самоутвердиться и испытать себя в реальном деле. Лишь у 39% есть близкий человек, с которым можно посоветоваться. Зато в непосредственном окружении полным-полно тех, кто решает свои проблемы именно силой и с легкостью нарушает закон и нормы морали.

Многое зависит и от места, где подросток живет. В крупных городах гораздо легче собираются агрессивные молодежные "стаи", а человек чувствует себя бесконтрольным и безнаказанным. В деревне или поселке городского типа жить гораздо безопаснее, чем в мегаполисе. По данным социологов, в московских и казанских школах дерутся гораздо чаще, чем в малых городах вроде Можги, Бузулука или Вятских Полян: 44,6% против 28,1%. На селе подростки реже носят с собой оружие (нож, баллончик и пр.). В малых городах гораздо меньше, чем в "миллионниках", агрессивно настроенных девочек (тоже одна из горьких примет нашего времени).

То же касается и вандализма, когда подростки разрисовывают стены домов, портят лифты, крушат таксофоны, вагоны поездов, а то и памятники на кладбищах. По статистике, большинство таких актов совершают именно люди в возрасте до 25 лет. Неожиданным для ученых стало то, что по мере взросления молодые люди становятся более склонны к вандализму: среди школьников 7-9-х классов это лишь каждый десятый, среди старшеклассников уже 43%. Правда, 40% при этом сказали, что надписи на стенах и взрезанные сиденья в транспорте их самих "раздражают", каждому пятому "хочется все исправить". Но, видимо, тут тоже сказывается эффект группы: 75-80% подростков-вандалов действовали вместе с сообщниками. Кстати, социологи со свойственной им скрупулезностью посвятили особые разделы своего доклада вандализму, граффити, кражам в магазинах (подростки активно делились способами обмана контролеров и продавцов, снятия магнитной защиты с товаров и прочими "секретами мастерства"). Очень познавательное было бы чтение для владельцев магазинов, милиции и педагогов - если бы им не было столь очевидно все равно.

Самый грустный вывод из этого исследования - то, что социологи и психологи, занимающиеся подростковыми проблемами, напоминают сейчас "вопиющих в пустыне". И сами признают, что их исследования не слишком востребованы теми, кто занимается работой с молодежью, ее образованием и воспитанием. Даже правоохранители, видимо, удовлетворяются лишь собственной криминальной статистикой. А раз так, то эти сводки обречены пополняться и дальше.

Дословно

Почему случились те драки, в которых ты участвовал? Ответы подростков:

Меня оскорбили, и я решил сам отомстить - 43%.

На меня напали, я защищался - 39%.

Защищал подругу (друга) - 34%.

Это война между группировками - 19%.

Хотелось кое-кого проучить - 16%.

Просто захотелось, под настроение - 5%.

Представился случай проверить себя и свою силу - 4%.

Как ты поступаешь, когда у тебя возникают трудности?

Сам ищу выход, обдумываю ситуацию - 42%.

Советуюсь с кем-нибудь, вместе ищем решение - 39%.

Отвлекаюсь, ухожу в Интернет, в игру, смотрю кино, ТВ - 33%.

Ухожу в себя, рисую, слушаю музыку, стараюсь не общаться - 30%.

Предпочитаю отключиться с помощью алкоголя и т.п. - 10%.

С натуры

В ходе исследования социологи проводили так называемые глубинные интервью с подростками. Вот типичный "герой" - восьмиклассник из небольшого города. Щуплый, слабый на вид, он ходит по улицам и ищет, с кем бы подраться. Считает это почти подвигом и своим главным достоинством. В школе учится плохо. Живет с замотанной матерью и отчимом. Друзей практически нет, зато есть большая собака, которую он бьет за малейшее непослушание, "чтоб не убегала". Пытается играть "для себя" в музыкальной группе. Любимая музыка - "Король и Шут", сам себя считает панком, а сестру - "эмо". Ревнует мать к маленькому брату и с возмущением отталкивает его от себя: "Как я могу его любить, он же мальчик!!!" Драка для него - единственный способ доказать всем, что он силен, что он хоть что-то в этом мире значит, что он вообще - есть. "Непонятно, что ему надо", - пожимают плечами окружающие. "Тюрьма по тебе плачет!" - твердят учителя.

Фото с сайта rg.ru.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров