Татьяна Майер: курс «Основы религиозных культур и светской этики» должен стоять в школьном расписании под №1

18 июля 2012, 14:12, ИА Амител

Руководитель методического объединения учителей курса "Основы православной культуры"  Новоалтайска Татьяна Майер на официальном сайте Алтайской епархии поделилась своим мнением по поводу модуля в преподавании основ религиозной культуры и светской этики.

Она пишет:

2012 год, думаю, будет  важной исторической вехой в педагогике Алтая. Это год введения нового учебного курса в алтайских школах – "Основы религиозных культур и светской этики". Главной целью данного курса является формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению,  основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.

В рамках этого курса из шести модулей для изучения своему ребенку каждый родитель должен выбрать один, единственно правильный. Сделать это очень нелегко, т. к. часто родители не имеют четкого представления  о содержании каждого модуля.

Остановлюсь на модулях несколько подробнее. Начну с трех сразу: с преподавания культуры ислама, буддизма и иудаизма. Для подавляющего большинства нашего региона названные культуры не являются родными, и вполне понятно и объяснимо, что данные модули для изучения в крае выбрали единицы. Будучи православным человеком, я с большим уважением отношусь к такому выбору. А как же иначе? Родители в этих семьях понимают, что только свои, родные традиции смогут сформировать у ребенка любовь к своему роду, народу. А любовь к родному очагу формирует и любовь к Отечеству.

А какой нравственный стержень будут иметь наши дети, если не узнают своих родных православных корней? Устой "Семьи Букиных" или традиции "Дома-2"  с "Универами"?  Герои этих сериалов для многих детей стали просто родными. Конечно, в идеале знание своей культуры должно впитываться с молоком матери. Но, исправляя ошибки истории, надо учитывать, что и сами матери выросли как сироты при живых родителях, нося крест как украшение и принимая Святое Крещение как дань моде.

Теперь предоставляется уникальная возможность восполнить этот пробел через изучение своей православной культуры. И дети знания получат, и родители ликбез пройдут. Некоторое недоумение у меня вызывает решение тех родителей, которые выбирают модуль "Основы мировых религиозных культур", а таковых немало. Например, только в  г. Новоалтайске из 400 учащихся данный модуль выбрал 91 человек.

В течение многих лет при разработке данного модуля по всей стране постоянно велись жаркие споры. Ну, посудите сами: чужую или свою радость? Чему будет больше сопереживать: наводнению в Индии или пожару в соседней деревне, где живут родственники, друзья, знакомые? Голая информация нравственности не добавит. А ведь именно ради этого, ради воспитания духовно-нравственной личности, мы жертвуем одним часом драгоценного учебного времени. Выходит, нецелевое использование временного ресурса!

Сторонники этого модуля говорят: "Пусть ребенок узнает про все культуры, а потом сам определится с выбором веры". Но данный курс не ставит целью выбор веры, а через изучение культурного наследия своего народа стать сопричастным ему. Да, другие культуры тоже знать надо для развития общего кругозора, для привития уважения к чужим традициям. Но только после изучения своей, базовой. В противном  случае мы уподобляем себя детям из приюта, видевшим в каждой женщине свою мать. Как можно в этом случае привить любовь к Родине, воспитать чувство патриотизма?

Несколько слов хотелось бы сказать о последнем модуле "Основы светской этики". Данный модуль выбирают для своих детей те родители, кто не приемлет вероисповедание как таковое, т.е. атеисты. По данной "Азбуке нравственности" школа уже работала (в советское время). Были неплохие результаты, т.к. был идеал для подражания – В.И. Ленин.

В современном мире отсутствие идеала лишает возможности ребенка причислить нравственные категории к вечным ценностям. Жизнь меняется, идеалы уходят, меняются и ценности. Поэтому ребенок вправе сказать: "А я считаю, что это не модно, не престижно и т.д." Кроме того, говоря о русской культуре, надо помнить, что и архитектура, и живопись, и литература, и музыка прошиты Православием, словно золотыми нитями. Выходит, что и в курсе светской этики без знания основ православной культуры не обойтись.

И в заключение несколько слов о личном опыте преподавания основ православной культуры. Скажу честно, что десять лет назад я стала вести этот курс не от глубокой веры, а от безнадежности отжившей свое старой системы воспитания. Тогда я не знала, что соломинка, за которую я ухватилась, была мощным айсбергом, прочным и надежным основанием, которое было скрыто от меня моим незнанием родной культуры. Теперь я глубоко убеждена, что данный предмет должен стоять в школьном расписании под №1, и многие вопросы нравственного толка отпадут сами собой.

Курс ценен тем, что каждый урок имеет нравственную окраску, избегая прямой морали. Однозначно, что дети становятся добрее и милосерднее. Кстати, дети прекрасно разграничивают эти понятия. Хотелось бы, чтобы родители подошли к вопросу выбора модуля очень ответственно, ведь от этого зависит не только полезность данного предмета, но и нравственное становление их ребенка.

Опрос на ИА "Амител":


Нужно ли в школах преподавать основы религиозной культуры?
да 674 чел.
нет 974 чел.
религия и школа несовместимы 175 чел.
затрудняюсь ответить 25 чел.
Всего проголосовало: 1848 чел.



Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров