Восемнадцать психотипов российских водителей мешают им ездить по-человечески

11 июля 2012, 07:10, ИА Амител

Транспортные заторы в Москве – не результат нерасторопности городских властей, которые никак не могут снабдить столичные дороги интеллектуальными транспортными системами (ИТС), избавившими от пробок Токио, Сеул, Нью-Йорк и Лондон, — а следствие того, что российские водители исповедуют особенный с точки зрения транспортной телематики стиль вождения.

Говоря проще, российские водители и автомобилисты из других стран по-разному воспринимают информацию на дороге: обычная калька с любой из западных или азиатских ИТС не будет для Москвы столь же эффективной.

Отечественные ученые из МАДИ установили, что все дело в психотипе водителя, который и определяет, как водитель реагирует на знаки и текстовую информацию на дороге, как позиционирует себя в общей структуре транспортного потока, — подчиняется общему течению или ищет индивидуальные обходные пути.

И выясняется, что в Японии, к примеру, существует единственный психотип водителя, позволяющий эффективно применять на территории всей страны общие для всех транспортные решения и стандарты. В Европе количество психотипов, по-разному воспринимающих информацию, 3–4: скандинавский, среднеевропейский и южный тип водителей, а также выходцы из Северной Африки и Ближнего Востока.

В России же ученые МАДИ остановились на 18 разновидностях, но признаются, что это далеко не все, — за любые рамки выпадают водители маршруток, чья манера поведения на дороге требует отдельного исследования.

Издание "МК" сообщает, что в окончательном варианте ученые описали 9 психотипов, умножив их на два. Речь идет об одних и тех же людях, при условии, что с 1-го по 9-й психотип они эксплуатируют автомобили бюджет- и имидж-класса, а с 10-го по 18-й пересаживаются на машины премиум и VIP-категории.

Стандарты поведения и взаимодействие с информацией у водителей первой и второй групп оказываются принципиально разными. Причем у VIP-ов стандарты меняются в худшую сторону.

Особенности психотипа водителя проявляются буквально во всем. Российский водитель глядит не прямо перед собой, как это делают немец или француз, а чуть ниже горизонтального уровня: необходимость объезжать колдобины на дороге прочно закрепилась в российском сознании.

В результате резко уменьшается и угол периферийного зрения, дорожные знаки практически не воспринимаются российским водителем, он их большей частью просто не замечает.

Российский водитель не воспринимает больше трех строк текстовой информации, голландцы читают пять. Европейцы считывают информационные табло, как книгу — слева направо и сверху вниз, россияне смотрят в нижний правый угол, не успевая проанализировать содержание надписи на щите.

Несложно подсчитать, сколько времени в поле зрения водителя находится тот или иной знак, если он двигается со скоростью 90 км/ч. Между тем у некоторых российских автомобилистов даже самый примитивный анализ информации занимает от 1 до 3 секунд.

Яркой особенностью российского дорожного менталитета является наличие так называемых лидеров-провокаторов, которые способны развалить любую интеллектуальную систему, — они не терпят спокойного, равномерного движения, двигаются в шашечном порядке,сбивают с толку других водителей и, по статистике, являются прямой или косвенной причиной до 50% всех ДТП.

Культура вождения на российских дорогах предельно низка: не принято уступать дорогу машине, двигающейся с большей скоростью, а таблички с надписью "Не занимайте левый ряд!" игнорируются абсолютно всеми участниками движения.

Российские водители отличаются инерционным мышлением: получив безусловную информацию о привлекательности объездного маршрута, они редко решаются ею воспользоваться. Тех же, кто без сомнений поверит интеллектуальной системе и беспрекословно выполнит ее директиву — японская модель поведения — в России просто нет.

Немец и француз, поехав по альтернативному маршруту, сразу же забывают о сделанном выборе; среднестатистический россиянин склонен на протяжении довольно долгого времени продолжать сомневаться в правильности принятого решения.

Очень сложно, закупив даже самое передовое IT-оборудование, калибровать его под 18 психотипов российских водителей, делают вывод ученые МАДИ, которые смогли добиться создания в России профильного технического комитета Росстандарта, занимающегося только вопросами ИТС. И – продолжают изучать реакции российских психотипов, надеясь подогнать интеллектуально-транспортные системы "под себя".

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров