Кабину пилотов дополнят виртуальной реальностью
16 июля 2012, 12:05, ИА Амител
Россия должна выполнить работы по созданию трехмерных
моделей аэродромов и местности вокруг в соответствии с Конвенцией о
международной гражданской авиации, предусматривающей переход на новые
стандарты навигации. Финансирование работ проходит за счет подпрограммы
"Гражданская авиация" ФЦП "Развитие транспортной системы России"
Минтранса и ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники" Минпромторга.
— Первый этап работ должен закончиться через год.
Несколько десятков крупных аэродромов будут приведены в соответствие с
международным требованиям. Первыми — московский и санкт-петербургский
авиаузлы, — рассказал один из участников проектов, генеральный директор
ООО "Группа Джей Си" Евгений Черняков. — У авиационных служб на бумаге
есть вся подробная картографическая информация об аэродромах, о
стандартных зонах вокруг них, результаты геодезических изысканий. Всю
эту информацию в наглядном виде можно будет выкатить перед глазами
пилота — отображать в режиме реального времени картинку, с землей,
глиссадами, коридорами для посадки. Это дорогое удовольствие, стоит
десятки миллионов долларов.
В ГосНИИАС говорят, что работы уже выполняются в сочинском
аэропорту специалистами научно-исследовательского центра "Геодинамика".
— В целом РФ эта работа только начинается, все крупные
аэропорты должны быть переведены в цифру. Нужно сначала сделать 2D, а
потом 3D, должно быть подробное объемное отображение и местности в
радиусе 45 км вокруг аэродрома и сам аэродром. В центре навигационной
информации практически нет такой информации — только в бумажном виде, —
рассказала руководитель восьмого подразделения ГосНИИАС Лариса
Вишнякова.
По словам ее коллеги, начальника отделения "Перспективные
системы и комплексирование авионики самолетов ГА" ФГУП "ГосНИИАС"
Геннадия Чуянова, уже выделен надежный гигагерцовый радиоканал, по
которому будет передаваться информация самолетам, оснащенным новым
оборудованием, об их положении в пространстве. Есть также стенды для
отработки взаимодействия диспетчеров и пилотов с применением нового
оборудования, отображающего трехмерную картину.
— Скорее всего, будет реализован вариант, когда на ИЛС
(индикатор на лобовом стекле) будет проецироваться дополнительное
изображение, то есть существующее пространство перед летчиком будет не
заменяться, а подрисовываться, — рассказывает Чуянов.
В
ОАО "НТЦ Промтехаэро", которое занимается сертификацией оборудования,
считают, что внедрение систем, улучшающих видение пилотов, возможно не
раньше 2018 года, а сейчас подобное оборудование сертифицировать для
гражданской авиации невозможно, так как не утверждены соответствующие
требования к нему.
— В рекомендациях Международной
организации гражданской авиации предусматривается внедрение таких систем
в 2018–2023 годах, — говорит начальник отдела навигации и наблюдения
"НТЦ Промтехаэро" Борис Лебедев.
Евгений Черняков уверяет, что через несколько лет новым навигационным оборудованием будут снабжать все новые самолеты.
—
Улучшение реального видения помогло бы предотвратить катастрофы,
которые случились не только рядом с аэропортами, но и вдалеке от них;
пилоту в качестве подсказки можно дополнительно транслировать не только
точные модели аэродромов при заходе на посадку, но и менее точную
трехмерную картинку, демонстрирующую его реальное нахождение в
пространстве, — считает он.
Комментарии 0